Характеристика эпохи Возрождения.




Литература итальянского возрождения: от Петрарки и Боккаччо

До Ариосто и Тассо.

1.Эпоха Возрождения (Ренессанса) как «величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености…»(Ф.Энгельс) Ренессансный гуманизм: «открытие мира и человека», вера в прогресс. Утверждение идеала свободной гармонически развитой личности средствами философии, борьба с феодализмом и церковным аскетизмом, обращение к лучшим традициям античности, народной культуры.

2.Творческая судьба Ф.Петрарки.

2.1. Основные вехи жизни Петрарки, жанровое многообразие его творческого наследия. Роль Вергилия и Данте в становлении Петрарки- поэта. Поэма «Африка». Эклоги, послания.

2.2. Трактаты Петрарки («Об уединенной жизни», «О монашеском досуге» и др.). Философский диалог «Моя тайна».

2.3. «Книга песен» как лирическая исповедь Петрарки. Образ прекрасной Лауры и образ автора в сборнике. Роль Петрарки в формировании жанра сонета, в развитии европейской лирики.

3. Эволюция творчества Дж.Боккаччо. Поэма-пастораль «Фьезолянские нимфы». «Декамерон» Боккаччо, «творца шутливых повестей»(Пушкин), как выдающийся литературный памятник эпохи Возрождения. Новаторство Боккаччо-новеллиста и его роль в становлении европейской новеллы.

4. Поэма Л.Ариосто «»Неистовый Роланд»: источник сюжета, особенности композиции, художественной образности; функции иронии и юмора, фантастических элементов.

5. Поэма Т.Тассо «Освобожденный Иерусалим»: историческая основа, роль религиозно-христианских идей в развитии сюжета, специфика образной системы.

Список литературы

Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения: Кн. Для уч-ся ст. классов. М., 1994. С.5-34, 37-44.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Бибихин В.В. Слово Петрарки: Вступ.ст. Франческо Петрарка. Эстетические фрагменты. М. 1982. С.7-37.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М. 1978. С.49-79.

Прандовский Ян. Петрарка. Алхимия слова. М., 1990. с.303-448.

Томашевский Н.Б. На пути к «Декамерону». Традиция и новизна. М., 1981, С.157-173.

Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974

Штейн А.Л. Почему читают «Декамерон». На вершинах мировой литературы. М., 1977. С.5-50.

Тема 6

Литература Возрождения в Германии и Нидерландах.

1.социально-исторические корни ренессансного гуманизма в Нидерландах и Германии. Феномен Эразма Роттердамского: его личность, особенности мировоззрения, творческая судьба. Философская сатира «Похвала глупости», ее идейно-художественная значимость.

2. И.Рейхлин и «Письма темных людей» У. фон Гуттена.

3. Ренессансная литература немецкого бюргерства: творчество С.Бранта («Корабль дураков») и Г.Сакса (шванки и фастнахтшпили, мейстерзингерские песни, басни).

4. Немецкие «народные книги»: их сюжетные источники, идейная направленность, жанры, типы героев.

Список литературы

Гуляев Н.А. и др. История немецкой литературы. М., 1975. С.25-60.

Пуришев Б.И. Себастиан Брант и Ганс Сакс. Брант С. Корабль дураков. Сакс Г. Избранное. М., 1989. С.7-27.

Шпивок В., Ланглер Х. Литература раннебуржуазной революции и территориального абсолютизма (конец ХУ- конец ХУ1 вв.) История немецкой литературы: в 3 т.: Пер с нем. М.,1985. Т.3. С.103-154.

Эразм Роттердамский и его время. М. 1989.

Тема 7

Литература Возрождения во Франции

1.Поэзия Франсуа Вийона-провозвестника французского Ренессанса.

1.1. История и легенда жизни, своеобразие личности Вийона, сформировавшейся на стыке двух «полярных» эпох.

1.2. Поэмы(«Малое завещание», «Большое завещание») и баллады Вийона («Баллада пословиц», «Жалобы прекрасной Оружейницы», «Баллада-молитва Богоматери», «Баллада –спор с Франком Гонтье», «Двойная баллада о любви» и др.).

1.3.Бурлескное и философско-лирическое начала в поэзии Вийона.

2.Расцвет французской ренессансной литературы и творчество Франсуа Рабле.

2.1. Кружок Маргариты Наваррской и его роль в культурной жизни Франции.

2.2. Роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» как художественное воплощение прогрессивных философских, социально-политических, педагогических, нравственно-этических, эстетических идей Ренессанса.

2.3. Функции юмора и сатиры в романе. Гротеск Рабле, содержащий «искры веселого карнавального огня, сжигающего старый мир» (М.Бахтин). Реализм Рабле.

2.4. Мировое значение творческого наследия Рабле. Белинский о Рабле.

3. Французский гуманизм второй половины ХУ1 в. Творчество поэтов «Плеяды» (П.де Ронсар, Ж. дю Белле, Ж.де Баиф, Р.Белло, П. де Тиар, Э.Жодель, Ж.Дора и др.). Трактат «Защита и возвеличение французского языка» как литературный манифест «Плеяды». Оды, гимны, сонеты Пьера де Ронсара и Жоашена дю Белле.

4. Мишель Монтень и его книга «Опыты» (1580-1588). Монтень и Пушкин.

Список литературы

Артамонов С.Д. Франция. Литература эпохи Возрождения: Кн. Для уч-ся ст. классов. М., 1994. С.52-104.

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.,, 1965.

Виппер Ю. Поэзия Плеяды. Становление литературной школы. М. 1976.

Жирмунская Н. Человек в микромире афоризма. Размышления и афоризмы французский моралистов ХУ1-ХУ111вв. Л., 1987, С.5-24.

Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983. С.27-35.

Сент-Бев Ш. Франсуа Вийон. Сент-Бев Ш.Литературные портреты; Критические очерки. М., 1970, С.476-498.

Фавье Ж. Франсуа Вийон. Пер.с фр. М., 1991.

Флобер Г. Этюд о Рабле. Флобер Г. О литературе, искусстве писательском труде. Письма. Статьи: В 2 т. М., 1984. Т.2. С. 283-292.

Эренбург И. Поэзия Франсуа Вийона. Эренбург И. Французские тетради. М., 1959. С.62-72.

Тема 8

Литература эпохи Возрождения в Англии

1.Исторические судьбы Англии Х1У-ХУ1 вв. Этапы развития английског Ренессанса. Провозвестник английского Возрождения Джеффри Чосер и его книга «Кентерберийские рассказы», первый выдающийся образец английской классической литературы.

2.Народная поэзия: баллады (исторические, легендарные, бытовые) и песни. Образ благородного и отважного Робина Гуда –носителя черт народного идеала.

3. Томас Мор, гуманист и мечтатель с трагической судьбой, и его «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

 

Список литературы

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1975, С.30-91.

Кашкин И.А. Джеффри Чосер. Кашкин И.А. Для читателя-современнника. М., 1968. С.227-261.

Осиновский И.Н. Томас Мор М.,1974.

Тема 9

Творчество Шекспира- вершина английского Возрождения.

1.Предшественники Уильяма Шекспира (Э.Спенсер, Р.Грин, К.Марло и др.) и «шекспировский вопрос». Основные вехи жизни и творчества Шекспира, роль театра в его судьбе.

2. Поэзия шекспира (сонеты, поэмы «Венера и Адонис», «Лукреция»): виртуозность художественной формы; разноаспектность решения проблемы человека, его духовной и физической экзистенции, его многообразных связей и отношений с окружающим миром, со Временем.

3. Жанровое, идейно-художественное богатство драматургического наследия Шекспира.

3.1. Комедии: оптимистический пафос, утверждение права человека на земные радости и удовольствия, на счастье любви и дружбы; шекспировское мастерство интриги и роль «комического рока» в развитии действия; раскрытие характеров героев через их поступки и диалоги-«поединки», состязания в остроумии и острословии, блистательный юмор, установка на необходимость развлекать, а не поучать читателя, зрителя; счастливый финал («Укрощение строптивой», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», «Как вам это нравится» и др).

3.2. Великие трагедии Шекспира («Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». «Антоний и Клеопатра» и др): широта идейно-тематических горизонтов, глубина социально-философских обобщений, осуждение всяческих форм социального зла, феодальных предрассудков, индивидуализма; мастерство психологизма, индивидуализации характеров. Роль трагического зачина, неоднозначность смысла финала, функций элементов фантастического, необычного.

3.3. Хроники: роль исторических фактов и вымысла в развитии сюжета, конфликта; реалистическая убедительность изображений ситуаций и характеров («ГенрихУ1», «Ричард 111», «Король Джон», «Генрих 1У» и др.)

3.4. Трагикомедия Шекспира («Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка» «Буря») героико-лирическое начало, слияние реального с фантастическим; обращение к фольклорно-сказочным мотивам, пасторали и аллегории; разрешение конфликта между добром и злом в пользу добра.

4. Особенности реализма Шекспира.

5. Мировое значение шекспировского наследия. Шекспир и Россия.

Список литературы

Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963.

Барг М.А. Шекспир и история. М., 1979.

Брандес Г. Шекспир. Жизнь и произведения. М., 1979.

Мортон А.Л. От Мэлори до Элиота. М., 1970. С.58-96.

Пинский Л.Ф. Шекспир. Основные начала драматургии. М. 1971.

Смирнов А.А. Шекспир. Л.:М. 1963.

Холлидей Ф.Е. Шекспир и его мир: Пер. с англ. М., 1986.

Шведов Ю. Эволюция шекспировской трагедии М., 1975.

Шведов Ю. Вильям Шекспир. Исследования. М., 1977.

Тема 10

Литература Возрождения в Испании

1Особенности исторического развития Испании эпохи Возрождения. Роль церкви «как страшного орудия в руках испанского абсолютизма», феодальных традиций. Ситуация политического и экономического кризиса.

2.Развитие испанской литературы. Популярность жанра романа (рыцарского, плутовского).

3. Творчество Мигеля де Сервантеса, величайшего реалиста эпохи «трагического» Возрождения.

3.1. Основные факты биографии Сервантеса, его творческой эволюции.

3.2. Драма «Нумансия», ее ее героико-патриотический пафос. Традиции народного комического театра в «Интермедиях» Сервантеса. Идейно-художественные особенности сборника «Назидательные новеллы».

3.3. роман «Хитроумный идальго дон Кихот Ламанческий»- вершина творчества Сервантеса. Пародии на рыцарские романы и изображение различных сторон жизни Испании в произведении. Образ Дон Кихота и двойственность его природы (соединение трагичности и комизма). Дон Кихот и Санчо Панса. Проблема трагической несовместимости меты и действительности в романе. Прославление героики подвига во имя высоких целей и идеалов, во имя человечности и свободы. Функции иронии и юмора, фольклорных элементов в романе, значимость его формы (авантюрный роман- «одиссея». Нарицательный смысл образа Дон Кихота. Роман «Дон Кихот» и мировая литература. Тургенев и Достоевский о «Дон Кихоте» и мировая литература и его авторе.

Список литературы

Багно В.Е. Дорогами «Дон Кихота»: Судьба романа Сервантеса. М., 1988.(Сер. «Судьбы книг»)

Затонский Д. Был ли «Дон Кихот» рыцарским романом? Затонский Д. Художественные ориентиры ХХ в. М., 1988. С.38-40.

Менендес П.Р. Избр.проиизведения. Испанская литература Средних веков и эпохи Возрождения: Пер. с исп. М., 1961.

Пинский Л. Сюжет «Дон Кихота» и конец реализма Возрождения. М. 1961. С.583-644.

Сервантес и всемирная литература. М., 1969.

Франк Б. Сервантес. М., 1982. С.9-148.

Цюрупа Э. Бессмертие Дон Кихота. М., 1977.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: