Основы конституционного статуса человека во Франции.




Ведущую роль в закреплении и регулировании основных прав и свобод во Франции играют Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Преамбула к Конституции 1946 г. Если первый акт регулирует главным образом личные и политические права, а также право собственности, то второй документ - в большей степени социально-экономические права. В целом же перечень прав и свобод, указанных в этих документах, не самый объемный для современного демократического государства. Однако отсутствие некоторых прав среди перечисленных не означает их умаления, поскольку все права обеспечиваются гарантиями, основными из которых являются закрепление таких принципов права, как свобода и равенство, а также установление организационных и правовых механизмов защиты прав.

Целям гарантии прав и свобод служит институт Посредника (французский вариант омбудсмана), назначаемого на должность правительством на заседании под председательством президента. Посредник рассматривает жалобы граждан на действия или бездействие администрации. Жалобы Посреднику направляются через парламентариев обеих палат. Однако он не может принимать императивных решений по жалобам. Его задача заключается только в привлечении внимания к нарушениям, внесении предложений об устранении нарушений. При этом у него есть право возбуждать дисциплинарное производство в связи с нарушением прав, если отсутствует компетентный орган, который может это сделать по рекомендации посредника. Требования Посредника о предоставлении материалов, информации, явке к нему должностных лиц исполнительной власти, проведении органом государственной власти расследований и проверок обязательны для исполнения. Во многом именно для защиты прав и свобод была создана система административной юстиции.

В качестве личных прав и свобод закрепляются свобода (определяемая как возможность делать все то, что не наносит вреда другому лицу), безопасность, а также комплекс уголовно-процессуальных гарантий прав человека (право на должную судебную процедуру, предписанную законом, недопустимость обратной силы закона, презумпция невиновности, ряд других).

Одним из основных политических прав, как и в других странах, является активное и пассивное избирательное право. Его особенности во Франции заключаются в следующем. Во-первых, его правовое регулирование систематизировано в специальном Избирательном кодексе, который интересен тем, что одновременно содержит в себе нормы, имеющие силу как обычного, так и органического законов. Это было связано с тем, что он не принимался законодателем как единый акт, а был создан на основе действующих законов правительством. Во-вторых, имеется сочетание прямого и косвенного (при выборах Сената) избирательного права. В-третьих, существуют ценз оседлости, составляющий шесть месяцев, возрастные цензы при осуществлении пассивного избирательного права (по выборам в Национальное собрание пассивное избирательное право предоставляется с 23 лет, в Сенат - с 35 лет, в региональные и генеральные советы -- с 21 года), моральные цензы (не вносятся в списки избирателей банкроты, а также лица, лишенные судом избирательных прав на тот или иной срок), цензы занятий (так называемая неизбираемость ряда должностных лиц исполнительной власти и военнослужащих). В-четвертых, широко применяется избирательный залог. В-пятых, при выборах в Национальное собрание используется мажоритарная система абсолютного большинства, в то время как при выборах в советы территориальных единиц используются и мажоритарная (например, при выборах в генеральные советы), и пропорциональная (например, при выборах в региональные советы), и смешанная системы (при выборах в некоторые муниципальные советы в зависимости от численности населения).

Существует и право на объединение, в том числе право на создание политических партий. При этом не делается различий в статусе партий и других общественных объединений; на них распространяются одинаковые правила образования и деятельности. Во Франции предусматривается государственное финансирование пропорционально числу мест, полученных в парламенте на последних выборах. Предусматривается и право на членство в профсоюзе.

Среди других политических прав необходимо упомянуть право на доступ к публичным постам, подотчетность должностных лиц народу, право на сопротивление угнетению, свободу мнений взглядов и слова, право убежища на территории Франции всех лиц, преследуемых за свою деятельность в защиту свободы.

Кроме того, провозглашаются следующие социально-экономические права или права в области культуры: "священное и неприкосновенное" право собственности (при этом допускается национализация предприятий), гласность налогообложения, права на забастовку, на участие в управлении предприятиями, право на охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг, право на социальное обеспечение, право на равный доступ к образованию, приобретению профессии, на доступ к культуре. Преамбула устанавливает и некоторые обязанности: трудиться, солидарно участвовать в "бремени, вытекающем из национальных бедствий".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: