Экзаменационная работа по русскому языку
За 2019 – 2020 учебный год
Для обучающихся 2 курса
По профессии 15.01.05 «Сварщик»
Преподаватель
Филимонова Е.Б.
Урюпинск, 2020 г.
Вариант 1
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания:
Память - одно из важнейших свойств любого бытия: материального духовного человеческого...
Памятью обладают отдельные растения камень на котором остаются сл..ды его пр..исх..ждения и движения в ледниковый п..риод ст..кло в..да.
Память вовсе не механична. Это важнейший творческий проце... Запоминается то что нужно путём памяти накапливается добрый опыт образуется традиция создаются трудовые навыки.
Память противостоит уничтожающей силе времени. Принято делить время на прошедшее настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее а будущее как бы предугадывается настоящим соединённым с прошедшим. Память - пр..од..ление времени смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» это прежде всего человек неблагодарный безответственный а следовательно и неспособный на добрые бескорыстные п..ступки.
Безответственн..сть рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек совершающий недобрый п..ступок думает что п..ступок этот не сохранится в памяти его и в памяти окружающих. Сов..сть это память к которой присоединяется моральная оценка совершённого...
Память основа сов..сти и нравственн..сти основа культуры, память одна из основ п..эзии эстетического понимания культурных це..остей.
(Д. Лихачёв).
2. Определите стилистическую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ.
3. Разберите по составу слова: важнейших, создаются, рождается, беспамятный
(в тексте)
4. Выполните морфологический разбор выделенных слов.
5. Выполните синтаксический разбор первого и второго и предложений (в тексте)
Преподаватель
Филимонова Е.Б.
Вариант 2
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания
(Сего)дня мы имели случай наблюдать на востоке теневой сегмент земли. Вечерняя з..ря переливалась особе..о яркими красками. (С)начал.. она была бледная (по)том стала (изумрудно)зелёной и (по)этому зелёному фону как расходящиеся столбы поднялись из-за горизонта два (светло)жёлтых круга. Через (н..)сколько минут лучи пропали. Зелёный цвет з..ри сделался оранжевым а (по)том красным. Самое последнее явление заключалось (в)том что (багрово)красный горизонт стал тёмным словно от дыма. Одновреме..о с закатом солнца на востоке появился теневой сегмент земли. Одним конц..м он к..сался северного горизонта другим южного. Внешний край этой тени был пурпуровый; чем ниже спускалось солнце тем выше подн..мался теневой сегмент. Скоро пурпуровая полоса сл..лась с красной з..рёй на зап..де и тогда наступила тёмная ночь...
Вечером мы долго с..дели у огня. Утром мы встали рано. (За)день ут..мились и (по)этому как только поужинали (тот)час легли спать. Предра...ветный наш сон был ка- кой(то) тяжёлый. Во всём тел.. чу..ствовалась истома и слабость движения были вялы... (Не)хотя мы поели и (не)хотя поплыли дальше.
(В. Арсеньев)
2. Определите стилистическую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ.
3. Разберите по составу слова: наблюдать, сначала, касался, слабость (в тексте).
4. Выполните морфологический разбор слов: случай, на востоке, переливалась
5. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (в тексте).
Преподаватель
Филимонова Е.Б.
Вариант 3
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.
Ольга существо простое, н..посредственное которое н..когда н.. о чём н.. рассуждало, н.. о чём н.. спрашивало которому всё было ясно и понятно по привычк.. и которое всё завис.. ло от привычк... Она очень плакала о смерт.. Ленского но скоро утешилась вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею повторив собою свою маменьку, с н..большими изменениями, которых требовало время. Но совсем не так легко определить характер Татьяны. Натура Татьяны н..многосложна но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезне..ых противоречий которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких пр..делок и примесей. Вся жизнь её проникнута тою целостностью тем единством которое в мире иску..тва составляет высочайшее досто..нство художестве..ого произведения.
Итак летние ночи посв..щались мечтательности зимние чтению романов и это среди мира имевшего благоразумную привычку громко храпеть в то время. Какое противоречие между Татьяною и окружающ..м её миром! Татьяна это редкий пр..красный цветок случайно выр..сший в ра..щелине дикой скалы.
Повторяем Татьяна существо исключительное натура глубокая любящая страс..ная.
(По В.Г. Белинскому)
2. Определите стилистическую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ.
3. Разберите по составу слова: спрашивало, пр..делок, имевшего, скоро
4. Выполните морфологический разбор слов: существо, завис…ло, страдают
5. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений, составьте их схемы.
Преподаватель
Филимонова Е.Б.