Немецкая классическая философия.




Немецкая классическая философия – влиятельное течение философии нового времени, подводящее итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К нему относят философские учения Канта, Гегеля, Шеллинга, Фихте, Фейербаха. Эти учения сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении философских проблем, они внесли существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В частности, 1.Переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта, 2.Разработан диалектический метод познания и преобразования действительности. Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Кант родился в Кенигсберге в семье ремесленника. воспитывался в духе пиетизма (глубокого религиозного благочестия). С 1740-46гг. изучал в университете Кенигсберга философию, математику, физику. В 1755г. защитил диссертацию, став приват-доцентом. В 1770г после еще одной защиты стал профессором. В последние 10 лет жизни работал над своим главным произведением - «Критика чистого разума». Преподавал в университете не только философию, но и естественные дисциплины.

Ранний т.н. докритический период философского творчества был посвящен естествознанию. Например, Канту принадлежит гипотеза происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности, которая и сейчас рассматривается учеными как один из вариантов происхождения вселенной, гипотеза зависимости приливов и отливов от положения Луны. Нои в «докритических» работах доминировали философские темы и вопросы. Возникновение жизни, в частности, было для Канта загадкой. Он считал, что «… большинство планет, несомненно, обитаемо, а необитаемые со временем будут заселены». Еще в 1763г отверг онтологичское и физико-телеологическое доказательства бытия Бога. Доказательство, - считает Кант, - должно опираться на основание, вытекающее из сущности вещей. «Необходимо убедиться в бытии Бога, но вовсе не в такой же мере необходимо доказать его». Последние годы ученого были отмечены возрастающим интересом к метафизике (под которой понимал мир сверхчувственных, вечных сущностей). Он пытался найти для нее новые основания, благодаря которым метафизика могла бы стать достоверной наукой. Но со временем стал понимать ее как науку о границах человеческого разума.

Поворотной для творчества Канта явилась диссертация «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» (1770).Противопоставлял чувственность и рассудок, некритически рассматривая границы познания: чувственные представления показывают миру вещи, какими они нам являются, представления рассудка – какими они существуют. (Эти тезисы будут повторяться в основных «критических» произведениях). Окончательный переход к т.н. «критической» философии был осуществлен в «Критике чистого разума» (1781), посвященной исследованию границ и возможностей познания. Водя термин «трансцедентальное», Кант определил его как то, что занимается исследованием возможности применения априорного познания (знания, полученного до и независимо от опыта).

Кант осуществил коренной поворот в постановке и решении философских проблем. В средневековой философии и в философии Возрождения центральной частью философских систем являлось учение о бытии. Философы Нового времени перенесли акцент на проблемы гносеологии. Однако в центральной проблеме гносеологии – взаимодействии субъекта и объекта – докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания. Кант же делает проблемой философии специфику познающего субъекта, который, по его мнению, определяет способ познания и контролирует предмет знания. До Канта субъективное начало рассматривалось как то, что искажает действительное положение вещей. У Канта же возникает задача – установить различия между объективными и субъективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах.

Кант переосмысливает понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцедентальный ( находящийся по ту сторону опыта). К э мпирическому уровню он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцедентальномунадиндивидуальное начало, т.е. всеобщее определение человека как такового.

Работы «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума»(1788) и «Критика способности суждения» (1790)) представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцедентального идеализма. Кант ставит перед собой задачу: провести практический анализ всей предшествующей философии, противопоставить критический подход при оценке способностей и возможностей человека существующему до того, как он считал, догматическому.

Одна из проблем «Критики чистого разума»: как возможно достоверное научное знание? Эта проблема конкретизуется у Канта в три частных проблемы: Как возможна математика? Как возможна физика (естествознание)? И как возможна метафизика (философия)? Необходимо отметить различие кантовского подхода к трем отраслям знания. Он уверен в научном характере математики и естествознания, но к метафизике подходит критически, считая, что она невозможна.

Кант считает: 1. Достоверное знание – это объективное знание. Объективность же Кант отождествлял со всеобщностью и необходимостью. Следовательно, для того, чтобы знание носило достоверный характер, оно должно обладать чертами в сеобщности и необходимости.

2. Объективость знания обуславливается структурой трансцедентального субъекта, его надиндивидуальными качествами и свойствами. Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные (доопытные) формы подхода к действительности, из самой действительности невыводимые: пространство, время, формы рассудка. Пространство и время – это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а, напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущи е людям. Пространство – это врожденная доопытная форма внешнего созерцания, а время - врожденная доопытная форма внутреннего созерцания. Математика как наука и возможна на основе функционирования пространства (геометрия) и времени (арифметика). Время и пространство создают предпосылки математического знания. Реализация достоверности этих предпосылок в действительности осуществляется на основе деятельности второй познавательной способностирассудка.

Рассудок – это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм созерцания, под единство понятий и категорий. Не предмет является источником знаний о нем в понятий и категорий, а, напротив –формы рассудка – понятия и категории -конструируют предмет. Поэтому и согласуются с нашими знаниями о них – мы можем познать только то, что сами создали. Понятия и категории носят не зависящий от индивидуального сознания необходимый и всеобщий характер. Т.о. рассудок упорядочивает восприятия человека, подводит их под всеобщие и необходимые формы и таким образом обуславливает объективность знания. Но что же создает возможность для такой деятельности рассудка? Что объединяет все понятия и категории в целостность, что приводит их в действие? Кант отвечает однозначно – все это связано с особенностями субъекта. Конечное обоснование единства, без которого рассудок не смог бы осуществлять свою функцию подведения под всеобщие и необходимые определения, является акт самосознания субъекта: я мыслю (Этот акт Кант называет «транцедентальным единством апперцепции» (объединением восприятий за пределами опыта).

Итак. вещи существуют сами по себе. Они действуют на органы чувств, порождают разнообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности - пространством и временем. На основе этого формируются восприятия, которые носят субъективный, индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления – понятий и категорий - придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Т.о. вещь сама по себе через каналы органов чувств, формы чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, «явилась ему» и он может делать о ней определенные заключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Считал, что человек может знать только явления, а каковы вещи сами по себе, их качества и свойства, их взаимоотношения вне сознания субъекта человек не знает и знать не может. Он знает о вещах в той форме, в какой они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся «вещами в себе», непознанными, нераскрытыми. Считал, что нет возможности установить связь, сопоставить вещи сам по себе и явления. Отсюда вытекал вывод об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, - умопостигаемый мир, доступный только разуму. Разум – этовысшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями. Идеи у Канта – это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Идеи разума побуждают рассудок к деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства – понятия и категории – действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях.

Доказательством тому, что идеям разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума. Антиномии – это противоречивые взаимоисключающие положения. Например, если взять историю мира в целом, можно доказать справедливость двух противоречащих друг другу суждений -мир конечен и мир бесконечен в пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью ограниченного человеческого рассудка пытаются делать заключение не о мире опыта, а о мире «вещей самих по себе».

Итак, мир «вещей самих по себе» закрыт для чувственности, и, следовательно, он закрыт для теоретического разума, науки. Однако это еще не значит, что он не доступен человеку. Человек, по Канту, житель двух миров – чувственно - воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно- воспринимаемый мир – это мир природы, умопостигаемый – мир свободы. Свобода, по Канту, - это независимость от определяющих причин чувственно - воспринимаемого мира. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум. Практическим он называется потому, то его главное назначение – руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является не мышление а воля. Кант называет человеческую волю автономной. Автономия воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами, а своим собственным законом, который она ставит над собой. Законы практического разума – это нравственные законы. «Знания» умопостигаемого мира – это определенные требования к человеку как ему вести себя в этом мире. Главное требование – категорический императив (предписание) гласит: «Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в тоже время иметь силу всеобщего законодательства ». Это значит: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и задаешь форму, характер взаимных отношений. Т о. Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы, и между которыми существуют глубокие противоречия. Кант ограничил познавательные возможности субъекта «миром явлений», оставив нерешенной проблему связи явлений с «вещами самими по себе». О НРАВСТВЕННОМ ЗАКОНЕ в «Критике чистого разума» Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. Первый взгляд на бесчисленное множество миров как бы уничтожает мое значение как животной твари, которая вновь должна отдать планете (только точке во вселенной) ту материю, из которой она возникла, после того, как эта материя короткое время неизвестно каким образом была наделена жизненной силой. Второй, напротив, бесконечно возвышает мою ценность как мыслящего существа, через мою личность, в которой моральный закон открывает мне жизнь, не зависящую от животной природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира, по крайней мере, поскольку это можно видеть из целесообразного назначения моего существования через этот закон».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: