Россия и СНГ. Россия в системе международных связей.




 

После распада СССР геополитическая ситуация, в которой оказалась его преемница – Россия, – существенно изменилась. Приоритет в отношениях с так называемым «дальним зарубежьем», и прежде всего со странами Запада, создавал дисбаланс во внешней политике. Необходимо было выстраивать отношения со странами ближнего зарубежья и Восточной Европы. Именно на эти регионы делался акцент в новой концепции внешней политики России, утверждённой Б. Н. Ельциным в апреле 1993 года.

Курс на максимальную дезинтеграцию связей с Россией сразу же взяли Литва, Латвия и Эстония, устремившие свои взгляды в сторону Европы. Остальные бывшие советские республики оказались вместе с Россией в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Цели этого объединения не были чётко регламентированы, в рамках СНГ предполагалось заключить двусторонние договоры между суверенными государствами, а также проводить встречи и консультации по тем или иным вопросам. Позднее было установлено поочерёдное председательство стран-членов СНГ, введён пост Исполнительного секретаря, создана Межпарламентская ассамблея, выработан Устав Содружества.

Ещё в 1991 году Россия заявила о том, что намерена остаться единственной ядерной державой на постсоветском пространстве. США, заинтересованные в сохранении надёжного контроля за ядерным оружием, высказались в поддержку этой инициативы. На Алма-Атинской встрече глав постсоветских государств 21 декабря 1991 года было принято решение, что ядерные силы не будут разделяться и останутся под контролем и охраной командования Объединённых вооружённых сил СНГ, но базироваться будут на территории России. Белоруссия и Казахстан сразу заявили о статусе неядерных держав, но четвёртая страна, на территории которой располагались советские ядерные боеголовки, Украина, не спешила этого делать. В июле 1993 года она объявила две тысячи боеголовок – примерно 20 % стратегического арсенала бывшего СССР – своей собственностью. В ситуацию вмешался президент США Б. Клинтон. Он выступил в качестве международного гаранта притязаний Украины, выторгованных в обмен на передачу боеголовок России: в начале 1994 года США, Украина и Россия подписали трёхстороннее соглашение, по которому последняя обязывалась поставлять обогащённый уран для украинских АЭС. В том же году Б. Н. Ельцин и глава МИД А. В. Козыре в заявили, что всё постсоветское пространство является сферой жизненных интересов России, и та, как великая держава, будет всеми способами отстаивать свои интересы в пределах границ бывшего СССР.

Стали регулярно созываться органы, координирующие деятельность СНГ, такие как Совет глав государств и Совет глав правительств. Налаживалось взаимодействие между финансовыми и силовыми структурами. Впрочем, быстро выяснилось, что не все страны Содружества глубоко заинтересованы в участии в интеграционном процессе. В 1994–1997 годах процессы размежевания в СНГ брали верх над процессами сближения. Республики, обретя независимость, выстраивали свои властные и экономические структуры, формировали собственные вооружённые силы. Реальной интеграции между всеми государствами Содружества не происходило, поэтому на более тесное сближение решила пойти только их часть. В 1995 году было положено начало формированию таможенного союза между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. В марте 1996 года эти страны подписали договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах. В то же время происходило организационное оформление двустороннего Союза России и Белоруссии, «единого экономического пространства» Казахстана, Узбекистана и Киргизии, а также «ГУАМа» – объединения Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии – в целях развития евроазиатско-транскавказского транспортного коридора.

В 1997 году, уже в бытность главой МИД Е. М. Примакова, Россия подписала двусторонние договоры с Белоруссией и Украиной. С Украиной удалось найти компромисс по вопросам статуса Севастополя, главной базы Черноморского флота РФ, и о разделе самого флота. В 1992–1993 годах между государствами фактически возник территориальный спор, поскольку в России многие настаивали на незаконности передачи Крыма в состав УССР в 1954 году. Окончательно вопросы в отношениях между странами были решены весной 1997 года во время визита на Украину президента Ельцина.

В начале 1992 года российские вооружённые силы вмешались в межнациональный конфликт в Приднестровье, пожелавшем выйти из состава Молдавии и провозгласившем свою независимость. Приказ остановить противостояние молдавских войск и приднестровских сил получила дислоцировавшаяся в этом регионе 14-я армия под командованием генерала А. Лебедя. В апреле 1992 года она перешла под юрисдикцию России. В 1994 году Россия также выступила в роли посредника в армяно-азербайджанском конфликте по поводу Нагорного Карабаха.

В целом Содружество Независимых Государств сыграло позитивную роль в предотвращении неконтролируемого распада СССР, обеспе­чении правопреемственности его ядерного статуса, локализации межнациональных вооруженных конфликтов и создании возможно­сти для мирных переговоров. Принадлежность к СНГ д авала воз­можность руководству ряда его членов создать собственную госу­дарственность, используя экономическую и военную помощь России

На основе СНГ вокруг России сформировались продуктивные межгосударственные структуры - Организация Евразийского эконо­мического сотрудничества (ЕврАзЭС) и Организация договора о кол­лективной безопасности (ОДКБ). ЕврАзЭС способна стать ядром реальной экономической интеграции России с другими ее членами. В ОДКБ вошли государства, заинтересованные в военно-полити­ческом сотрудничестве между собой. Нельзя, однако, исключить и того, что участие России в ОДКБ может не защитить ее южные рубежи от очагов политической дестабилизации, а втянуть в регио­нальные и внутригосударственные конфликты.

Стремление российского руководства сделать отношения с партнерами по СНГ менее затратными для бюджета страны и бо­лее эффективными с точки зрения ее национальных интересов вызывает недовольство с их стороны. Некоторые государства рас­сматривают СНГ как номинальную структуру Будущее этой орга­низации остается весьма неопределенным, велика вероятность выхода из него некоторых государств Авторы прогностического исследования «Мир вокруг России: 2017. Контуры недалекого будущего», подготовленного Советом по внешней и оборонной политике, полагают, что на большей части постсоветского пространства дальнейшее развитие получат тен­денции к размежеванию, а реальные интеграционные процессы воз­можны только между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Их оценка перспектив постсоветского пространства и будущей геостратегии России та­кова: «В любом случае бывшие советские республики будут все больше тяготеть к различным региональным державам. В какой-то момент российское руководство, видимо, признает очевидное: постсоветское пространство не является больше главным внешне­политическим и внешнеэкономическим приоритетом России».

Существует угроза геополитическому единству и самой России. Национальные республики Волго-Уральского региона (Татарстан, Башкортостан) и Северного Кавказа устанавливают внешние связи, руководствуясь этнокультурными и религиозными критериями. Это ведет к усилению влияния на них со стороны исламских государств.

Имеются геополитические проблемы и в других регионах Рос­сии. Дальний Восток вынужден самостоятельно развивать связи с Китаем, Южной Кореей и другими государствами АТР. Он явля­ется объектом усиливающегося демографического давления со сто­роны Китая, который до сих пор не признает «неравноправные до­говоры» 1858 и 1860 г г. В сложном положении анклава оказалась Калининградская область.

Драматизм новой геополитической ситуации постсоветской Рос­сии состоит в том, что на южных границах она вынуждена противо­стоять, в том числе и вооруженным путем, во-первых, исламскому миру, стремящемуся расширить сферу своего влияния на бывшие советские республики, и, во-вторых, националистическим, фунда­менталистским силам Кавказа, угрожающим территориальной це­лостности самой России.

В российском обществе широкое распространение получило чувство оскорбленного национального достоинства, порожденное не только геополитическими потерями страны, вызванными распа­дом СССР,

В целом геополитическое положение России сейчас таково: у нее нет очевидных врагов, но вместе с тем нет и друзей; ей вовсе не гарантировано благожелательное отношение соседей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: