Ход урока: Организационный момент (Приветствие учителем учащихся).
1. Вступительное слово учителя: Учитель говорит о том, что ученики завершают изучение романа А. С. Пушкина «Дубровский». Он предлагает им выявить цели урока и пройти тест на знание произведения. (Включается презентация и на каждом слайде высвечивается вопрос и 4 варианта ответа. Ученики говорят правильный ответ, в конце проверяем вместе ответы).
2. Учитель на прошлом уроке разделил учеников на команды. Ученики рассаживаются, дают названия командам. (На прошлом уроке учитель выбрал по одному участнику из команд и дал индивидуальное задание – записать на видео отрывок характеристики героев. Данные видео учитель включает в презентацию).
3. Учитель дает сложившимся командам задание: коллективно составить небольшой рассказ о персонаже романа. Каждая команда рассказывает о том, кого им предложил описать учитель. Команда №1 о главном герое – Владимире Дубровском, №2 о Кирилле Петровиче Троекурове, №3 об Андрее Гавриловиче Дубровском, №4 о Марии Троекуровой. Каждая команда отвечает 1,5 или 2 минуты. (рассказы детей сопровождаются картинками в презентации)
4.Учитель включает видео, которые записали ученики (характеристика героев). Ученики гораздо лучше запомнят материал и проявят свои творческие способности.
5. Следующее задание: вопросы.
Для команды №1
1) О каком персонаже идет речь?
«Сей …, отставной поручик гвардии… владел семидесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал (его), не смотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера. Обстоятельства разлучил и их надолго. (Он) с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но … благодарил его и остался беден и независим. Спустя несколько лет Троекуров, отставной генерал-аншеф, приехал в свое поместие, они свидились и обрадовались друг другу. С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, отроду не удостоивавший никого своим посещением, заезжал запросто в домишка своего старого товарища». (Включается аудиозапись текста).
|
Ответ: об Андрее Гавриловиче Дубровском
2) Чьи это слова?
«Я согласилась, я дала клятву, - возразила она с твердостию, - князь мой муж, прикажите освободить его, и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты... Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас». (Включается аудиозапись текста)
Ответ: Мария Троекурова
Для команды №2
1) О каком персонаже идет речь?
«(Он) воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». (Включается аудиозапись текста)
Ответ: Владимир Дубровский
2) Чьи это слова?
Государь мой примилостивый, Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю - потому что я не шут, а старинный дворянин. - За сим остаюсь покорным ко услугам… (Включается аудиозапись текста)
|
Ответ: Андрей Дубровский
Для команды №3
1) О каком персонаже идет речь? «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; (Он) принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения, или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту (он) выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Не смотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе». (Включается аудиозапись текста)
Ответ: о Кирилле Петровиче Троекурове
2) Чьи это слова?
«Не бойтесь, ради бога, вы не должны бояться моего имени. Да я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах. Но вам не надобно меня бояться - ни за себя, ни за него. Всь кончено. - Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним». (Включается аудиозапись текста)
|
Ответ: Владимир Дубровский.
Для команды №4
1) О каком персонаже идет речь?
«(Ему) было около 50 лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать. Не смотря на то наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность особенно с женщинами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал. Кирила Петрович был чрезвычайно доволен его посещением, приняв оное знаком уважения от человека, знающего свет; он по обыкновению своему стал угощать его смотром своих заведений и повел на псарный двор». (Включается аудиозапись текста)
Ответ: князь Верейский
2) Чьи это слова?
«Бедная, бедная моя участь, - сказал он, горько вздохнув. - За вас отдал бы я жизнь, видеть вас издали, коснуться руки вашей было для меня упоением. И когда открывается для меня возможность прижать вас к волнуемому сердцу и сказать: Ангел умрем! бедный, я должен остерегаться от блаженства - я должен отдалять его всеми силами... Я не смею пасть к вашим ногам, благодарить небо за непонятную незаслуженную награду. О как должен я ненавидеть того - но чувствую - теперь в сердце моем нет места ненависти». (Включается аудиозапись текста)
Ответ: Владимир Дубровский
6. Учитель дает последнее задание: на одном листе каждый ученик по очереди записывает ассоциации, связанные с романом «Дубровский» (это задание покажет, кто или что для учеников является важным в романе; выполняется за 3-4 минуты. Задание сопровождается картинками в презентации).
7. Вопрос для всех команд: в чем заключается главная мысль романа?
(5 минут на ответы)
Ответ: В этом романе автор нам дает понять, что главное в жизни – честность, чувство ответственности и, конечно же, честь.
8. Домашнее задание. Написать сочинение «Защита человеческой личности в романе А. С. Пушкина «Дубровский». Сочинение прикрепить под соответствующим постом в группе класса в социальной сети ВКонтакте.