По специальности «Логопедия»
Специальная педагогика
Специальная педагогика (дефектология, коррекционная педагогика) является составной частью педагогики. Это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях затруднительно или невозможно.
Объектом является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.
Субъектом является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Предметом является теория и практика специального образования.
Конечная цель – достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни: через коррекцию недостатка, его компенсацию педагогическими средствами, абилитацию (младенческий и ранний возраст), реабилитацию.
Задачи:
- изучать закономерности развития личности;
- выявить коррекционные и компенсаторные возможности человека;
- обосновать классификацию лиц с ограниченными возможностями;
- разрабатывать научные основы содержания образования;
- реализовать образовательные программы;
- осуществлять процессы абилитации и реанимации;
- разрабатывать программы профориентации;
- исследовать механизмы профилактики;
- реализовывать концепцию интеграции.
Логопедия
Логопедия («логос» - слово, «педия» - обучение) – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Предмет – нарушения речи и процесс обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.
Объект – человек с нарушениями речи.
Логопедия является отраслью специальной педагогики (как и олигофренопедагогика, тифлопедагогика и др.).
|
В структуру логопедии входят дошкольная логопедия, школьная, подростковая и для взрослых.
Цель – разработка системы преодоления и профилактики нарушений, а также обучение, воспитание, изучение людей.
Задачи:
- изучить этиологию, механизмы, симптоматику;
- выявить онтогенез при речевых нарушениях;
- изучить особенности формирования речи при различных нарушениях;
- разработать методы исследования;
- разработать методы преодоления;
- дать научное обоснование логопедической помощи в России.
Логопедия связана со многими науками:
- внутрисистемные связи: специальная психология, логоритмика, методика обучению русскому языку…
- межсистемные связи: оториноларингология, генетика, психолингвистика…
Знания медицинских наук помогают правильно проанализировать анамнестические сведения, психологические знания – для контакта с ребёнком.
Специальная психология
Специальная психология (психология аномального развития) – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врождёнными или приобретёнными нарушениями формирования нервной системы.
Специальная психология подразделяется на психологию слепых (тифлопсихологию), глухих (сурдопсихологию), умственно отсталых (олигофренопсихологию), детей с нарушениями речи (логопсихологию) и др.
Задачи:
- выявление общих и специальных закономерностей психического развития аномального ребёнка в сравнении с нормальным;
|
- изучение особенностей развития познавательной деятельности с различными типами нарушений;
- разработка методик диагностики и способов коррекции;
- изучение психологических проблем интеграции;
- психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей с различными типами нарушений.
Таким образом, значение специальной психологии для специальной педагогики определяется тем, что на основе её данных строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития.
Принципы и методы психологического изучения детей
Одной из важных практических задач специальной психологии является выявление детей с нарушениями в развитии, их дифференцированная диагностика, разработка соответствующих психодиагностических методик. При этом определены принципы, которыми руководствуются при обследовании детей с нарушениями в развитии:
1) Принцип комплексного изучения ребёнка – всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности, навыков и пр. В обследовании принимают участие психолог, отоларинголог, офтальмолог, логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог и т.д.
2) Принцип целостного системного изучения ребёнка – целостный анализ в процессе психодиагностического исследования предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушений психического развития, а установление связей между ними. Основополагающим здесь является положение Выготского о структуре дефекта.
|
3) Принцип динамического изучения ребёнка – при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но их возможности в обучении. Значимой является концепция Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития (уровень трудностей, решаемых ребёнком самостоятельно) и зона ближайшего развития (уровень трудностей, решаемых под руководством взрослых).
4) Принцип качественно-количественного подхода – при анализе данных важно учитывать не только конечный результат деятельности, но и анализировать процесс её выполнения – способ, рациональность, логическая последовательность операций, настойчивость в достижении цели.
Необходимость реализации этих принципов сформировала в обществе объективную потребность в создании психологической службы в системе специального образования (для лиц с особыми образовательными потребностями), нацеленной на профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитационную работу с личностью.
Интеграция
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества.
В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или в образовательном учреждении общего назначения.
Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности выражалось в форме и манере общения с ними. Модели: «Больной человек», «Недочеловек», «Угроза обществу», «Объект жалости», «Объек обременительной благотворительности», «Развитие».
Реализация модели «Развитие» возможна в соответствии с принципом «нормализации».
Интеграционные процессы в России начались лишь в 90-е годы ХХ века благодаря её вхождению в мировое информационное и образовательное пространство. Сегодня специальное образование в нашей стране пока не соответствует общепринятым международным нормам в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. О возможности реализации интеграционных процессов заявлено, но система образования не имеет при этом ни экономической поддержки, ни необходимой готовности (кадровой, духовно-нравственной, содержательно-организационной) массового образования к их осуществлению.
Можно выделить несколько ключевых вопросов интеграционного обучения:
- кого учить (для каких групп с ограниченными возможностями);
- где (каковы организационные формы обучения);
- чему (каково содержание специального образования);
- когда (начинать в дошкольном возрасте…);
- кто учит (подготовка кадров).
Речь
Речь – важнейшая специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми. Она характеризуется процессами приёма, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка.
Воспроизведение речи осуществляется с помощью аппаратов дыхания, жевания, глотания, голосообразования и артикуляции. Большое значение имеет сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей.
В реализации речевой функции, а также чтения и письма, принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга. Однако центральным звеном аппарата речи является кора головного мозга.
Всю совокупность физиологических механизмов, участвующих в формировании речи, можно разделить на 2 группы: механизмы восприятия и механизмы воспроизведения речи.
Выделяют 2 основных вида речи:
1) Импрессивная речь – понимание устной и письменной речи (чтения). В психологическую структуру импрессивной речи входят процессы восприятия и анализа звукового и буквенного состава речи.
2) Экспрессивная речь – воспроизведение устной речи или самостоятельного письма. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (выполнение мыслительных операций и действий в уме), которая завершается развёрнутым речевым высказыванием.
Речь неразрывно связана с мышлением.
В возрасте около 2 лет у ребёнка между мышлением и речью наступает переломный момент, и речь постепенно становится «орудием» мышления. Но до становления «внутренней речи» у ребёнка появляется речь, обращённая к самому себе – «эгоцентрическая внешняя речь». Появление такой речи связано с какой-либо деятельностью (интеллектуальной, игровой), когда во время игры он начинает рассуждать вслух.
Логопедическая ритмика
Логопедическая ритмика – это своеобразная форма активной терапии; это сочетание слова, музыки и движения.
Цель – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.
Логопедическая ритмика создаёт:
- благоприятные условия для тренировки процесса торможения или возбуждения у лиц с речевой патологией, у которых нарушено равновесие деятельности ЦНС;
- возможность выявить индивидуальный ритм человека;
- усовершенствование протекающих двигательных и ритмических процессов;
- развивает восприятие, слуховое внимание и слуховую память;
- предоставляет широкие возможности для развития оптико-пространственных представлений;
- способствует развитию координации общих движений, произвольной моторики;
- воспитывает чувства темпа и ритма в движении.
У человека имеется врождённая склонность к ритмическому движению.
Ритм – последовательное чередование звуков различной высоты и длительности.
Чувство ритма (ритмическая способность) имеет 3 основных компонента:
1) чувство темпа – восприятие скорости определённых раздражителей;
2) чувство метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентрированных и неакцентрированных частей;
3) чувство ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков и пауз.
На логоритмических занятиях используются следующие виды упражнений: ходьба и маршировка в разных направлениях; упражнения на развитие дыхания и голосообразования; на регуляцию мышечного тонуса; на активизацию внимания; на развитие чувства темпа, метра, ритмического рисунка; ритмические упражнения без музыкального сопровождения; пение; игра на музыкальных инструментах; различные виды игровой деятельности.
ДЦП
ДЦП – тяжёлое заболевание НС. Возникает вследствие органического поражения ЦНС под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробный период, в момент родов, на первом году жизни. ДЦП проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.
У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удерживания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.
При ДЦП наблюдается нарушение мышечного тонуса, ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи), наличие насильственных движений (гиперкинезы), тремор, нарушение равновесия и координации движений, нарушение ощущений движений, наличие патологических тонических рефлексов.
Все эти нарушения затрудняют формирование двигательных функций и влияют на развитие познавательной деятельности и речи.
Классификация ДЦП (Семёновой):
1) Спастическая диплегия (болезнь Литтля) – наиболее распространённая форма ДЦП. Повышение мышечного тонуса (спастичность) в конечностях, ограничение силы и объёма движений в сочетании с нередуцированными тоническими рефлексами. Наблюдается перекрещение ног при опоре на пальцы.
Спастико-паретическая дизартрия, ЗРР, моторная алалия. Благоприятный прогноз в преодолении психических и речевых расстройств и неблагоприятный – двигательные функции.
2) Двойная гемиплегия – самая тяжёлая форма ДЦП. Тотальное поражение мозга. Ригидность мышц. Дети не сидят, не стоят, не ходят.
Анартрия, умственная отсталость.
3) Гемипаретическая форма – повреждение конечностей с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Чаще поражается левое полушарие, поэтому правосторонний гемипарез. Паретичная рука приведена к туловищу, кисть сжата в кулак, ограничен объём спонтанных движений – «ходьба сенокосца».
Моторная алалия, дислалия, дисграфия, спастико-паретическая дизартрия. Благоприятный прогноз двигательных функций.
4) Гиперкинетическая форма – поражение подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. С 4-6 месяцев в мышцах языка, потом тела. Произвольная моторика развивается с большим трудом. Ребёнок долго не может сидеть, стоять, ходить.
Затруднён навык письма, гиперкинетическая дизартрия. Психическое развитие нарушено меньше, чем при других формах ДЦП.
5) атонически-астатическая форма – поражение мозжечка. Низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений). Тяжёлые двигательные нарушения.
ЗРР, атактическая дизартрия, задержки формирования чтения и письма, алалия.