Анализ рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки»




«Антоновские яблоки» написаны в 1900 году. И относятся к раннему периоду творчества И.А. Бунина. Исследователи называют раннюю прозу Бунина лирической прозой. Она импрессионистична (опирается на 5 чувств). Принцип импрессионистического творчества – изображаю как я вижу сейчас, в данный момент. «Антоновские яблоки» относятся к лирической прозе, поэтому можно выделить следующие принципы:

1)Отсутствие сюжета (пересказать сложно), но они не распадаются на отдельные фрагменты, потому что, если нет единого сюжета, то есть единый эмоциональный настрой. В «Антоновских яблоках» - ностальгия, светлая печаль, поэтому его можно назвать элегией. А, например, в «Деревне», «Суходол» - на смену печали приходит тоска (тоска более сильное эмоциональное чувство).

2)Философские раздумья, мысли, которые наполняют героя.

3)Импрессионистическая манера (образ основан на 5 чувствах).

«Антоновские яблоки» - чисто импрессионистическое произведение. Краски импрессионизма у Бунина - лиловатый, бирюзовый.

В нем нет как бы видимости повествования, сюжета. Можем пересказать. Рассказ о том, как молодой человек, барчук, приехал в Выселки, где проходил сбор урожая, свидетелем которого он был, отправлялись на охоту, показал имение своей тети, на примере которой говорил о крепостном праве, то есть сюжета как такого нет! Нельзя сказать, что это рассказ о сборе антоновских яблок, об охоте.

Импрессионизм в литературе – соединение слов, вызывающих зрительный эффект, обонятельный, осязательный и тд. В «Антоновских яблоках» мы можем наблюдать все 5чувств:

«... Помню раннее, свежее, тихое утро...» - свежесть передается запахом, ранее – зрительно, полутемнота, тихая – звук!

«Воздух так чист, точно его совсем нет...» - зрительно, «по всему саду раздаются голоса и скрип телег…» - слуховой образ.

«…ест их с сочным треском одно за одним» - вкус. «Прохладная тишина» - звук, запах, цвет.

«с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла» - все 5 чувств!

Все это для передачи впечатлений от прошлой жизни и от того, что называем ностальгией. И импрессионист нацелен на природу, где использует все 5 чувств. Нет сюжета, но есть впечатление, настроение.

Антоновские яблоки – как символ прекрасной прошлой жизни. А прекрасно оно отношением барина и мужика.

Нам дана идеалистическая картина: дворовые, мещане, барин – все дружат, объединятся в дружном порыве к друг другу при сборе яблок.

«А мальчишки в белых замашных рубашках и коротеньких порточках, с белыми раскрытыми головами, все подходят. Идут по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками, и косятся на лохматую овчарку, привязанную к яблоне. Покупает, конечно, один, ибо и покупки-то всего на копейку или на яйцо, но покупателей много, торговля идет бойко, и чахоточный мещанин в длинном сюртуке и рыжих сапогах — весел » - показана веселая ярмарка, и какая она будет мрачная в «Деревне». В «Деревне» Бунин уже другой. В «Антоновских яблоках» Бунин радостный, светлый, радуют люди, погода, время, а главное это работа, которая всем приносит удовольствие.

По Салтыкову-Щедрину и Некрасову знаем, как тяжело давалась работа на земле. И сбор яблок – это каторжный труд для крестьян, и барин точно не стоял рядом и не умилялся, как крестьянин грызет его яблоко из барского сада. Это радостное ностальгическое чувство светлой грусти по тому времени.

В «Деревне» и «Суходоле» та же деревня, но другой Бунин; манера та же импрессионистская, но настроение и чувство другое. В «Антоновских яблоках» - светлая печаль, ностальгия радостная, чувство встречи, обретение.

Рассказывая о стариках, Бунин словно любуется.

«А у богатых мужиков — у Савелия, у Игната, у Дрона — избы были в две-три связи, потому что делиться в Выселках еще не было моды… …Склад средней дворянской жизни еще и на моей памяти имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей домовитости и сельскому старосветскому благополучию»!!! – любая бунинская мысль! – главная мысль в рассказе, которая скрепляет его.

«Крепостного права я не знал и не видел, но, помню, у тетки Анны Герасимовны чувствовал его. Въедешь во двор и сразу ощутишь, что тут оно еще вполне живо» - впечатления от якобы крепостного права: ветхие старики и старухи, дряхлый повар в отставке, похожий на Дон Кихота, то есть приживал. Можно сказать, что Бунин вспоминает в сущности свою жизнь (приживал, стал его учителем). Крушение крепостного права для дворовых – они потеряли место.

Излюбленная тематика – барин (помещик) и мужик. И Бунин подходит к этой проблеме взаимоотношения барина и мужика антиисторически! То есть во всех его ранних рассказах, в том числе и в «Антоновских яблоках», где он пишет на тему «барин и мужик» и где есть ностальгия по прошлой жизни – он идеализирует крепостное право, а это антиисторизм! Потому что он описывает деревню тех времен и говорит о том, как хорошо было.

А что ему нравится в крепостном праве? В крепостном праве ему кажется, что обедневший барин и разбогатевший, крепкий мужик, добившийся этого своим трудом, - у Бунина находятся в одном социальном статусе, они как бы приравниваются.

И Бунину кажется, что это и есть дальнейший путь развития России: хорошо бы, чтобы богатые обеднели, а бедные чуть-чуть стали жить лучше и воцарился бы всеобщий мир. То есть как ностальгия по прежней жизни.

Таким образом, разбогатевший мужик и обедневший барин дружат между собой – это антиисторизм Бунина!

«И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом!»

В последних 2х главах рассыпается, умирает деревня. Но стараются поддерживать дух прошлого барства охотой.

«Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие. Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства!.. Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!» - помещик обеднел до мужика. Скудно украшены комнаты, скудная еда, но все равно это описывает со светлой грустью.

«Антоновские яблоки» - произведение - «лирическая проза» - присутствует лирический герой и все видим через его ощущение, впечатление – субъективные переживания. Картины могут меняться, а настроение нет (радостная грусть).

Рисуя окружающий мир в цвете, запахах, звуках Бунин использует косвенные ассоциации, тем самым приближает картину того, что он описывает и это создает у читателя ощущение присутствия изнутри.

В рассказе "Антоновские яблоки" перед нами одна за другой проходят типичные картины сначала зажиточной жизни помещика, а затем нищенского существования мелкопоместного дворянина. Несмотря на небольшой объем этого рассказа, он подлинная энциклопедия бытия среднего и мелкопоместного помещика, бытия, отдельные зарисовки которого Бунин дал в ряде других ранних рассказов ("Суходол").

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: