1.Номер практической работы
2.Тема практической работы
3.Цель практической работы
4. Решить задачи, изобразить схему, сделать к ней описание
5. Сформулировать вывод
Практическая работа №4
Тема: Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.
Цель: закрепить знания о структуре экосистем, научить составлять описание природных и искусственных экосистем, объяснять различия между ними и их значение; продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии; содействовать развитию самостоятельности, пробуждать их творческие способности, способствовать в ходе урока экологическому воспитанию студентов.
Время: 2 часа
Оборудование: инструкции для студентов, тестовые задания, дидактические материалы, мультимедийные презентации.
Порядок выполнения:
Отработка терминов и понятий.
Выполнение работы, решение заданий.
Выполнение тестового задания.
Схема отчета:
Тема и цель занятия.
Ответы к заданиям.
Ответы тестового задания.
Ход работы
1. Прочитать текст «Агроценозы», «Биоценозы», с. 87-123, Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. М., 2017
Задание 1. Изучить описание природной экосистемы и распределить обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной экосистемы.
Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются, но высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов. Первый ярус — древесный — составляют самые светолюбивые виды — дуб, липа. Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню. Третий ярус состоит из кустарников лещины, бересклета, калины и др. Четвертый ярус — травянистый. Такими же этажами распределены и корпи растений. Ярусность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения. Кроме растений в лесу обитают: в почве — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые. В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки. Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей. В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк. В верхних слоях почвы встречаются кроты.
Задание 2. Изучите агроценоз пшеничного поля и распределите обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной агроэкосистемы.
Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий. Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются зерноядные и хищные птицы, лисы, трясогузка, дождевые черви, жужелицы, клоп вредная черепашка, тля, личинки насекомых, божья коровка, наездник. Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая.
Задание 3. Дайте оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы. Внесите следующие утверждения в таблицу:
· действует на экосистему минимально,
· не действует на экосистему,
· действие направлено на достижение максимальной продуктивности.
| | Природная экосистема
| Агроэкосистема
|
| Естественный отбор
| | |
| Искусственный отбор
| | |
Задание 4. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем. (больше, меньше)
| | Природная
| Агроэкосистема
|
| Видовой состав
| | |
| Продуктивность
| | |
Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.
КИМ (контрольно-измерительные материалы) по экологии
Вариант№1
- Отношения каких организмов служат примером симбиоза?
|
|
|
| 1)
| растения росянки и насекомого
| |
| 2)
| клеща и собаки
| |
| 3)
| сосны и маслёнка
| |
| 4)
| щуки и карася
| |
|
- Какую из экосистем называют агроэкосистемой?
|
|
|
| 1)
| плодовый сад
| |
| 2)
| берёзовую рощу
| |
| 3)
| дубраву
| |
| 4)
| хвойный лес
| |
|
- Какое приспособление у растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света?
|
|
|
| 1)
| листовая мозаика
| |
| 2)
| мелкие листья
| |
| 3)
| восковой налёт на листьях
| |
| 4)
| шипы и колючки
| |
|
| 1. 4. В практике сельского хозяйства для уничтожения насекомых-вредителей используют
|
|
| 1)
| гормоны
| |
| 2)
| пикировку
| |
| 3)
| инсектициды
| |
| 4)
| ферменты
| |
| 5. К какой группе экологических факторов следует отнести прополку сорняков в посевах культурных растений?
|
|
| 1)
| антропогенным
| |
| 2)
| абиотическим
| |
| 3)
| оптимальным
| |
| 4)
| физиологическим
| |
| 6. Какой биотический фактор оказывает влияние на численность популяций травянистых растений в смешанном лесу?
|
|
| 1)
| вытаптывание растений туристами
| |
| 2)
| сбор растений для букетов
| |
| 3)
| распространение плодов и семян животными
| |
| 4)
| уменьшение влажности почвы
| |
| 7. Вырубка зрелых деревьев в экосистеме леса, приводящая к её значительным изменениям, - это действие фактора
|
|
| 1)
| ограничивающего
| |
| 2)
| биотического
| |
| 3)
| абиотического
| |
| 4)
| антропогенного
| |
| 8. Взаимоотношения организмов в природном сообществе относят к факторам
|
|
| 1)
| абиотическим
| |
| 2)
| биотическим
| |
| 3)
| антропогенным
| |
| 4)
| ограничивающим
| |
| 9. В норах степных грызунов спасаются от жары сотни видов насекомых. Такой тип взаимоотношений между видами называется
|
|
| 1)
| конкуренция
| |
| 2)
| квартиранство
| |
| 3)
| паразитизм
| |
| 4)
| нахлебничество
| |
| 10. Отношения между васильком синим и рожью, растущими на одном поле, - пример
|
|
| 1)
| паразитизма
| |
| 2)
| конкуренции
| |
| 3)
| симбиоза
| |
| 4)
| хищничества
| |
|
|
| |
| 11. Какой фактор лежит в основе сезонных изменений в жизни птиц?
|
|
| 1)
| увеличение численности хищников
| |
| 2)
| изменение температуры
| |
| 3)
| нарушение биотических связей
| |
| 4)
| изменение длины светового дня
| |
| 12. Загрязнение атмосферы вредными веществами, выделяющимися при переработке нефти, сжигании каменного угля - это результат влияния факторов
|
|
| 1)
| абиотических
| |
| 2)
| неживой природы
| |
| 3)
| ограничивающих
| |
| 4)
| антропогенных
| |
| 13. Ярусное расположение растений в экосистеме - это приспособление к
|
|
| 1)
| поглощению кислорода при дыхании
| |
| 2)
| самоопылению
| |
| 3)
| использованию света и пространства
| |
| 4)
| распространению плодов и семян животными
| |
| 14. Какие приспособления к опылению насекомыми сформировались у растений в процессе эволюции?
|
|
| 1)
| отсутствие соцветий
| |
| 2)
| наличие пыльников на длинных нитях
| |
| 3)
| наличие нектарников в цветках
| |
| 4)
| обилие лёгкой сухой пыльцы
| |
| 15. Отношения между пыреем ползучим и пшеницей, растущими на одном поле, представляют собой
|
|
| 1)
| паразитизм
| |
| 2)
| конкуренцию
| |
| 3)
| симбиоз
| |
| 4)
| хищничество
| |
| 16. Какие факторы способствуют возрастанию численности комаров в природе?
|
|
| 1)
| наличие пресного водоёма и теплокровных животных
| |
| 2)
| сухой климат и обилие пресмыкающихся
| |
| 3)
| водоёмы, заселённые хищными рыбами
| |
| 4)
| болотистые леса, загрязнённые нефтяными отходами
| |
| 17. Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне -
|
|
| 1)
| высокая температура
| |
| 2)
| недостаток влаги
| |
| 3)
| отсутствие перегноя
| |
| 4)
| разрушение почв
| |
| 18. Недостаток азота в почве может быть ограничивающим фактором для роста
|
|
| 1)
| обыкновенной фасоли
| |
| 2)
| посевного гороха
| |
| 3)
| белокочанной капусты
| |
| 4)
| кормовых бобов
| |
| 19. Абиотический фактор, играющий важную роль в жизни северных оленей, -
|
|
| 1)
| разнообразие продуцентов
| |
| 2)
| толщина снежного покрова
| |
| 3)
| густота травяного покрова
| |
| 4)
| обилие хищных млекопитающих
| |
| 20. Антропогенный фактор, вызывающий снижение численности обитателей экосистемы озера, -
|
|
| 1)
| изменение температуры воды в разные времена года
| |
| 2)
| загрязнение среды сточными водами
| |
| 3)
| уменьшение освещённости водоёма при его зарастании
| |
| 4)
| увеличение численности хищных рыб
| |
| 21. Каким фактором для обитателей водоёма является его промерзание?
|
|
| 1)
| антропогенным
| |
| 2)
| биотическим
| |
| 3)
| абиотическим
| |
| 4)
| эволюционным
| |
| 22. Укажите пример антропогенного фактора.
|
|
| 1)
| интенсивное ультрафиолетовое излучение
| |
| 2)
| сезонные колебания температуры
| |
| 3)
| промышленное загрязнение
| |
| 4)
| повышенная влажность воздуха
| |
| 23. Какой абиотический фактор необходим для роста и развития древесных растений в экосистеме смешанного леса?
|
|
| 1)
| присутствие насекомых-опылителей
| |
| 2)
| наличие песчаной почвы
| |
| 3)
| вырубка старых деревьев
| |
| 4)
| интенсивность освещённости
| |
| 24. Определите правильно составленную пищевую цепь.
|
|
| 1)
| ястреб - синица - личинки насекомых - сосна
| |
| 2)
| сосна - синица - личинки насекомых - ястреб
| |
| 3)
| сосна - личинки насекомых - синица - ястреб
| |
| 4)
| личинки насекомых - сосна - синица - ястреб
| |
| 25. Установите соответствие между группой растений или животных и её ролью в экосистеме пруда.
|
| | | |
|
| | РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ПРУДА
|
| КОМПОНЕНТЫЭКОСИСТЕМЫ
| | А)
| прибрежная растительность
| | Б)
| рыбы
| | В)
| личинки земноводных
| | Г)
| фитопланктон
| | Д)
| растения дна
| | Е)
| моллюски
| |
| | 1)
| продуценты
| | 2)
| консументы
| | |
| 26. Установите соответствие между характеристикой экосистем и их типом.
|
|
| | ХАРАКТЕРИСТИКА
|
| ТИП ЭКОСИСТЕМ
| | А)
| преобладают растения одного вида
| | Б)
| обитает большое разнообразие видов
| | В)
| осуществляется саморегуляция численности популяций
| | Г)
| круговорот веществ незамкнутый
| | Д)
| большую роль играет антропогенный фактор
| | Е)
| пищевые цепи длинные
| |
| | 1)
| природная экосистема
| | 2)
| агроэкосистема
| | |
| 27. Установите соответствие между животными и типом отношений между ними.
|
|
| | ЖИВОТНЫЕ
|
| ТИП ОТНОШЕНИЙ
| | А)
| муравьи и тля
| | Б)
| носорог и воловья птица
| | В)
| жук-плавунец и малёк рыбы
| | Г)
| щука и карась
| | Д)
| уж и лягушка
| |
| | 1)
| симбиоз
| | 2)
| хищник - жертва
| | |
| 28. Установите соответствие между организмами и функциональной группой биоценоза, к которой их относят.
|
|
| | ОРГАНИЗМЫ
|
| ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
| | А)
| почвенные бактерии
| | Б)
| инфузории
| | В)
| колониальные коралловые полипы
| | Г)
| чайки
| | Д)
| бактерии гниения
| | Е)
| плесневые грибы
| |
| | 1)
| консументы
| | 2)
| редуценты
| | |
| 29. Установите соответствие между видом и экосистемой, в которой он распространён.
|
|
| | ВИД
|
| ЭКОСИСТЕМА
| | А)
| ландыш майский
| | Б)
| обыкновенная куница
| | В)
| горох посевной
| | Г)
| пузырчатая головня (гриб-паразит)
| | Д)
| колорадский жук
| | Е)
| лещина обыкновенная
| |
| | 1)
| лиственный лес
| | 2)
| агроценоз поля
| | |
|
| 30. Установите соответствие между примером воздействия на организмы и экологическим фактором.
|
|
| | ПРИМЕР
|
| ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
| | А)
| использование минеральных солей почвы растениями
| | Б)
| гибель организмов вследствие пересыхания водоёмов
| | В)
| взаимоотношения кабанов и лосей в биоценозе
| | Г)
| влияние продолжительности светового дня на рост растения
| | Д)
| влияние ультрафиолетовых лучей на синтез витамина D
| | Е)
| уменьшение численности белок в неурожайные годы семян ели
| |
| | 1)
| биотический
| | 2)
| абиотический
| | |
КИМ (контрольно-измерительные материалы) по экологии
Вариант№2
| 1. Взаимоотношения цветковых растений и пчёл - пример симбиоза, так как пчёлы
|
|
|
| 1)
| наносят вред растениям, поедая пыльцу и нектар
| |
| 2)
| обитают с растениями в одних и тех же условиях
| |
| 3)
| обеспечивают расселение растений
| |
| 4)
| опыляют растения, собирая пыльцу и нектар
| |
|
| 2. К какой группе экологических факторов следует отнести внесение в почву минеральных удобрений?
|
|
|
| 1)
| антропогенным
| |
| 2)
| абиотическим
| |
| 3)
| оптимальным
| |
| 4)
| ограничивающим
| |
|
| 3. Какие приспособления к опылению ветром сформировались у растений в процессе эволюции?
|
|
|
| 1)
| ярко окрашенный венчик
| |
| 2)
| цветки с резким запахом
| |
| 3)
| хорошо развитые нектарники
| |
| 4)
| пыльники на длинных нитях
| |
|
| 4. Влияние деятельности человека на природу - это факторы среды
|
|
|
| 1)
| абиотические
| |
| 2)
| антропогенные
| |
| 3)
| ограничивающие
| |
| 4)
| оптимальные
| |
|
| 5. К антропогенному фактору относят
|
|
|
| 1)
| интенсивное размножение цианобактерий
| |
| 2)
| повышение уровня воды при половодье
| |
| 3)
| зарастание озера осокой и рогозом
| |
| 4)
| бесконтрольный лов рыбы
| |
|
| 6. Сигналом к осеннему перелёту птиц в средней полосе России служит
|
|
|
| 1)
| понижение температуры воздуха
| |
| 2)
| увеличение количества осадков
| |
| 3)
| наступление первых заморозков
| |
| 4)
| сокращение длины светового дня
| |
|
| 7. Укажите пример антропогенного фактора.
|
|
|
| 1)
| вымерзание всходов при весенних заморозках
| |
| 2)
| уплотнение почвы автомобильным транспортом
| |
| 3)
| повреждение культурных растений насекомыми
| |
| 4)
| уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами
| |
|
| 8. К абиотическим факторам среды относят
|
|
|
| 1)
| действие магнитного поля Земли
| |
| 2)
| конкуренцию между особями за свет
| |
| 3)
| уничтожение вредителей пестицидами
| |
| 4)
| внесение в почву минеральных удобрений
| |
|
| 9. Какой биотический фактор оказывает влияние на численность хищных рыб в водоёме?
|
|
|
| 1)
| изменение численности растительноядных рыб
| |
| 2)
| изменение температуры воды
| |
| 3)
| заболачивание водоёма
| |
| 4)
| отлов рыбы сетями
| |
|
| 10. Укажите пример биотического фактора.
|
|
|
| 1)
| ультрафиолетовое излучение
| |
| 2)
| влажность почвы
| |
| 3)
| деятельность почвенных бактерий
| |
| 4)
| наличие кислорода в атмосфере
| |
|
| 11. Какой антропогенный фактор оказывает влияние на численность популяции бабочки капустной белянки?
|
|
|
| 1)
| уничтожение гусениц ядохимикатами
| |
| 2)
| поедание гусениц хищниками
| |
| 3)
| гибель гусениц в результате засухи
| |
| 4)
| увеличение численности паразитов
| |
|
| 12. Основной фактор, обеспечивающий ярусное распределение растений в лесу, -
|
|
|
| 1)
| степень освещённости
| |
| 2)
| состояние атмосферного давления
| |
| 3)
| влажность почвы
| |
| 4)
| содержание углекислого газа в воздухе
| |
|
| 13. В какой среде обитают взрослые особи животных-паразитов, у которых произошло упрощение организации?
|
|
|
| 1)
| водной
| |
| 2)
| наземно-воздушной
| |
| 3)
| почвенной
| |
| 4)
| организменной
| |
|
| 14. Реакцию организмов на изменение длины светового дня называют
|
|
|
| 1)
| раздражимостью
| |
| 2)
| фотопериодизмом
| |
| 3)
| фототропизмом
| |
| 4)
| инстинктом
| |
|
| 15. Антропогенными называют факторы
|
|
|
| 1)
| связанные с деятельностью человека
| |
| 2)
| абиотического характера
| |
| 3)
| биотического характера
| |
| 4)
| определяющие функционирование агроценозов
| |
|
| 16. К абиотическим факторам относят
|
|
|
| 1)
| подрывание кабанами корней
| |
| 2)
| нашествие саранчи
| |
| 3)
| образование колоний птиц
| |
| 4)
| обильный снегопад
| |
|
| 17. Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют
|
|
|
| 1)
| конкуренцией
| |
| 2)
| хищничеством
| |
| 3)
| симбиозом
| |
| 4)
| паразитизмом
| |
|
| 18. Бактерии, включаясь в круговорот веществ в биосфере,
|
|
|
| 1)
| участвуют в формировании озонового экрана
| |
| 2)
| разлагают органические вещества до неорганических
| |
| 3)
| способствуют образованию известняков
| |
| 4)
| нейтрализуют радиоактивные вещества в почве
| |
|
| 19. Примером смены экосистемы служит
|
|
|
| 1)
| отмирание надземных частей растений зимой на лугу
| |
| 2)
| сокращение численности хищников в лесу
| |
| 3)
| изменение внешнего облика лесного сообщества зимой
| |
| 4)
| зарастание водоема
| |
|
| 20. Почему многочисленное скопление людей в лесопарке может вызвать гибель обитающих в нём растений?
|
|
|
| 1)
| Шум, созданный людьми, оказывает вредное влияние на жизнь растений.
| |
| 2)
| При дыхании людей в атмосферу выделяется много углекислого газа, что изменяет газовый состав воздуха.
| |
| 3)
| Люди уплотняют почву, нарушают питание, водный и воздушный режим корневой системы растений.
| |
| 4)
| В результате дыхания большого количества людей в лесопарке уменьшается содержание кислорода, которым дышат растения.
| |
|
| |
|
| |
|
| 21. Какой организм в цепях питания экосистемы елового леса относят к производителям?
|
|
| 1)
| гриб опёнок
| |
| 2)
| ель
| |
| 3)
| белку
| |
| 4)
| землеройку
|
|
|
| |
|
| 22. Паразитические растения и животные выполняют в экосистеме роль
|
|
| 1)
| продуцентов
| |
| 2)
| потребителей
| |
| 3)
| разрушителей веществ
| |
| 4)
| симбиотических организмов
|
|
| 23. Молекулярный азот атмосферы усваивают
| |
|
| 1)
| плесневые грибы
| |
| 2)
| простейшие
| |
| 3)
| дрожжи
| |
| 4)
| клубеньковые бактерии
| |
|
| | | |
| 24. Определите правильно составленную пищевую цепь.
| |
|
| 1)
| чайка - окунь - мальки рыб - водоросли
| |
| 2)
| Водоросли - чайка - окунь - мальки рыб
| |
| 3)
| мальки рыб - водоросли - окунь - чайка
| |
| 4)
| водоросли - мальки рыб – окунь - чайка
| |
|
| | | |
|
| |
| 25. Установите соответствие между организмами и функциональной группой биоценоза, к которой их относят.
|
|
| | ОРГАНИЗМЫ
|
| ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
| | А)
| сосна
| | Б)
| белка
| | В)
| дятел
| | Г)
| кислица
| | Д)
| филин
| | Е)
| ель
| |
| | 1)
| продуценты
| | 2)
| консументы
| | |
| 26. Установите соответствие между простейшим и средой его обитания.
|
|
| | | |
| ПРОСТЕЙШЕЕ
|
| СРЕДА ОБИТАНИЯ
| | А)
| обыкновенная амёба
| | Б)
| дизентерийная амёба
| | В)
| зелёная эвглена
| | Г)
| инфузория-туфелька
| | Д)
| лямблия
| | Е)
| малярийный плазмодий
| |
| | 1)
| пресный водоём
| | 2)
| живой организм
| | | |
|
| 27. Установите соответствие между парой организмов и типом биотических отношений, в которые они вступают.
|
|
| | ОРГАНИЗМЫ
|
| ТИП БИОТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
| | А)
| гриб-трутовик и берёза
| | Б)
| дуб и белый гриб
| | В)
| осина и берёза
| | Г)
| паутинный клещ и смородина
| | Д)
| фасоль и клубеньковые бактерии
| |
| | 1)
| конкуренция
| | 2)
| симбиоз
| | 3)
| паразитизм
| | |
|
| 28. Установите соответствие между организмом и функциональной группой биогеоценоза смешанного леса, к которой он принадлежит.
|
| ОРГАНИЗМ
|
| ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
| | А)
| ландыш майский
| | Б)
| гриб-трутовик
| | В)
| паук-крестовик
| | Г)
| кукушкин лён
| | Д)
| травяная лягушка
| |
| | 1)
| продуценты
| | 2)
| консументы
| |
|
|
| 29. Установите соответствие между характеристикой экосистем и их типом.
|
|
| | | |
|
| | ХАРАКТЕРИСТИКА
|
| ТИП ЭКОСИСТЕМ
| | А)
| преобладают растения одного вида
| | Б)
| обитает большое разнообразие видов
| | В)
| осуществляется саморегуляция численности популяций
| | Г)
| пищевые цепи длинные
| | Д)
| большую роль играет антропогенный фактор
| | | | |
| | 1)
| природная экосистема
| | 2)
| агроэкосистема
| | |
|
| 30. Установите соответствие между характеристикой и экологическим фактором.
|
|
| | ХАРАКТЕРИСТИКА
|
| ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
| | А)
| распашка целинных земель
| | Б)
| создание оросительных каналов
| | В)
| образование озоновых дыр за счёт воздействия фреонов
| | Г)
| влияние паразита на организм хозяина
| | Д)
| взаимоотношения хищника и жертвы
| | Е)
| взаимовлияние гифов гриба и цианобактерий в лишайнике
| |
| | 1)
| биотический
| | 2)
| антропогенный
| | |