Атрибуты» символизма: устойчивые словесные символы, «опорные слова-острия», рифма, ритмика, интонация.




К какому циклу и тому стихов Блока относится? Какова тональность стихотворения?

Стихотворение «В ночи, когда уснет тревога…» относится к 1 тому стихов/ Стихотворения. Книга первая (1898-1904), к циклу «Ante Lucem» (1897-1900). Год написания: 1898.

Ante Lucem - цикл стихотворений Александра Блока, написанный им в течение 1898—1900 годов включает в себя 76 стихотворений. Ряд стихотворений цикла посвящён Ксении Михайловне Садовской (1861—1925), с которой Блок познакомился в 1897, во время поездки в Германию.

Первый цикл озаглавлен «Ante lucem» — «До света» или, как переводил это название сам Блок, — «Предрассветное». В стихах этого цикла еще видна неопытность молодого поэта, но в нем уже формируются многие темы творчества А. Блока. Первая из них — это тема, связанная с образом Гамлета. А. Блок уподобляет себя герою В. Шекспира и говорит о непонимании поэта людьми. С этой темой соседствует мотив противопоставления земного и потустороннего начал в жизни, воспевание бесконечности, пространства и, как это ни странно для молодого поэта, тема упоения смертью.

О, верь! Я жизнь тебе отдам,
Когда бессчастному поэту
Откроешь двери в новый храм,
Укажешь путь из мрака к свету!..

Вошедшие в данный цикл стихотворения отличает тяготение поэта к ушедшей культуре, которая ощущается им как интимно близкая, сегодняшняя. Отсюда – многочисленные цитаты, реминисценции и мифологемы, через которые раскрывается связь «я» с мировым целым и с людьми через те или иные историко-культурные уподобления и которое порождается панэстетическим представлением, что история ярче всего кристаллизируется в искусстве.

Основная поэтическая мысль, выраженная в стихотворении.

Поэт признается, что в повседневной суете далеко не каждый человек может понять, каким бесценным даром он владеет. Заключается он в возможности ежедневно видеть рассветы и закаты, наслаждаться шелестом листьев и ароматом цветов. Лишь в особые минуты просветления приходит осознание того, что мир действительно прекрасен. Поэтому автор восторженно восклицает: «О, сколько музыки у бога, какие звуки на земле!».

Совершенство природы настолько поражает Блока, что на фоне безупречно прекрасного мира его личные переживания и проблемы кажутся чем-то пустым и никчемным. «Что буря жизни, если розы твои цветут мне и горят», – отмечает поэт, подчеркивая, что даже слезы боли и жалости на фоне вечернего заката перестают иметь столь важное значение, которое мы им придаем. Блок пытается донести до читателей мысль, что все в этом мире совершенно, и человек является его неотъемлемой частью. Поэтому не стоит проклинать судьбу при неудачах, так как у каждого из нас есть самое дорогое и ценно, чем только может обладать человек – его жизнь. Поэтому, обращаясь к Владычице вселенной, поэт просит принять ее этот скромный дар в виде стихотворения-гимна, преподнося его как «последней страсти кубок пенный от недостойного раба». Таким образом, автор словно бы отрекается от всего земного и пустого, подчеркивая, что он – лишь пылинка в этом мире, вечно прекрасном и бесконечно величественном, о чем мы постоянно забываем, превознося себя и ставя выше природы.

Лирический герой данного стихотворения (цикла).

Любое время суток, подаренное человеку природой, прекрасно. Так и в данном стихотворении лирический герой восхищается ночью, ведь под её покровом скрываются все дневные заботы и тревоги. Красота ночи, особенно период заката, умиротворяют душу человека, всё трудное в жизни кажется таким ничтожным по сравнению с этим величием природы:

Что человеческие слезы,
Когда румянится закат!

Душа человека словно просветляется в такие минуты, он начинает осознавать, как прекрасна жизнь во всём её многообразии:

О, сколько музыки у бога,
Какие звуки на земле!

Красота природы подчёркивает ничтожность, а порой никчемность личных проблем и переживаний. Совершенна природа, поэтому и человек тоже должен стремиться к совершенству.

Атрибуты» символизма: устойчивые словесные символы, «опорные слова-острия», рифма, ритмика, интонация.

Опорные слова-острия:

· Ночь

«ANTE LUCEM»:

Пусть светит месяц - ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье.

«Мне снилась смерть любимого созданья…»:

Я чувствовал вверху незыблемое счастье,
Вокруг себя - безжалостную ночь.

«Милый друг! Ты юною душою так чиста…»:

Ты проснёшься, будет ночь и вьюга
Холодна.

«Мы были вместе, помню я…»:

Ночь волновалась, скрипка пела…
Ты в эти дни была – моя.

· Мгла

«Бегут неверные дневные тени…»:

И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь в этой мгле, у строгих образов.

Ложится мгла на старые ступени...
Я озарен — я жду твоих шагов.

«Песня Офелии»:

Там, за Данией счастливой,
Берега твои во мгле…

«Когда я был ребёнком, - лес ночной…»

Ночных равнин, болот, одетых белой мглой,
Когда мой конь усталый спотыкался.

· Слезы

«Перед грозой»:

И ветер ночи к нам донёс
Впервые - слёзы грозовые.

«Песня Офелии»:

Вал сердитый, говорливый
Моет слёзы на скале…

«Есть в дикой роще, у оврага…»:

Лежат страдания мои,
Питая вечными слезами,
Офелия, цветы твои!

· Тревога

«Полный месяц встал над лугом»:

Жутко выйти на дорогу:
Непонятная тревога
Под луной царит.

«Одиночество»:

Он вспоминал свои метанья,

Будил тревоги прежних дум…

«Ночной туман застал меня в дороге…»:

Усталый конь копытом бил в тревоге -

Спокойный днём, он к ночи не привык.

· Гроб

«Мне снилась смерть любимого созданья»:

Высоко, весь в цветах, угрюмый гроб стоял,
Толпа теснилась вкруг, и речи состраданья
Мне каждый так участливо шептал.

«Песня Офелии»:

В гробе тяжко всколыхнётся
Бант и чёрное перо…

· Розы

«Мне снилась снова ты»

Без счастья, без любви, богиня красоты,
А розы сыпались на бедного поэта
И с розами лились, лились его мечты…

Размер: четырехстопный ямб.

В ночи, когда уснет трево га,
И город скроется во мг ле
О, сколько музыки у бо га,
Какие звуки на зем ле!

Что буря жизни, если ро зы
Твои цветут мне и гор ят!
Что человеческие сле зы,
Когда румянится зак ат!

Прими, Владычица вселенн ой,
Сквозь кровь, сквозь муки, сквозь гро ба
Последней страсти кубок пенн ый
От недостойного ра ба!

Рифма: перекрестная, так как рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строчки.

Ритмика: силлабо-тоническая.

Интонация: общая интонация цикла, как и всего первого тома стихотворений, лирическая - напевная.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: