1. Пианист (худ. обр.)
2. Пилот (техн.)
3. Официант (чел.)
4. Оператор связи (знак. сист.)
5. Геолог (прир.)
6. Агроном (прир.)
7. Адвокат (чел.)
8. Программист (техн.)
9. Фотограф (худ. образ.).
А сейчас усложним задание. Сначала я даю описание, а вы называете, что это за профессия:
1.Специалист по воспитанию и обучению детей (педагог)
2. Специалист по передаче информации с помощью радиоволн (радист)
3. Специалист по обслуживанию электрических сетей и оборудования (электромонтер)
4. Специалист по духовым и клавишным инструментам (музыкант)
5. Мастер по ручной ковке металла (кузнец)
6. Специалист, владеющий ножницами и расческой (парикмахер)
7. Специалист по обработке дерева (столяр)
8. Сотрудник, занятый изданием газеты, журнала (редактор)
9. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников (садовод).
III. Практическая работа
В мире насчитывается более 40 тыс. профессий. Но и эта огромная цифра далека от определенности.
Причём ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает либо видоизменяется.
Работа в парах
- Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:
а) почти или совершенно исчезли;
б) появились только в ХХ веке;
в) появятся в будущем;
г) были в нашем селе. (Приложение 2)
Для справки:
А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т. д.;
Б) программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь — референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист — машинист широкого профиля, летчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтер и т. д.;
В) профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т. д.
|
Г) кузнец, бондарь, сапожник, швеи, доярка, сыроделы, маслоделы. шорники (хомуты, сбруи, кнуты плели).
Выбор профессии – ваш первый шаг к самостоятельной жизни, от которого во многом зависит, как сложится ваша дальнейшая судьба. Сделать этот выбор нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в правильном направлении.
А для того, чтобы лучше себя узнать, давайте проведем тест “Найди себя на дереве”. (Приложение 3)
У всех человечков на дереве разные эмоции и занятия. Сначала нужно выбрать того, который, как вам кажется, больше похож на вас. А затем – того, на которого вы бы хотели быть похожим. На них указаны цифры, их необходимо записать. Указанные две цифры расскажут вам, целеустремленный ли вы человек, какая у вас самооценка и многое другое.
Результаты теста:
- Если вы выбрали человечков № 1, 3, 6, или 7, значит, вы целеустремленный человек, который не остановится перед трудностями и преградами.
- № 2, 11, 12, 18, или 19: вы коммуникабельны, всегда готовы оказать любую поддержку своим друзьям и близким.
- № 4 – выбор человека с твердой жизненной позицией, желающего преуспеть без особых трудностей.
- № 5 – вы часто бываете в состоянии усталости, у вас небольшой запас жизненной энергии.
- № 8 – ваш внутренний мир – не для посторонних, вы погружены в свои размышления, но делитесь ими не охотно.
- № 9 – жизнерадостный человек, любите развлечения.
- №10 или 15 – вы хорошо приспособлены к жизни, в данный момент ощущаете себя комфортно.
- № 13 или 21 – вы довольно замкнуты, часто находите причины для тревог, порой избегаете общения с людьми
- № 14 – вероятно, вы переживаете кризис. Не забывайте, что рано или поздно любые кризисы заканчиваются.
- № 16 – у вас тесные отношения с другим человеком, но есть вероятность, что они стали тяготить.
- № 17 – вы чувствуете себя любимым и окруженным вниманием.
- № 20 – обычно это выбор людей с завышенной самооценкой. Вы стремитесь занять позицию лидера, причем довольно авторитарного.
|
V. Рефлексия.
1. Что интересного вы узнали на этом уроке.
2. Какие знания пригодятся вам в будущей жизни.
3. Почему именно в школе необходимо выбирать тип будущей профессии?
4. Какое чувство возникает у вас при слове «будущая профессия».
VI. Подведение итогов.
Каждая профессия полезна, уважаема. А я хочу закончить наш урок стихотворением, в котором отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать:
Желаю вам такой профессии,
Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,
Чтоб быстро по служебной лестнице
Могли вы смело подниматься,
Желаю вам коллег порядочных,
Начальства умного и справедливого,
Чтоб на работу вы бежали с радостью,
А своим творчеством делились искренне.
Предлагаю вам проверить вашу силу мотивации, то есть, узнать насколько значит для вас успех. (Приложение 4)
Приложение 1
«Человек - человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей.
«Человек — природа » - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, охраной окружающей среды.
|
«Человек — техника » - в се профессии, связанные с техникой.
«Человек - художественный образ» - все творческие специальности.
«Человек — знаковая система » - все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками.
«Человек - человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей.
«Человек — природа » - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, охраной окружающей среды.
«Человек — техника » - в се профессии, связанные с техникой.
«Человек - художественный образ» - все творческие специальности.
«Человек — знаковая система » - все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками.
«Человек - человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей.
«Человек — природа » - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, охраной окружающей среды.
«Человек — техника » - в се профессии, связанные с техникой.
«Человек - художественный образ» - все творческие специальности.
«Человек — знаковая система » - все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками.
Назовите профессии, которые:
а) почти или совершенно исчезли;
б) появились только в ХХ веке;
в) появятся в будущем;
г) были в нашем селе.
а)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________б)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________в)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________г)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Назовите профессии, которые:
а) почти или совершенно исчезли;
б) появились только в ХХ веке;
в) появятся в будущем;
г) были в нашем селе.
а)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________б)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________в)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________г)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Приложение 4
Сила мотивации.
Инструкция: Следующая методика поможет оценить силу мотивации, то есть насколько значим для вас успех, продумать ту или иную позицию по отношению к тем или иным ценностям. Если вы согласны со следующим утверждением, ставьте “+”, если не согласны, ставьте “-”.
1. Я раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
2. Когда я работаю, это выглядит так, будто я всё ставлю на карту.
3. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
4. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
5. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
6. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
7. Я более доброжелателен, чем другие.
8. В процессе работы я нуждаюсь в небольших перерывах для отдыха.
9. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занимаюсь.
10. Порицание стимулирует меня больше, чем похвала.
11. Я знаю, что мои друзья считают меня дельным (толковым, полезным, умным) человеком.
12. Препятствия делают мои решения более твёрдыми.
13. На моём честолюбии легко сыграть.
14. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
15. Иногда я откладываю то, что должен сделать сейчас.
16. Нужно полагаться только на самого себя.
17. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.
18. Я менее честолюбив, чем другие.
19. В конце отпуска (каникул) я радуюсь, что скоро выйду на работу (учёбу).
20. Когда я расположен к работе, я делаю её лучше, чем другие.
21. Мне легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
22. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
23. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
24. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
25. Мои друзья считают меня ленивым.
26. Мои успехи в какой-то мере зависят от коллег (товарищей, друзей, соучеников).
27. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
28. Когда я работаю вместе с другими, моя работа даёт большие результаты, чем работа других.
29. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
30. Я завидую людям, которые загружены работой.
Ключ к приложению 3:
а) положительные ответы на вопросы: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28. Сумма =
б) отрицательные ответы на вопросы: 5, 9, 14, 15, 18, 25, 27, 29, 30. Сумма =
Сложите полученные суммы ответов, а и б. Результат =
Полученный результат характеризует уровень вашей мотивации к успеху, достижению цели.
От 1 до 10 баллов – низкая мотивация к успеху, вам надо развивать уверенность в своих силах, не бояться заявлять о себе и о своих желаниях (дядя Миша).
От 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации, вы старательны и ответственны, к намеченной цели движетесь, как поезд по рельсам – чётко по расписанию, соблюдая остановки.
От 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации, вы точно знаете, чего хотите от жизни, ваше движение к цели похоже на разбег, подготовку к прыжку, затем прыжок; плавное приземление на ноги, без падения означает, что барьер взят, и вы продолжаете разбег, готовитесь к следующему прыжку.
Свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации к успеху, вы движетесь к цели перескакивая через ступени, отталкивая стоящих на пути, вам надо уметь понимать и учитывать интересы другого, воспитывать, развивать чувство ответственности, умеренности, такта и доброжелательности.