Государственная итоговая аттестация по русскому языку проходит в форме изложения с творческим заданием




Изложение с творческим заданием является одной из основных форм проверки уровня коммуникативной компетенции, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, умения работать с текстом, связно и логически правильно излагать его содержание, высказывать самостоятельно свое мнение и аргументировать его.

Тексты изложений представляют собой отрывки из произведений современной, классической, публицистической, беллетристической, научно-популярной литературы. Тематика текстов разнообразна: природа, язык, нравственные и эстетические категории, семья, искусство и т.п. По стилю это художественные, научные, публицистические тексты.

Задания к текстам направлены на проверку как репродуктивных, конструктивных умений и навыков, так и творческих способностей, умений использовать основные коммуникативные стратегии.

Написание изложения с творческим заданием предполагает не только репродуктивную, но и творческую деятельность ученика.

На выполнение работы отводилось 3 часа 30 минут (210 минут). Однако не все участники апробации использовали отведенное время в полном объеме. Обучающиеся, которые досрочно выполнили и сдали работы, могли использовать оставшееся время для проверки и редактирования чернового варианта изложения, аккуратного заполнения бланка ответов, его проверку и т.д.

Следует отметить, что многие обучающиеся не соблюдали технологию написания изложения, рекомендованную в пояснительной записке к контрольным комплексам заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку по основным образовательным программам среднего общего образования в 2019 году (не составляли план, не писали текст изложения и творческого задания на черновике и др.).

В ходе проверки письменных работ участников апробации контрольных комплексов заданий государственной итоговой аттестации по русскому, эксперты отметили:

1. Все обучающиеся справились с написанием изложения. Содержание текста передано в объеме предложенного, однако во многих работах допущены серьезные орфографические и пунктуационные ошибки.

2. При написании творческого задания многие обучающиеся показали умение связанно, логично, последовательно излагать мысли. Вместе с тем:

· редко используются (не используются) цитаты, афоризмы;

· часто в работах отсутствует аргументация, примеры (ссылки на литературный источник);

· некоторые работы не соответствует объему;

· допускаются речевые и грамматические ошибки.

3. Количество и типы ошибок, допущенных обучающимися при написании изложения с творческим заданием, представлены на рисунке:

4. Анализ оценивания языкового оформления письменных работ обучающихся, выполненных при апробации ККЗ ГИА -2019 по русскому языку показал:

· наиболее часто обучающиеся допускают пунктуационные ошибки (П — 93%). Среди них: знаки препинания в сложноподчиненных, сложносочиненных предложениях, в предложениях с деепричастными, причастными оборотами; пунктуация при вводных конструкциях; постановка тире между подлежащим и сказуемы м и др.

· 86% обучающихся допускают орфографические ошибки (О). Наиболее часто встречаются орфограммы: правописание безударных гласных; правописание частицы «не» с разными частями речи; написание окончаний различных частей речи; дефисное и смежное написание наречий; правописание производных предлогов, союзов, кратких причастий;

· грамматические ошибки (Г), связанны, в основном, с неправильным построением предложений (инверсия, отрыв придаточной части) и отсутствием грамматического согласования в словосочетаниях составляют 65%.

· исправления (И) допускают 41% обучающихся.

5. Ошибки в содержании изложения с творческим заданием показывают, что обучающиеся полностью не овладели умением составлять программу высказывания; не владеют логикой изложения; не знают, как ввести в текст ответ на творческое задание.

· 25 % обучающихся допускают ошибки в содержании изложения с творческим задание (С): неполнота передачи содержания текста; несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей; отсутствие абзацев; отсутствие перехода от изложения к тексту творческого задания; несоответствие содержания работы творческому заданию;

· 25 % составляют логические ошибки (Л): нарушение последовательности в высказывании; перестановка частей текста;

· фактические ошибки (Ф) составляют 28 %: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей;

· наиболее часто обучающиеся допускают речевые ошибки и недочеты (Р) – 72%, а именно: речевые семантические ошибки (употребление слова в несвойственном ему значении, смешение слов близких по значению), нарушение лексической сочетаемости, употребление лишних слов, пропуск, недостаток нужного слова; речевые ошибки в построении текста (бедность и однообразие синтаксических конструкций, стилистически неоправданное повторение слов, неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, неудачный порядок слов).

По итогам апробации рекомендовано обратить внимание на ошибки, допущенные при написании изложения с творческим заданием, а также отработать технологию написания данного вида работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: