МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
По дисциплине ОДП. 18 «Химия»
для специальности:
Физическая культура»
Очной формы обучения
Составитель: Толоконникова Л. В. _____________________________ (подпись) «_____»________________20____г. |
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены на основе рабочей программы общепрофессионального, профессионального цикла ОДП. 18 «Химия»
реализуемой в рамках основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
49.02.01 – «Физическая культура»
Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов регулируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования Российской Федерации, ФГОС СПО (пункт 7.16), Уставом колледжа, настоящим Положением, а также рекомендациями Регионального центра развития образования Оренбургской области.
Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом; выполняется по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Разработчик:
ГАПОУ «Педколледж» г. Орска | преподаватель химии | Л.В. Толоконникова |
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы ………… | |
2. | Содержание самостоятельной работы ………………………………….. | |
Список рекомендуемой литературы …………………………………………... | ||
Приложение…………………………………………………………………..26 |
Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы
|
№ п/п | Наименование темы | № урока | Задания для самостоятельной работы | Коли чество часов |
1. | Тема 1.2 Теоретические основы химии.Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. ПСХЭ Д.И. Менделеева. | Ознакомиться и записать в тетрадь историю открытия Периодического закона и ПСХЭ | ||
2. | Тема 1.2 Теоретические основы химии.Решение задач. Развитие периодического закона. | Записать предпосылки создания периодического закона. Биография Д.И. Менделеева | ||
3. | П.З.№1 Составление схем строения атомов переходных элементов | Составить электронные формулы атомов элементов ПС и их графических схем (медь, феррум, хром) | ||
4. | Тема 1.3 Химическая связь.Степень окисления и валентность. Ионная связь. Катионы и анионы | Проанализировать и записать примеры металлической и водородной связи | ||
Тема 1.4. Дисперсные системы.Классификация. Грубодисперсные системы: эмульсии и суспензии. Тонкодисперсные системы: коллоидные (золи и гели) и истинные (молекулярные, молекулярно-ионные и ионные). Коагуляция в коллоидных растворах. Синерезис в гелях | Записать основные классы неорганических веществ с примерами | |||
6. | Тема 1.5 Вещество.Количественный и качественный состав в веществах. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Причина многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия | Записать основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, степень полимеризации, молекулярная масса | ||
7. | Тема 1.5 Вещество.Чистые вещества и смеси, истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Диссоциация электролитов в водных растворах | Изучить явление при растворении веществ: разрушение кристаллической решетки, диффузия, гидратация | ||
8. | Л.П.З.№1 Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества | Записать классификации реакций в неорганической химии с примерами | ||
9. | Тема 1.6. Химические реакцииГидролиз солей. | Химическое равновесие и способы его смещения | ||
10. | Л.П.З.№2 Среда водных растворов: кислотная, щелочная, нейтральная. Определение рН-растворов солей | Изучить и записать в тетрадь –что такое водородный показатель рН-раствора. Индикаторы, определение, характеристика среды | ||
11. | Тема 1.6 Химические реакции.Окислительно – восстановительные реакции. Типы уравнений ОВР. | Расстановка коэффициентов в уравнениях ОВР методом электронного баланса | ||
12. | Тема 1.6 Химические реакции.Электролиз расплавов и растворов | Изучить и записать роль ферментативных процессов в клетке | ||
13. | Тема 1.6 Химические реакции.Скорость химической реакции, её зависимость от различных факторов, катализ | Определить константу равновесия химических реакций и расчет химического равновесия | ||
14. | Тема 2.1 Металлы и их соединения. Классификация неорганических соединений. Свойства солей. | Проанализировать свойства основных классов с позиции теории ЭЛД | ||
15. | Тема 2.1 Металлы и их соединения.Металлы. Электрохимический ряд. Коррозии металлов, способы защиты | Написать сообщение: Химия и производство | ||
16. | Тема 3.1 Классификация, номенклатура, теория строения органических соединений.Структурная изометрия. Классификация и номенклатура органических соединений | Упражнение в номенклатуре, классификации и определении гомологов | ||
17. | Тема 3.2 Алканы. Гомологический ряд, строение, общая формула, физические свойства | Найти и записать что такое «фракционная перегонка нефти» и ее значение, применение алканов | ||
18. | Тема 3.2 Алканы.Получение и применение алканов. Химические свойства алканов | Проанализировать практическое использование знаний о механизме реакций, правилах ТБ, в быту и на производстве | ||
19. | П.З.№16 Решение задач по теме: «Алканы | Решение задач «Предельные углеводороды | ||
20. | Тема 3.3Циклоалканы.Циклоалканы | Сравнение строения и свойств алканов и циклоалканов | ||
21. | Тема 3.4 Алкены. Гомологический ряд, строение, номенклатура | Рассмотреть и записать химические свойства и применение алкенов на примере пропена | ||
22. | Тема 3.5 Алкадиены.Алкадиены и их применение | Провести аналогию химических свойств алкенов и алкадиенов | ||
23. | Тема 3.6 Алкины.Алкины. Получение и применение | Рассмотреть и записать применение ацетилена | ||
24. | Тема 3.7 Арены.Получение и применение аренов. Генетическая связь углеводородов | Сравнение химических свойств аренов, алканов, алкенов | ||
25. | Тема 3.8 Кислородосодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, карбоновые кислоты, сложные жиры, углеводы. Кислородосодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты. Фенол. | Сравнение свойств одно- и многоатомных спиртов | ||
26. | Тема 3.8 Кислородосодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, карбоновые кислоты, сложные жиры, углеводы. Кислородосодержащие соединения: одноосновные,карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры | Решение задач по теме: «Карбоновые кислоты, сложные эфиры» | ||
27. | Тема 3.9 Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Азотосодержащие соединения: амины, белки | Решение задач по теме: «Амины» | ||
28. | Тема 3.9 Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Азотосодержащие соединения: аминокислоты | Решение задач по теме: «Аминокислоты» | ||
29. | Тема 5.1 Химия и человек.Химия и пища. Калорийность белков, жиров и углеводов | Изучить и записать как влияет химическое загрязнение на окружающую среду и его последствия | ||
30. | Тема 5.1 Химия и человек.Химия в повседневной жизни: моющие и чистящие средства, правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Общее представление о промышленных способах получения химических веществ (производство серной кислоты) | Проанализировать значение химии в повседневной жизни человека. Рассмотреть химические вещества, используемые в полиграфии, живописи, архитектуре, строительстве, поделочных материалах | ||
Итого | 78 ч |
|
|
Содержание самостоятельной работы
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1
Тема | Тема 1.2 Теоретические основы химии.Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. ПСХЭ Д.И. Менделеева. |
№ урока | |
Задание | Ознакомиться и записать в тетрадь историю открытия Периодического закона и ПСХЭ |
Количество часов | |
Источники: | 1. https://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Mendeleev.html 2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F0%E8%EE%E4%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%E7%E0%EA%EE%ED |
Методические рекомендации | Ознакомиться и кратко записать периодический закон Д. И. Менделеева (когда и кем был открыт) |
Форма организации | Индивидуальная работа |
Форма отчетности | Сообщение |
Форма проверки | Фронтальный опрос на уроке. |
Критерии оценки | 1. Информативность – 1 балл. 2. Умение выделять основное в информации – 1 балл. 3. Строгая логическая последовательность – 1 балл. 4. Лаконичность и краткость заполнения – 1 балл. 5. Четкая формулировка каждого положения определяющего устойчивое содержание – 1 балл. Максимальное количество баллов -5 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2
Тема | Тема 1.2 Теоретические основы химии.Решение задач. Развитие периодического закона. |
№ урока | |
Задание | Записать предпосылки создания периодического закона. Биография Д.И. Менделеева |
Количество часов | |
Источники: | 1.https://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Mendeleev.html 2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F0%E8%EE%E4%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%E7%E0%EA%EE%ED |
Методические рекомендации | Ознакомиться и кратко записать предпосылки создания периодического закона химических элементов. Записать биографию Д. И. Менделеева |
Форма организации | Индивидуальная работа |
Форма отчетности | Сообщение |
Форма проверки | Фронтальный опрос на уроке. |
Критерии оценки | 1. Информативность – 1 балл. 2. Умение выделять основное в информации – 1 балл. 3. Строгая логическая последовательность – 1 балл. 4. Лаконичность и краткость заполнения – 1 балл. 5. Четкая формулировка каждого положения определяющего устойчивое содержание – 1 балл. Максимальное количество баллов -5 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3
Тема | П.З.№1 Периодические изменения свойств элементов, их зависимость от положения в ПС Д.И.Менделеева. |
№ урока | |
Задание | Составить электронные формулы атомов элементов ПС и их графических схем (медь, феррум, хром) |
Количество часов | |
Источники: | 1. https://spolitova.ucoz.ru/load/igry_po_khimii/konspekty_urokov_po_khimii/periodicheskij_zakon_i_periodicheskaja_sistema_khimicheskikh_ehlementov_d_i_mendeleeva/16-1-0-58 2. https://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch% |
Методические рекомендации | Разобрать написать графические и структурные формулы элементов (разобрать согласно плану, записанного на паре). |
Форма организации | Индивидуальная работа |
Форма отчетности | Формулы. |
Форма проверки | Фронтальный опрос на уроке |
Критерии оценки | 1. Информативность – 1 балл. 2. Умение выделять основное в информации – 1 балл. 3. Строгая логическая последовательность – 1 балл. 4. Лаконичность и краткость заполнения – 1 балл. 5. Четкая формулировка каждого положения, определяющего устойчивое содержание – 1 балл. Максимальное количество баллов -5 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4
Тема | Тема 1.3 Химическая связь.Степень окисления и валентность. Ионная связь. Катионы и анионы |
№ урока | |
Задание | Проанализировать и записать примеры металлической и водородной связи |
Количество часов | |
Источники: | 1. Ерохин, Ю.М. Химия: Учеб. для сред. проф. заведений. –М.: Издательский центр «Академия» 2. https://www-old.informika.ru/text/database/chemy/Rus/Data/Text/Ch1_4.html |
Методические рекомендации | План-конспект по теме на основе изучения справочной литературы и материала сети Интернет + привести примеры, не менее 5 с водородной и металлической связью. |
Форма организации | Индивидуальная работа |
Форма отчетности | Определения и примеры. |
Форма проверки | Фронтальный опрос на уроке |
Критерии оценки | 1. Умение выделять основное в информации – 1 балл. 2. Приведено не менее 5 примеров – 3 балла. 3. Лаконичность и краткость заполнения – 1 балл. Максимальное количество баллов -5 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5
Тема | Тема 1.4. Дисперсные системы.Классификация. Грубодисперсные системы: эмульсии и суспензии. Тонкодисперсные системы: коллоидные (золи и гели) и истинные (молекулярные, молекулярно-ионные и ионные). Коагуляция в коллоидных растворах. Синерезис в гелях | ||||||||
№ урока | |||||||||
Задание | Записать основные классы неорганических веществ с примерами | ||||||||
Количество часов | |||||||||
Источники: | 1. Ерохин, Ю.М. Химия: Учеб. для сред. проф. заведений. –М.: Издательский центр «Академия» 2. Фельдман, Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия: Учеб.для 8 кл., 9 кл. сред. шк. М.: Просвещение. | ||||||||
Методические рекомендации | Записать на какие неорганические соединения делятся основные классы и привести примеры:
| ||||||||
Форма организации | Индивидуальная работа | ||||||||
Форма отчетности | таблица | ||||||||
Форма проверки | Фронтальный опрос на уроке | ||||||||
Критерии оценки | 1. Информативность таблицы – 1 балл. 2. Умение выделять основное в информации – 1 балл. 3. Строгая логическая последовательность – 1 балл. 4. Лаконичность и краткость заполнения – 1 балл. 5. Четкая формулировка каждого положения, определяющего устойчивое содержание – 1 балл. Максимальное количество баллов -5 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6
Тема | Тема 1.5 Вещество.Количественный и качественный состав в веществах. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Причина многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия |
№ урока | |
Задание | Записать основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, степень полимеризации, молекулярная масса |
Количество часов | |
Источники: | 1. Ерохин, Ю.М. Химия: Учеб. для сред. проф. заведений. –М.: Издательский центр «Академия» 2. Фельдман, Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия: Учеб.для 10 кл., сред. шк. М.: Просвещение. 3. Интернет источники |
Методические рекомендации | Записать в глоссарий определения и выучить их. |
Форма организации | Индивидуальная работа |
Форма отчетности | Определения. |
Форма проверки | Фронтальный опрос на уроке |
Критерии оценки | 1. Правильное оформление глоссария – 1 балл. 2. Умение выделять основное в определении – 1 балл. 3. Строгая логическая последовательность – 1 балл. 4. Лаконичность и краткость заполнения – 1 балл. 5. Четкая формулировка каждого положения, определяющего устойчивое содержание – 1 балл. Максимальное количество баллов -5 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7
Тема | Тема 1.5 Вещество.Чистые вещества и смеси, истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Диссоциация электролитов в водных растворах | ||||||||||||||||||||
№ урока | |||||||||||||||||||||
Задание | Изучить явление при растворении веществ: разрушение кристаллической решетки, диффузия, гидратация | ||||||||||||||||||||
Количество часов | |||||||||||||||||||||
Источники: | 1. Ерохин, Ю.М. Химия: Учеб. для сред. проф. заведений. –М.: Издательский центр «Академия» 2. Фельдман, Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия: Учеб.для 10 кл., сред. шк. М.: Просвещение. | ||||||||||||||||||||
Методические рекомендации | Привести примеры видов кристаллической решетки. Записать определения в глоссарий: «диффузия», «гидратация».
Заполнить таблицу «Растворимость некоторых веществ в воде при комнатной температуре».
| ||||||||||||||||||||
Форма организации | Индивидуальная работа. | ||||||||||||||||||||
Форма отчетности | Таблица + определения. | ||||||||||||||||||||
Форма проверки | Фронтальный опрос на уроке | ||||||||||||||||||||
Критерии оценки | 1. Правильно оформленная таблица – балл. 2. Умение выделять основное в определении – 1 балл. 3. Строгая логическая последовательность – 1 балл. 4. Четкая формулировка каждого положения, определяющего устойчивое содержание – 1 балл. 5. Запись определений в глоссарий – 1 балл. Максимальное количество баллов -5 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8
Тема | Л.П.З.№1 Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. | ||||||||||||
№ урока | |||||||||||||
Задание | Записать классификации реакций в неорганической химии с примерами | ||||||||||||
Количество часов | |||||||||||||
Источники: | 1. Ерохин, Ю.М. Химия: Учеб. для сред. проф. заведений. –М.: Издательский центр «Академия» 2. Фельдман, Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия: Учеб.для 10 кл., сред. шк. М.: Просвещение. 3. https://ru.wikipedia.org | ||||||||||||
Методические рекомендации | Записать в виде таблице.
| ||||||||||||
Форма организации | Индивидуальная работа. | ||||||||||||
Форма отчетности | Таблица. | ||||||||||||
Форма проверки | Фронтальный опрос на уроке. | ||||||||||||
Критерии оценки | 1. Информативность – 1 балл. 2. Умение выделять основное в информации – 1 балл. 3. Строгая логическая последовательность – 1 балл. 4. Лаконичность и краткость заполнения – 1 балл. 5. Четкая формулировка каждого положения, определяющего устойчивое содержание – 1 балл. Максимальное количество баллов -5 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 9
Тема | Тема 1.6 Химические реакции.Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз солей. |
№ урока | |
Задание | Проанализировать химическое равновесие и способы его смещения |
Количество часов | |
Источники: | 1. Ерохин, Ю.М. Химия: Учеб. для сред. проф. заведений. –М.: Издательский центр «Академия» 2. Фельдман, Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия: Учеб.для 8-9 кл., сред. шк. М.: Просвещение. 3. https://www.alhimikov.net/reaktion/Page-1.html |
Методические рекомендации | Записать определение «химическое равновесие», привести примеры хим. реакций (обратимых и необратимых). Записать уравнения реакции, как влияют температура, давление и концентрация на хим. равновесие. |
Форма организации | Индивидуальная работа. |
Форма отчетности | Таблица |
Форма проверки | Фронтальный опрос на уроке. |
Критерии оценки | 1. Правильное определение хим. реакции (обратимая)– 3 балла. 3. Правильное оформление реакций с влиянием температуры, давления и концентрации– 1 балл. 4. Наличие определения – 1 балл. Максимальное количество баллов -5 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 10
Тема | Л.П.З.№2 Среда водных растворов: кислотная, щелочная, нейтральная. Определение рН-растворов солей |
№ урока | |
Задание | Изучить водородный показатель рН-раствора.Индикаторы, определение, характеристика среды |
Количество часов | |
Источники: | 1. Ерохин, Ю.М. Химия: Учеб. для сред. проф. заведений. –М.: Издательский центр «Академия» 2. Фельдман, Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия: Учеб.для 8-9 кл., сред. шк. М.: Просвещение. |
Методические рекомендации | Записать:Пример 1. Вычислить рН 0,001H раствора гидроксида натрия. Пример 2. Вычислить рН 1%-ного раствора муравьиной кислоты, считая, что плотность раствора равна 1г/мл; Кдисс = 2,1·10-4 Пример 3. рН раствора составляет 4,3. Вычислить [ H+ ] и [ OH- ] Записать определение «водородный показатель». |
Форма организации | Индивидуальная работа. |
Форма отчетности | Примеры уравнений. |
Форма проверки | Фронтальный опрос на уроке. |
Критерии оценки | 1. Запись 1 примера с гидроксидом натрия – 1 балл. 2. Запись 1 примера с муравьиной кислотой– 1 балл. 3. Запись 1 примера рН раствора – 1 балл. 4. Наличие определения – 1 балл. 5. Строгая логическая последовательность - 1 балл. 6. Четкая формулировка каждого положения в таблице, определяющего устойчивое содержание – 1 балл. Максимальное количество баллов -5 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 11
Тема | Тема 1.6 Химические реакции.Окислительно – восстановительные реакции. Типы уравнений ОВР. |
№ урока | |
Задание | Расстановка коэффициентов в уравнениях ОВР методом электронного баланса: 1) H2S +K2Cr2O7 +H2SO4 → Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O 2) KI + KMnO4 → I2 + K2MnO4 3) Mg + O2 ® MgO, 4) HCl + KMnO4 → KCl + MnCl2 + Cl2 + H2O 5) NH3+CuO→N2+Cu+H2O |
Количество часов | |
Источники: | 1. Ерохин, Ю.М. Химия: Учеб. для сред. проф. заведений. –М.: Издательский центр «Академия» 2. Фельдман, Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия: Учеб.для 8-9 кл., сред. шк. М.: Просвещение. 3. Интернет источники. |
Методические рекомендации | Расставить коэффициенты в уравнениях реакции методом электронного баланса. |
Форма организации | Индивидуальная работа. |
Форма отчетности | Уравнения реакции. |
Форма проверки | Фронтальный опрос на уроке. |
Критерии оценки | 1. Правильно расставить коэффициенты в 1 уравнении – 1 балл. 2. Правильно расставить коэффициенты в 2 уравнениях – 2 балла. 3. Правильно расставить коэффициенты в 3 уравнениях – 3 балла. 4. Правильно расставить коэффициенты в 4 уравнениях – 4 балла. 5. Правильно расставить коэффициенты в 5 уравнениях – 5 баллов. Максимальное количество баллов -5 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 12
Тема | Тема 1.6 Химические реакции.Электролиз расплавов и растворов |
№ урока | |
Задание | Изучить и записать роль ферментативных процессов в клетке |
Количество часов | |
Источники: | 1. Ерохин, Ю.М. Химия: Учеб. для сред. проф. заведений. –М.: Издательский центр «Академия» 2. Интернет источники. |
Методические рекомендации | Записать, что такое «ферментативные процессы», где именно они могут протекать и установить причины замедления этих процессов. |
Форма организации | Индивидуальная работа. |
Форма отчетности | Сообщение. |
Форма проверки | Фронтальный опрос на уроке. |
Критерии оценки | 1. Информативность– 1 балл. 2. Умение выделять основное в информации – 1 балл. 3. Аккуратность – 1 балл 4. Строгая логическая последовательность - 1 балл. 6. Четкая формулировка каждого положения, определяющего устойчивое содержание – Максимальное количество баллов -5 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 13
Тема | Тема 1.6 Химические реакции.Скорость химической реакции, её зависимость от различных факторов, катализ |
№ урока | |
Задание | Определить константу равновесия химических реакций и расчет химического равновесия |
Количество часов | |
Источники: | 1. Ерохин, Ю.М. Химия: Учеб. для сред. проф. заведений. –М.: Издательский центр «Академия» 2. Фельдман, Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия: Учеб.для 8-9 кл., сред. шк. 3. Интернет источники. |
Методические рекомендации | 1)Контанта равновесия и концентрации. Задание. Константа равновесия реакции А + В = С + D равна 1. Начальная концентрация [В]0 = [А]0 = 2 моль/л. Сколько процентов вещества А подвергается превращению? Решение. Запишем выражение для константы равновесия. К = [С]*[D]/[А]*[В]. Поскольку К = 1, значит, [А]*[В] = [С]*[D ] Обозначим количество прореагировавшего вещества как Х. Из уравнения следует, что В прореагирует столько же, сколько и А, т.е. тоже Х. И из уравнения же следует, что образуется Х моль [С] и Х моль [D]. Тогда равновесные концентрации составят: [A]= (2 - x) моль/л. [В ]= (2 - x) моль/л. [с]= x моль/л. [D]= x моль/л. Из выражения [А]*[В] = [С]*[D], (2-х)(2-х) = х2 Решая уравнение, получаем: Х = 1. Значит, вещества А прореагировало 1 моль/л, что составляет w = 1*100%/2 = 50%. Задание. Константа равновесия химической реакции H2 + I2 = 2HI при некоторой температуре равна 4. Рассчитайте равновесную концентрацию HI, если исходные концентрации H2 и I2 соответственно равны 0,08 моль/л и 0,1 моль/л. Решение. Запишем выражение для K. K = [HI]2/[H2][I2] Обозначим количество прореагировавшего вещества как Х. Йодоводорода образуется, по уравнению, [HI]= 2Х. С учетом этого, подставим данные в уравнение. 4 = (2х)2/(0,08 - x)(0,1 - x) Решая уравнение, получим: х = 0,044 Определим равновесную концентрацию HI: [HI]= 2x = 0,088 моль/л. Задание. Вычислите, сколько моль водяного пара необходимо ввести на каждый моль оксида углерода (II), чтобы 90% CO превратить в CO2 по реакции CO(г) + H2O(г) = H2(г) + CO2(г), если константа равновесия реакции K = 1. Решение. Пусть изначально было 1 моль СО и х моль воды. Когда 90% CO превратить в CO2, останется 0,1 моль СО. Следовательно, его прореагирует 0,9 моль. Тогда, по уравнению реакции, прореагирует столько же воды, которой останется (х - 0,9) моль и образуется по 0,9 моль водорода и СО2. K = [H2][CO2]/[CO][H2O] 1 = 0,1*(x - 0,9)/0,9*0,9 x = 7,2 моль. 2) Определение константы равновесия. Задание. Исходная смесь состоит из 0,30 моль/л H2 и 0,20 моль/л N2. Равновесие наступит, когда прореагирует 0,24 моль/л H2, вычислите константу равновесия (К) химической реакции 3H2(г) + N2(г) = 2NH3(г). Решение. Запишем выражение для константы равновесия. K = [NH3]2/[H2]3[N2] Из условия: [H2] = 0,30 - 0,24 = 0,06. Далее, из уравнения видно, что соотношение H2: N2 = 3:1, Значит, если прореагировало 0,24 моль водорода, то азота прореагировало - 0,24/3 = 0,08 моль. [N2] = 0,2 - 0,08 = 0,12 моль/л. Наконец, [NH3] = 0,24*(2/3) = 0,16 моль/л. Подставляем все числа в уравнение: K = [NH3]2/[H2]3[N2] = 0,162/(0,063*0,12) = 987. 3)Равновесие химических процессов. Константа равновесия, принцип Ле-Шателье. Выражение константы равновесия для реакции aA + bB<-->cC + dD K = (Сc * [D]d) / ([A]a * [В ]b) Принцип Ле-Шателье: Если на систему, находящуюся в равновесии, оказать какое-либо воздействие, равновесие сместится таким образом, что оказанное воздействие уменьшится. 1. Смещение равновесия. Задание. Для равновесной системы: 2SO2 + O2 <=> 2SO3 + Q определить, в какую сторону сместится равновесие при: а) увеличении давления, б) увеличении температуры в) увеличении концентрации кислорода. Решение. Из принципа Ле-Шателье следует, что: а) При увеличении давления равновесие должно сместиться таким образом, чтобы скомпенсировать это увеличение, т.е. в ту сторону, которая повлечет за собой снижение давления. Из уравнения видно, что слева 3 моль газов, а справа - 2. Значит, сместив равновесие вправо, кол-во моль газов уменьшится и давление снизится. Вывод: сместится вправо. б) При увеличении температуры равновесие должно сместиться таким образом, чтобы скомпенсировать это увеличение, т.е. в ту сторону, которая повлечет за собой снижение температуры. Видно (+ Q), что реакция идет с выделением тепла. Значит, для отвода тепла должна идти обратная реакция. Вывод: сместится в сторону обратной реакции, т.е. влево. в) При увеличении концентрации кислорода, как очевидно, должен идти процесс, в котором кислород расходуется, чтобы скомпенсировать увеличение его концентрации. То есть, прямая реакция. Вывод: сместится вправо. |
Форма организации | Индивидуальная работа. |
Форма отчетности | Решить 3 задания. |
Форма проверки | Фронтальный опрос на уроке. |
Критерии оценки | 1. Правильно выполненное 1 задание – 2 балла. 2. Правильно выполненное 2 задание – 2 балла. 3. Правильно выполненное 3 задание – 1 балл. Максимальное количество баллов -5 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 14
Тема | Тема 2.1 Металлы и их соединения. Классификация неорганических соединений. Свойства солей. | ||||||||
№ урока | |||||||||
Задание | Проанализировать свойства основных классов с позиции теории ЭЛД.Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2O3
2)Классифицируйте вещества по классам
CaO, NaOH, CO2, H2SO3, CaCl2, FeCl3, Zn(OH)2, N2O5, Al2O3, Ca(OH)2, N2O, FeO, SO3, Na2SO4, ZnO, CaCO3, Mn2O7, CuO, KOH, CO, Fe(OH)3, Na2O, Ba(OH)2, SiO2, HCl, Al(OH)3, NO, MnO, Cr2O3, CrO3
| ||||||||
Количество часов | |||||||||
Источники: | 1.Ерохин, Ю.М. Химия: Учеб. для сред. проф. заведений. –М.: Издательский центр «Академия» 2. Фельдман, Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия: Учеб.для 10 кл., сред. шк. М.: Просвещение. 3. интернет ресурсы. | ||||||||
Методические рекомендации | Распределите вещества в таблице по классам. | ||||||||
Форма организации | Индивидуальная работа. | ||||||||
Форма отчетности | Таблица. | ||||||||
Форма проверки | Фронтальный опрос на уроке. | ||||||||
Критерии оценки | 1. Правильное распределение всех веществ– 5 баллов. 2. Допущено 1-2 ошибки – 4 балла. 3. Допущено 3 – 4 ошибки – 3 балла. Максимальное количество баллов -5 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 15
Тема | Тема 2.1 Металлы и их соединения.Металлы. Электрохимический ряд. Коррозии металлов, способы защиты |
№ урока | |
Задание | Написать сообщение: Химия и производство |
Количество часов | |
Источники: | 1. Интернет источник. |
Методические рекомендации | Изучить интернет источники, литературу и написать сообщение. |
Форма организации | Индивидуальная работа. |
Форма отчетности | Сообщение. |
Форма проверки | Индивидуальный опрос на уроке. |
Критерии оценки | 1. наличие сообщения – 1 баллов. 2. Правильность выполнения – 1 балл. 3. Информативность – 1 балл. 4. Умение выделять основное в информации -2 балла. Максимальное количество – 5 баллов. |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 16
Тема | Тема 3.1 Классификация, номенклатура, теория строения органических соединений.Структурная изометрия. Классификация и номенклатура органических соединений. |
№ урока | |
Задание | Упражнение в номенклатуре, классификации и определении гомологов. |
Количество часов | |
Источники: | 1. Лекции. |
Методические рекомендации | Записать изомеры бутана и дать им названия. |
Форма организации | Индивидуальная работа. |
Форма отчетности | Примеры изомеров. |
Форма проверки | Фронтальный опрос на уроке. |
Критерии оценки | 1. Записали 3 изомера – 4 балла. 2. Записали 2 изомера – 3 балла. 3. Записали 1 изомер – 2 балла. 4. аккуратность – 1 балл. Максимальное количество баллов -5 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 17