СПЕЦКУРС «УРОКИ ПАМЯТИ». Организационный момент.




СПЕЦКУРС «УРОКИ ПАМЯТИ»

Автор разработки: Шлыгина В.П. учитель МОУ г.Горловки «Школа №21»

1. Класс_____Дата проведения урока: ____________

2. Урок №

3. Тема урока: «Освобождение Крыма, правобережной Украины и Молдавии»

4. Тип урока: изучения нового материала.

5. Цели урока:

- Дидактические: познакомить учащихся с событиями, связанными с битвой за освобождение Крыма, правобережной Украины и Молдавии

- Развивающие: развивать навыки работы с различными историческими источниками, умение анализировать исторические личности.

- Воспитательные: воспитывать уважение, гордость за героизм и патриотизм народа в годы Великой Отечественной войны.

5. Планируемые результаты обучения:

- Личностные: учащиеся понимают значение знаний для себя; проявляют интерес к разнообразию форм работы на уроке.

- Познавательные: учащиеся получают навыки работы с информацией; построение самостоятельного поиск информации; умение систематизировать полученную информацию; развитие чувства сопричастности с событиями Великой Отечественной Войны.

- Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; следовать целям и задачам урока; прогнозировать результаты уровня усвоения изученного материала.

- Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать друг друга, взаимодействовать друг с другом.

6. Планируемые методы, приемы, технологии: «мозговой штурм», работа в парах, «микрофон».

7. Ключевые дефиниции, даты, личности: плацдарм, контрнаступление, 28 января 1944 года, март — апрель 1944 года, Н.Ф. Ватутин и И.С. Конев

8. Домашнее задание: выучить даты, понятия; подготовить сообщение о жителях Донбасса, принимавших участие в освобождении Крыма и правобережной Украины от немецких захватчиков.

9. Коэффициент реализации пункта 6 __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СТРУКТУРА УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

3. Изучение нового материала

4. Обобщение и систематизация знаний

5. Оценка деятельности учащихся

6. Домашнее задание.

РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН УРОКА

 

Организационный момент.

- Приветствие учителя.

- Знакомство с целями и задачами урока.

Актуализация опорных знаний

- «Мозговой штурм»:

А) Назовите хронологические рамки Второй Мировой Войны и Великой Отечественной Войны;

Б) Что такое план «Барбаросса»;

В) Назовите города – герои ВОВ.

Изучение нового материала

Учитель: Победа под Ленинградом была осуществлена в те дни, когда на другом фланге советско-германского фронта разворачивались решительные бои за освобождение Правобережной Украины. Наступление на юге началось еще в конце декабря 1943 года с плацдармов, созданных в результате форсирования Днепра. Оно развернулось на огромном пространстве от Полесья до Черного моря и осуществлялось силами четырех Украинских фронтов.

Гитлеровское командование придавало огромное значение удержанию Правобережной Украины и еще питало надежды восстановить оборону по Днепру, чтобы воспрепятствовать дальнейшему продвижению советских войск. Особенно отчаянно оно цеплялось за Корсунь-Шевченковский выступ на Днепре, расположенный в 80 км южнее Киева.

Работа в тетрадях над понятием: плацдарм- территория (или её часть) своего или другого государства, используемая при подготовке вторжения на территорию противника в качестве базы для сосредоточения и развёртывания вооружённых сил, может иметь стратегическое или оперативное значение.

Учитель: Войска 1-го и 2-го Украинских фронтов под командованием генералов Н.Ф. Ватутина и И.С. Конева 28 января 1944 года замкнули кольцо окружения корсунь-шевченковской группировки, где находилось десять вражеских дивизий. Все попытки врага вырваться из кольца или пробиться к окруженным частям были отбиты. После того как противник отклонил ультиматум о капитуляции, советские войска 17-18 февраля завершили разгром группировки. Эта операция значительно ослабила и деморализовала фашистские войска.

Завершающий этап освобождения Правобережной Украины осуществлялся в марте — апреле 1944 года. Наступление советских войск разворачивалось в условиях весенней распутицы, когда дороги стали почти непроходимыми. Используя массированные танковые удары, наши войска не давали врагу передышки для отдыха и создания новых оборонительных рубежей. Они с ходу форсировали Южный Буг, Днестр, Прут и другие водные преграды. Были освобождены Херсон, Винница, Николаев и в начале апреля — Одесса.

Работа в парах – анализ исторической карты

Учитель: Освободив Правобережную Украину, Красная Армия приступила к ликвидации вражеской группировки в Крыму. В ходе подготовки наступления был использован опыт прорыва в Крым войск Южного фронта в 1920 году. Решительный удар был нанесен советскими войсками 8 апреля. Прорвав оборону, наступающие войска 11 апреля овладели Керчью, а 13 апреля вошли в Симферополь. Активно действовали крымские партизаны. Они спасли от разрушения Ялту, дворцы Южного берега Крыма, Никитский ботанический сад.

Операции на Правобережной Украине завершились разгромом всего южного крыла вражеского фронта и блокированием фашистских войск в Крыму. Советские войска, продвинувшись на 250-450 км, вышли в предгорья Карпат и тем самым рассекли фронт противника на юге, разобщили немецко-фашистские группировки, действовавшие севернее и южнее Карпат.

-Сообщение учеников: Конев Иван Степанович: Конев родился 16 декабря 1897 г. в крестьянской семье в деревне Лодейно, недалеко от Архангельска. Он поступил на службу в царскую армию в пятнадцать лет. В 1916 г. он служит на Юго-Западном фронте, в артиллерии, а после революции вступает в большевистскую партию и в 1918 г. поступает на службу в Красную Армию. Конев получил звание, и в последующие два десятилетия продвигался по службе: в 1926-1930 гг. командовал полком, в 1934-1937 гг. — дивизий, в 1937-1938 гг. — корпусом, уцелев во время сталинских чисток. В начале Великой Отечественной войны Конев командовал группой армий, принявшей на себя удары немецких войск под Смоленском и на границе Московской области. Генерал Георгий Константинович Жуков сменил Конева наэтому посту, положив начало соперничеству, которое в дальнейшем не прекращалось. Оставаясь в подчинении у Жукова, Конев принял командование Калининским фронтом, который сыграл важнейшую роль в советском контрнаступлении под Москвой 5 декабря 1941 г. После многих месяцев тяжелых боев с большими потерями с обеих сторон Коневу удалось отбросить немцев на сотню миль.

В конце 1943 г. Конев стал командовать 2-м Украинским фронтом, что означало подчинение Жукову, командовавшему 1-м Украинским фронтом. Сталин намеренно поощрял соперничество Жукова и Конева, чтобы у обоих было стремление взять Берлин: ни один из них не был ответствен за это единолично. В начале 1944 г. Жуков и Конев окружили две группировки немецких войск в районе Корсуня и уничтожили и захватили в плен больше ста тысяч неприятельских солдат и офицеров. Затем они начали наступление по фронту в 350 миль, освобождая советскую территорию от немецких войск. Ими было уничтожено 380 000 и захвачено в плен 158 000 человек из отборных частей Гитлера. 20 февраля Сталин произвел Конева в Маршалы Советского Союза. Осенью 1944 г. Конев приостановил наступление, чтобы дать возможность подтянуться частям, ответственным за снабжение армии. 12 января 1945 г. советские войска возобновили наступление и к 15 февраля вышли на линию Одер-Нейссе. Здесь Конев снова остановился, чтобы пополнить запасы боеприпасов и продовольствия, а 16 апреля начал наступление на Берлин. Еще через девять дней части Конева встретились на Эльбе с частями американцев, наступавших с запада. Вскоре войска Конева первыми среди союзников вступили в Берлин. 2 мая Конев и Жуков приняли сдачу города. Вскоре после войны Жуков впал в немилость у Сталина, и в 1946 г. Конев заменил соперника на посту командующего советскими Сухопутными силами. В 1955 г. Конев стал первым заместителем министра обороны СССР и одним из создателей Восточноевропейского коммунистического военного блока. Когда была создана организация Варшавского Договора, Конев стал Главнокомандующим ее вооруженными силами В 1960 г. он стал инспектором группы генеральных инспекторов Министерства обороны. Эту должность он занимал до своей смерти Жизнь Конева оборвалась в мае 1973 года.

Учитель: Многие зарубежные военные обозреватели оценили наступление советских войск на Правобережной Украине как одно из “самых удивительных событий этой войны”. Западные военные авторитеты того времени (включая сюда и германских экспертов) считали, что вести войну при сложившихся тогда погодных условиях было совершенно невозможно. Относительно тяжести условий они не преувеличивали. “Много я повидал на своем веку распутиц, — вспоминал Маршал Советского союза А.М. Василевский, — но такой грязи и такого бездорожья, как зимой и весной 1944 года не встречал ни раньше, ни позже. Буксовали даже тракторы и тягачи. Артиллеристы тащили пушки на себе. Бойцы с помощью местного населения переносили на руках снаряды и патроны от позиции к позиции за десятки километров”.

-Сообщение учеников: Ватутин Николай Фёдорович

Родился 16 декабря 1901 г. в селе Чепухине Курской губернии в большой крестьянской семье. Окончил четыре класса земской школы, где считался первым учеником. Во время Гражданской войны (1920 г.) был мобилизован в Красную армию, участвовал в боях в районе Луганска. В октябре 1922 г. он был направлен командиром взвода в 23-ю стрелковую дивизию.

На первых же учениях Ватутин проявил талант к стратегии и в январе 1924 г. поступил на учёбу в Киевскую академию командного состава. В 1926 г. его перевели в столичную Военную академию имени М. В. Фрунзе. В 1937 г. Ватутин назначается заместителем начальника штаба Киевского военного округа, а спустя год — начальником штаба. Его предшественники в этих должностях были расстреляны в период массовых репрессий в армии. В 1939 г. он уже заместитель начальника Генштаба; в феврале 1941 г. награждён орденом Ленина. В первые дни Великой Отечественной войны Ватутин побывал на самых ответственных участках фронта. Штабной работник превратился в блестящего боевого командира. 30 июня 1941 г. Ватутин получил звание генерал-лейтенанта и был назначен начальником штаба Северо-Западного фронта, на котором сумел стабилизировать линию обороны под Ленинградом. С 14 июля 1942 г. Ватутин командовал Воронежским фронтом. Изматывая противника частыми контрударами, его силы отвлекали внимание от Сталинграда. В октябре 1942 г. Ватутина назначили командующим Юго-Западным фронтом, войска которого двинулись вперёд и 23 ноября замкнули кольцо вокруг 22 немецких дивизий. 7 декабря военачальник получил звание генерал-полковника, а через два месяца — генерала армии. В марте 1943 г. после разгрома сталинградской группировки немцев его вернули на должность командующего Воронежским фронтом. В октябре 1943 г. Воронежский фронт был преобразован в 1-й Украинский. Советские войска тогда достигли Днепра. К 15 января 1944 г. в ходе Житомирско-Бердичевской операции части фронта вынудили противника отойти от Киева и достигли Южного Буга. Затем войска 1-го Украинского и 2-го Украинского фронтов окружили выступ немецкой обороны у города Корсунь-Шевченковского. 21 февраля Ставка поручила Ватутину подготовить наступление на Дубно и далее на Черновцы. 29 февраля генерал направлялся в штаб 60-й армии. По дороге его машину обстрелял отряд украинских партизан-бандеровцев. Раненый Ватутин умер в ночь на 15 апреля в киевском военном госпитале. 17 апреля генерал был похоронен в названном позже его именем парке над Днепром; в Москве и Киеве погребение отметили траурным салютом. В 1965 г. Ватутин был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Учитель: И то, что советские войска в этих условиях успешно наступали, и то, что вопреки прогнозам зарубежных военных экспертов в сражениях на Правобережной Украине участвовали все шесть советских танковых армий, говорит о высоком уровне советского военного искусства, о несокрушимой силе морального духа воинов Красной Армии.

Таким образом, советские войска, развернув с начала 1944 года решительное наступление, в течение зимы и весны окончательно сорвали планы гитлеровского руководства, рассчитанные на стабилизацию фронта на востоке, и нанесли врагу громадный урон.

К лету 1944 года в руках фашистов осталась лишь четверть захваченной ими территории СССР.

-«Микрофон»: Назовите значение и итоги освободительной операции Крыма, правобережной Украины и Молдавии.

4. Обобщение и систематизация знаний

-Тестовые задания

5.Оценка деятельности учащихся.

6.Домашнее задание. Выучить даты, понятия; подготовить сообщение о жителях Донбасса, принимавших участие в освобождении Крыма и правобережной Украины от немецких захватчиков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: