ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ




ВВЕДЕНИЕ

 

Значение физической культуры и спорта в современном мире основано на признании безусловной важности физкультурно-спортивной деятельности для человека, государства и общества в целом.

Важной причиной, обусловливающей необходимость проявления всего арсенала средств и методов системы физической культуры и спорта для полноценного развития современного общества, является насущная потребность укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения. Молодежь, являющаяся основным кадровым резервом и залогом экономического и социального развития страны, должна отвечать современным требованиям, предъявляемым к ее физическому состоянию.

. Проблемы, связанные с научным анализом сферы физической культуры и спорта, рассматривались в работах отечественных учёных: С.Н. Братановского, В.В. Галкина, С.А. Медведева, А.Г. Хичина, М.Я. Сарафа. Однако существующие работы, посвященные взаимодействию органов власти и общественных молодежных объединений в сфере спорта, недостаточно полно раскрывают данную связь и носят описательный характер.

Вместе с тем, для непрерывной адаптации молодежной среды к изменяющимся внешним и внутренним условиям, связанным с регулированием сферы физической культуры и спорта, дальнейшим развитием институтов физической подготовки подрастающего поколения, необходимы дальнейшие исследования.

Цель исследования: раскрыть сущность и особенности государственной молодежной политики в отношении молодежных спортивных организаций.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть историю отношения государственных структур и молодежных спортивных организаций

2. Раскрыть современную нормативную базу, лежащую в основе ГМП РФ в отношении молодежных спортивных организаций

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта.

Предметом исследования является деятельность государства в смежных сферах молодежной политики, физической культуры и спорта.

Методологической основой работы служат принципы объективности и принцип историзма.

В ходе диссертационного исследования использовались общенаучные методы: методы анализа и синтеза, обобщения, исторический метод, контент-анализ.

Научная новизна исследования. Курсовая работа представляет собой исследование реализации государством политики в отношении молодежных спортивных организаций, основанное на изучении исторических свидетельств и нормативно-правовых актов в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта.

В работе предпринята попытка рассмотреть особенности реализации ГМП в отношении молодежных спортивных организаций как области пересечения сфер ответственности различных структур с учётом специфики как молодежных объединений, так и государственных структур.

Естественно, на данном этапе автор не претендует на исчерпывающее и всестороннее исследование данной проблемы. Тем не менее, настоящая работа представляется одним из шагов в этом направлении.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматривается история возникновения молодежных спортивных организаций в Российской Империи, их дальнейшая трансформация и период СССР и прослеживается история отношений данных организаций и органов власти.

Вторая глава посвящена исследованию современного состояния молодежных спортивных организаций, деятельность которых в данной работе подробно не рассматривается, государственных органов управления физической культурой и спортом. Кроме того, в главе рассматриваются формы государственного регулирования сферы молодежного спорта и проводится анализ действующего российского законодательства в данной сфере.

Итогом данного исследования станет комплекс предложений по усовершенствованию сферы государственного регулирования в области молодежных спортивных объединений, созданный на основе умозаключения из содержания данной работы.

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

 

1.1. Спортивные молодежные объединения в дореволюционной России

 

Проблема физического воспитания подрастающего поколения всегда являлась актуальной для России, рубеж XIX-XX вв. не стал исключением. Основной причиной беспокойства правительства за состояние здоровья молодых граждан Российской Империи являлось невысокое количество молодых людей, пригодных к строевой службе, а от этого показателя целиком и полностью зависело само существование государства, окруженного недружественно настроенными соседями. Поэтому на заре ХХ века началась активная работа по перениманию иностранного опыта и внедрению мер по развитию физического потенциала граждан Российской Империи.

Начало активной деятельности государственных структур по продвижению спорта в среду молодых людей положено в 1902 году, когда Правительством были учреждены «Временные правила о порядке и организации студенческих учреждений в высших учебных заведениях министерства народного просвещения». Данный документ предписывал студентам высших учебных заведений посещение спортивных кружков для занятий разного рода физическими упражнениями.

Уже к 1911 году на базе крупных российских университетов и институтов были созданы около 40 спортивных клубов, а также спортивные Лиги студентов в Москве и Санкт-Петербурге. Перед этими организациями стояли две ключевые задачи – развитие российского спорта и подготовка специалистов в области физического воспитания.

К 1916 году 35 ВУЗов страны из 105 имели свои спортивные команды и общества, которые дали «путевку в жизнь» многим выдающимся спортсменам и тренерам, специалистам в области физической культуры.

Следует отметить, что работы государства по повышению физического состояния молодежи было явно недостаточно. Поэтому значимая часть нагрузки по физическому воспитанию молодого поколения легла на общественные объединения, такие как «Русский сокол» или «Маяк». Деятельность данных организаций следует рассмотреть подробнее, так как они заложили основы работы по массовой физической подготовке молодого населения.

В России сокольское движение появилось, прежде всего, благодаря своей гимнастической основе и изначально воспринималось как еще одна система физического воспитания. С 1830-х годов в Империи уже были известны немецкая и шведская системы гимнастики, но лишь в 1871 году, благодаря стараниям Великого Князя Михаила Павловича, физические упражнения ввели как обязательный предмет в Устав гимназий и прогимназий. Однако из-за отсутствия подготовленных преподавателей выполнить это решение не представлялось возможным. Занятия либо не проводились вообще, либо принимали форму строевой подготовки.

Развитие сокольского движения в стране в первое десятилетие XX века сопровождалось открытием многих гимнастических обществ «Сокол» в самых разных городах. «Первое гимнастическое общество в России (получившее официальное разрешение называться «Сокол» в 1907 г.) было основано в Тифлисе в 1900 г. В том же году были созданы — «Чешские гимнастические кружки» в Санкт-Петербурге и Киеве, а в 1903 г. — «Гимнастическое общество в Ташкенте» [Электронный ресурс https://www.ruslo.cz/articles/895/]. Также сокольская гимнастика проникает в систему физического воспитания молодежи и физической подготовки военнослужащих, что естественно повлияло на ее популярность среди разных социальных слоев населения государства.

Но главную роль в популяризации сокольского движения сыграло государство. После поражения России в русско-японской войне и тяжелых лет Первой революции 1905-1907 гг., премьер-министр П. А. Столыпин позиционирует «Соколов» как «новое движение, на которое возлагается миссия остановить распространение революционных идей, способствовать укреплению панславистских связей и физически подготовить молодое поколение» [Электронный ресурс https://www.ruslo.cz/articles/895/].

Подобный факт не мог остаться незамеченным в высших эшелонах власти. «Вскоре сокольству стало благоволить и Министерство народного просвещения. Об этом свидетельствует широкий ареал распространения идей движения. В 1912 году сокольская гимнастика преподавалась в 855 средних учебных заведениях, немецкая — в 415, шведская — в 296» [Электронный ресурс https://www.ruslo.cz/articles/895/]. Кружки сокольской гимнастики создавались в высших и средних учебных заведениях, подконтрольных ведомству. Следует отметить, что утверждение Устава Союза Русского Сокольства сенатором Крыжановским 4 июня 1910 окончательно закрепило официальный статус движения.

Первая мировая война и последовавшая за ней череда революций в России поставили крест на деятельности сокольских организаций. Многие участники движения ушли добровольцами на фронт, вернувшиеся же с боев большей частью были репрессированы в первые же годы Советской власти.

Не менее интересна и драматична судьба христианского общества, получившего название «Маяк». Несмотря на то, что деятельность в сфере спорта не являлась основной, данная организация сделала многое для популяризации физической культуры и спорта среди молодых людей рубежа веков.

Изначально организация молодых христиан, решивших бороться за возрождение духовных ценностей, возникла в 1844 году в Лондоне. Но уже к началу ХХ века около 900 тысяч человек по всему миру называли себя последователями YMCA – Христианской Организации Молодых Людей, выросшей из небольшой группы единомышленников. К этому же времени относится появление представительства YMCA в Российской Империи. В 1898 году императрица Александра Федоровна сделала пожертвование в 5 тысяч долларов на благотворительные нужды и разрешила организации прислать в Россию своего представителя «с целью изучения благотворительности и возможности учреждения организации общества молодых людей» [Электронный ресурс https://ljwanderer.livejournal.com/179052.html]. Кроме того, YMCA нашли союзника в лице министра путей и сообщений князя М.А.Хилкова.

Благодаря высокому покровительству 22 сентября 1900 году в Петербурге при содействии герцога Ольденбургского и императрицы Александры Федоровны был организован Комитет содействия нравственному и умственному развитию молодых людей, известный как российский филиал YMCA.

Данная организация, благодаря озвученной выше поддержке властей, смогла развернуть обширную популяризаторскую работу среди молодого населения России. Особенно велик ее вклад в развитие отечественного баскетбола.

Так в 1907 году в отчете деятельности общества "Маяк" значилось упоминание о приглашении в Россию американского специалиста Эрика Людвига Мораллера, который и поведал маяковцам о баскетболе. А уже через два года баскетбол проник в «Общество телесного воспитания «Богатырь» – крупнейшее спортивное общество России, в котором работали ведущие ученые того времени в области физического воспитания. Вскоре появились первые команды и клубы: «Коломяги», «Уникс», «Меркур», «Спорт» и другие. Городская комиссия Санкт-Петербурга строила спортплощадки, среди них – в Александровском, Михайловском, Прутковском садах, Васильевском острове, Выборгской стороны, при каждой из которых появлялись команды.

Следует подчеркнуть, соответствующими структурами производился контроль деятельности всех объединений, в т.ч. и спортивных, так или иначе связанных с зарубежными организациями. Так первая российская баскетбольная команда не имела своей формы из-за того, что «утвержденный российской полицией Устав общества специально оговаривал запрет на митинги в стенах “Маяка”, произношение политических речей и ношение всякого рода партийных значков и символов» [Электронный ресурс https://slamdunk.ru/history/basketballhistory.html?Id=60717]. Таким образом государство ограничивало зарубежное влияние на подрастающее поколение.

Но, несмотря на ряд аспектов, связанных с государственной безопасностью, правительство благосклонно относилось к распространению различных форм спортивной деятельности молодежи через объединения молодых людей. Так растущая популярность баскетбола привела к тому, что в 1908 года баскетбол, вместе с футболом и гимнастикой, был включен в программу регулярно проводимых занятий на «Атлетическом поле» общества «Маяк» на Крестовском острове.

Таким образом, следует отметить, что правительство Российской Империи, несмотря на консервативность взглядов и излишнюю подозрительность к иностранному опыту, делало попытки перенять и внедрить на территории государства прогрессивные западные формы работы с молодыми людьми в сфере физической подготовки. И, как уже было отмечено выше, достаточно важная роль в этом отводилась общественным объединениям молодых людей.

 

 

1.2. Управление молодежными спортивными организациями в рамках массового спорта в Советском Союзе

После победы Октябрьской революции 1917 года для молодежных организаций, действовавших в дореволюционной России, наступили трудные времена. Новое государство стремилось взять под контроль все сферы общества и установить монополию на воспитание подрастающего поколения. Конечно, нельзя утверждать, что деятельность небольшевистских молодежных спортивных обществ была прекращена новым государством в одночасье. Так 3–8 апреля 1919 г. прошел Первый Всероссийский съезд по физической культуре спорту и допризывной подготовке, в котором принял участие, например, вышеупомянутый Союз Русского Сокольства. Организация, лишенная поддержки властей, продолжала действовать вплоть до 1923 года, когда по предложению Н.И. Бухарина и К.Б. Радека была запрещена. «Соколы» были не одиноки в беде: аналогичная судьба постигла «Маяк» и другие некоммунистические организации. Наступила эпоха спортивного воспитания молодежи в социалистическом духе.

Новое советское государство формировалось в тяжелых условиях: шла Гражданская война, на отдельных территориях шла открытая интервенция. Государству срочно нужна была армия. Поэтому уже в апреле 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет издает декрет «Об обязательном обучении военному искусству», согласно которому был образован специальный орган для осуществления руководства военной подготовкой трудящихся от 16 до 40 лет – Центральный Отдел всеобщего военного обучения (Всевобуч). Данный орган стал первой советской управленческой структурой, взявшей на себя руководство по физкультурно-спортивному воспитанию молодежи.

В том же 1918 г. было положено начало первым комсомольским спортивным обществам «Муравей» (Москва), «Спартак» (Петроград), «Красный молодняк» (Минск) и некоторые другие.

В первые годы советской власти вовлечение в физкультурно-спортивное движение происходило как на добровольной основе, так и за счет принуждения. Интерес населения к физическому воспитанию и спорту всячески поощрялся партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями.

Большой энтузиазм, с которым молодежь вступала в спортивные кружки и секции, требовал реформ в структуре управления и корректировки организационно-методической деятельности. Для этого в 1920 году был создан Высший совет физической культуры, который взял на себя координационную и управленческую работу по взаимодействию государственных и общественных спортивных организаций, плановой работы и организации соревновательной деятельности.

После упразднения Всевобуча возник вопрос, каким должна быть структура, реализующая политику в сфере спортивного воспитания. Существовало две точки зрения на данную проблему. Бывшие работники Всевобуча хотели видеть единую в стране общественную структуру, членами которой могли бы стать все спортивные клубы и общества. ЦК комсомола раскритиковал данную инициативу, опасаясь, что созданная организация станет конкурентом в воспитании молодежи.

Мнение руководителей комсомола оказалось весомее и 27 июня 1923 г. Правительство вынесло постановление о создании Высшего Совета физической культуры (ВСФК) при ВЦИК РСФСР и ликвидации самостоятельных спортивных организаций.

Специальным декретом «О высших и местных советах физической культуры трудящихся РСФСР» устанавливалось, что ВСФК учрежден при правительстве для оптимизации управления и координации работы различных министерств и ведомств в физкультурно-спортивной сфере. В соответствии с поставленной целью в состав ВСФК вошли представители наркоматов обороны, труда, просвещения, здравоохранения и внутренних дел. Помимо этого в состав Совета вошли представители коммунистической партии (отдел агитации и женотдел), ЦК РКСМ, представители ЦС профсоюзов [Братановский, Медведев, 2012, С.14].

Следует отметить, что РКП(б) так же не оставалась в стороне от проблемы спортивного воспитания граждан. В постановлении ЦК РКПБ «О задачах партии в области физической культуры» значилось, что «физическая культура должна составить неотъемлемую часть воспитания и образования и должна быть включена в общий план деятельности соответствующих общественных и государственных учреждений и организаций (профсоюзов, РЛКСМ, Красной Армии, школ и т.д.)» [Братановский, Медведев, 2012, С.14].

В начале 30-х гг. ЦК ВКП(б) рекомендовал комсомолу и профсоюзам усилить работу по физической культуре, по втягиванию в нее широких масс, особенно молодежи, по подготовке руководителей и инструкторов. В постановлении «О всесоюзном физкультурном движении» прослеживается диалектическое единство, с одной стороны, государственного контроля и руководства и, с другой стороны, широкого общественного участия. Без совместной работы двух этих составляющих невозможно «сдвинуть развитие физкультурного движения». Таким образом, можно сделать вывод о заинтересованности руководящего аппарата как в подготовке кадров для грамотной политики воспитания физически здорового поколения советских граждан, так и проведении комплекса мероприятий по унификации общегосударственного спортивного движения.

В это время, по причине сращивания государственного аппарата со структурами управления физкультурой и спортом и последовавшей за этим идиологизацией спортивной сферы, формируется милитаризованный образ физической культуры. По инициативе ВЛКСМ был разработан и внедрен Всесоюзный комплекс ГТО, ставший конкретизацией намерений партии по политизации спорта.

В послевоенный период наблюдается резкий рост активности государственных органов в сфере подготовки спортивного резерва. Все спортивные помещения, занятые сторонними организациями, были освобождены, по стране было открыто более 80 спортивных школ молодежи, введены должности государственных тренеров по видам спорта. Данный факт стал предпосылкой осознания государством спорта как инструмента повышения международного престижа. А без молодых людей, являющихся перспективными представителями государства на состязаниях различных уровней, реализация данного проекта невозможна. Поэтому следует отметить, что происходит дальнейшее распространение массовых форм физкультуры, но уже не в ущерб спорту индивидуальных высоких достижений.

В пользу этого говорит и решение XXIII Съезда КПСС, который призвал все связанные с явлением организации, особенно профсоюзные, комсомольские и ДОСААФ, «внедрять в быт населения массовые виды физкультуры и спорта, особенно в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях» [Братановский, Медведев, 2012, С.22]. В рамках работы по спортивному воспитанию населения в 1968 г. был создан Комитет по физической культуре и спорту, в ведомство которого перешли органы управления физкультурой и спортом детских и молодежных организаций, в первую очередь, комсомола. Данный факт в значительной мере ограничил свободу ДФСО (добровольных физкультурно-спортивных объединений), в том числе и небезызвестный «Буревестник», переданный позднее в ведомство профсоюзов, превратив их в придаток административной системы и бюрократизировав их деятельность.

Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи политики государства в области спорта во многом пересекались с реализацией молодежной политики Советского Союза. Спорт и физическая культура должны были «всемерно способствовать укреплению здоровья советских людей, повышению их работоспособности и производительности труда, готовности к защите Родины, завоеваний социализма, формированию высоких нравственных качеств, бодрости духа, силы и выносливости, воспитанию здорового и жизнерадостного поколения». Отсюда следовали и основные направления работы субъектов системы: массовое физкультурно-оздоровительное движение с включением большого числа молодежи и рабочих, профессиональный спорт (спорт высших достижений), повышение готовности выпускников школ к трудовой деятельности через систему нормативов, воспитание патриотизма и увеличение популярности спорта.

Говоря о нормативном обеспечении деятельности спортивных объединений, включая молодежные, в последние годы существования СССР, следует отметить, что кардинальных изменений в политике в данной сфере не происходило. В пользу данного факта свидетельствует содержание нормативно-правовых актов того времени. «В 1981 г. вышло постановление, направленное на увеличение массовости занимающихся спортом, в 1982 г. введена плановость в организации спорта и физической культуры [Электронный ресурс https://www.gumchtenia.rggu.ru/article.html?id=79685]. Однако нужно подчеркнуть, что в 1985 г. изменен комплекс нормативов ГТО, что свидетельствует о попытках изменения действующей системы под актуальные задачи и вызовы, стоящие перед обществом.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить четко прослеживаемую эволюцию отношения государства к занятости молодежи в спортивной сфере: от вялотекущей политики руководства Российской Империи, зачастую ограничивавшейся лишь формальным разрешением на деятельность той или иной организации, до монополистической политики полного контроля, проводимой Коммунистической партией. Однако крушение Советского Союза означало полный пересмотр действующих отношений и построение новых форм работы, учитывающих нестабильность внешней обстановки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: