I. Теоретико-методологический раздел
Анализ проблемной ситуации. Формулировка проблемы исследования
Общество столкнулось с проблемой алкоголизма с начала производства алкогольной продукции, и с тех пор актуальность этой проблемы стала еще только больше. Разнообразный ассортимент алкогольных и энергетических напитков вызывает немалый соблазн у современной молодежи. Особенно тревожными факторами является ранее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков.
Данные, полученные у главного специалиста Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по г. Новоалтайску Харитоновой Юлии Геннадиевны, свидетельствуют о том, что за последние 9 месяцев на учет в комиссию за употребления алкоголя поставлено 75 несовершеннолетних. Среди них два случая отравления алкоголем со смертельным исходом.
Часто причиной употребления алкогольных напитков подростками становится несовершенство государственной политики, поскольку закон о запрещении продавать несовершеннолетним спиртное так и не действует. Нередко встречается, что торговые марки спиртных напитков являются спонсором спортивных программ, или же, пиво рекламируют известные спортсмены, люди, которые должны были бы пропагандировать здоровый образ жизни. Так в Барнауле и городе Новоалтайске совместно с магазином «Мария-Ра» выступают спонсорами на спортивных соревнованиях торговые марки: водка «Зеленая Марка» и Барнаульский пивоваренный завод. Конечно, дают о себе знать и социальные условия, в которых растут дети. Ведь чаще всего алкоголь употребляют подростки, воспитывающиеся в малообеспеченных семьях. Чаще всего подростки употребляют спиртное, чтобы избавиться от неуверенности, преодолеть трудности или чтобы не чувствовать себя «белой вороной» среди своих друзей».
|
Преодолеть проблему употребления детьми алкоголя поможет запрещение рекламы спиртных напитков, строгий контроль над торговлей алкоголем и организация досуга подростков. Многие подростки не могут определиться с увлечением, хобби, найти себе занятие в свободное от учебы время поэтому они начинают проявлять интерес к употреблению алкоголя. И это еще лучший вариант, потому что бывает так, что дети выпивают первую дозу алкоголя вместе с родителями.
Анализ научной литературы показывает, что проблема алкоголизма подрастающего поколения является междисциплинарной и рассматривается в психологических, педагогических, медицинских и социальных исследованиях. Медико-психологические аспекты адаптации освещаются в трудах Алипова В.И., Корхова В.В., Виноградова Н.А., Качаева А.К., Мастюковой Е.М. Социальные аспекты исследуются в работах Курбатова В.И., Лившица С.М., Яворского А.А., Павленок П.Д.. Основные направления реабилитации подростков и детей больных алкоголизмом разрабатывают Железняк Е.С., Вишняков Н.И., Петрова Н.Г., Павленок П.Д., Руднева М.Я., Теркулов Р.И. и другие.
Объект исследования Системный анализ объекта.
Объект – употребление алкоголя учениками СОШ.
следование за большинством
пример родителей проблема занятости
Асоциальное поведение окружения СМИ
внешние Употребление алкоголя
учениками СОШ
внутренние трудная жизненная ситуация
мотивы
нереализованные запланированные цели несогласие с собственным «Я»
|
Предмет исследования.
Предмет – причины употребления алкоголя учениками 9 классов МОУ СОШ №3г. Новоалтайска.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования – Выявление причину потребления алкоголя учениками среди учеников 9 классов МОУ СОШ №3г.
Задачи исследования:
Главная задача – определить причины употребления алкоголя учениками
СОШ.
1. Определить численность учащихся среди 9 классов СОШ, употребляющих алкоголь.
2. Определить отношение семей учеников к алкоголю.
3.Выявить уровень информированности учеников СОШ о вреде чрезмерного употребления алкоголя.
4. Определить формы влияния СМИ на учащихся 9 классов употребляющих алкоголь.
Интерпретация и операционализация основных понятий.
Ученики 9 класса- юноши и девушки в возрасте 14-15 лет, обучающиеся с средней общеобразовательной школе.
Причины употребления алкоголя учениками 9 классов СОШ – явления и факторы, вызывающие желание к употреблению спиртных напитков учеников 9 классов СОШ.
Уровень информированности учеников 9 классов- осведомлённость учеников 9 классов о вреде алкоголя. Может быть высокий, средний и низкий.
Профилактика- совокупность предупредительных мероприятий, направленных на уменьшение употребления алкогольных напитков среди учеников 9 классов СОШ.
Признак | Показатель | Индикатор |
Численность учащихся употребляющих алкоголь | 1. Употребление алкоголя -------------------------------- 2. Количество | -да; -нет. ----------------------------- -от 0,5л. -от 0,5-1л. - от1-1,5л. -от 1,5л. и больше -свой вариант ответа |
Мотивы употребления алкоголя ------------------------------ Семья ------------------------------ Друзья, сверстники | Цель употребления алкоголя. -------------------------- 1.Отношение семьи к алкоголю --------------------------- 2.Отношение семьи к подростковому алкоголизму ------------------------------ 1. Отношение сверстников к алкоголю -------------------------- 2. Влияние сверстников, друзей | - чтобы повысить своё настроение; - чтобы снять напряжение (стресс); - чтобы поддержать компанию; -свой вариант ответа. ----------------------------- -скорее положительное, чем отрицательное; -негативное; -затрудняюсь ответить. ----------------------------- -относятся к этому спокойно; -четко контролируют ситуацию; -свой вариант ответа. -------------------------------скорее положительное; -отрицательное; -свой вариант ответа. ------------------------------ - скорее нет, чем да; -скорее да, чем нет; -затрудняюсь ответить. |
Информированность | 1. Является ли данная продукция алкоголем ----------------------------- 2. Осведомлённость о вреде алкоголя --------------------------------- 3. Источники информации о вреде алкоголя | -газированные напитки; -пиво; -коктейли (Ягуар, Джин тоник и т.д); -вино; -энергетики. ------------------------------ - в малом количестве алкоголь не вреден; -считаю, что алкоголь вообще не вреден; -да, алкоголь вреден для здоровья; -свой вариант ответа. ------------------------------- школа; -родители; -друзья; -журналы, газеты; -интернет; -ТВ; -свой вариант ответа. |
Влияние СМИ | 1. Реклама как фактор популяризации алкоголя -------------------------------- 2. Алкоголь как новая тенденция моды | -скорее да, чем нет; - скорее нет, чем да; -затрудняюсь ответить; ----------------------------- - скорее нет, чем да; - скорее нет, чем да; -затрудняюсь ответить; |
|
Гипотезы исследования
1. Предполагается, что численность употребляющих алкоголь среди учеников 9 классов в настоящее время высока.
2. Возможно, что родители учеников положительно относятся к употреблению алкоголя.
3. Предполагается, что большинство случаев употребления алкоголя подростками связанно с целью повысить своё настроение, желанием «уйти от проблем», влиться в компанию.
4. Возможно, наиболее важной причиной употребления алкоголя учениками, является недостаточная информированность о влиянии алкоголя на человека.
5. Так же можно предположить, что употреблению алкоголя среди подрастающего поколения способствует и популяризация алкоголя в кинофильмах и телевизионных передачах.