Романтический мир поэзии В. Л. Жуковского.




1. Элегическое творчество («Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка», «Море»). Основные жанры поэзии Жуковского первого периода - элегия, песня-романс и дружеское послание. В особенности его привлекает элегия, тематика которой — размышления о суетности земного существования, погружение во внутренний мир, мечтательное восприятие природы — была уже закреплена общеевропейской традицией.

Благодаря В.А. Жуковскому в моду вошла так называемая «кладбищенская поэзия» («Сельское кладбище»), которой присуще особое видение мира. Сельские ландшафты помогают забыть испорченную городскую культуру. В уединении лирический герой предается меланхолическим размышлениям о суете и тщете жизненных устремлений. Постигнув бренность земного существования, помыслы свои лирический герой обращает к вечности.

Жуковский создает элегию «Вечер» - внутренний монолог поэта, взирающего окрест себя, провожающего взглядом последний уходящий луч солнца и невольно обращающего свои мысли к закату жизни. Поэт запечатлел хорошо знакомые ему места. Однако в элегии конкретный ландшафт становится обобщенным условным пейзажем, грустный поэт сопрягает мгновение и вечность, благодаря чему элегия обретает масштабность. Эти приемы получают дальнейшее развитие на протяжении всего XIX века.

Процесс работы Жуковского над «Славянкой» отразил характерные сдвиги в его поэтическом мышлении, прежде всего отказ от статичного изображения окружающего мира, стрем­ление к конкретной динамике картин и душевных состояний. Общая подвижность окружающего мира вносит существенные изменения в изображение внутреннего мира. Душа лирического героя вбирает в себя этот панорамный мир и преображает его в потоке воспоминаний, эстетических представлений. Поистине «распространяется душа» под воздействием встречи с чудом природы. Слияние природного и духовного материа­лизуется поэтически в словесно-образном ряду: Славянка — сла­ва— сливаться. Памятники на берегу Славянки «ведут к размышлению», но это размышления двух типов: историческое воспоминание о славе России и философская рефлексия о судьбе человека вообще. Сопряжение — в беге времени, в течении реки. Славянка поистине из географического понятия превращается в своеобразную реку жизни, реку истории.

Место действия перемещается к берегам реки Славянка под Павловском. Жуковский обыгрывает название реки, придавая ему многозначность. Это путешествие Жуковского по садам романтизма. Эстетическая доминанта элегии – постоянная смена картин. Открытие загадок природы влечёт Жуковского. Он создаёт особую атмосферу тишины, таинственности и даёт услышать то, что не слышат другие. Элегическая поэзия – попытка передать динамику настроения и чувства. Элегия «Славянка» дополняется проблемами русской жизни: слава русского оружия, дружба, любовь, царская семья.

Одним из шедевров творчества В.А.Жуковского стала элегия «Море». Именно в ней поэт создает поэтическую философскую картину двоемирия, представленного двумя ядерными центрами: небом и морем. Автор стоит очарованный над бездной и всматривается в ее тайну, это есть некое метафизическое стояние, некое экзистенциальное бодрствование. Перед нами – метафизика человеческого лица или «пейзаж души», как иногда определяют пейзаж Жуковского. Море – это человеческая душа, преданная долу, но которую «из земныя неволи» «тянет» к себе небо… Стихотворение как раз и передает в

образе моря эту противоречивость и экзистенциальную неустроенность человеческой души. Для нас важно то, что – как четко явствует из поэтической метафизики стихотворения «Море» - небо (Бог) не отступается окончательно от мира (моря), равно как и мир (море) не может найти себя в отчуждении от неба (Бога).

2) Своеобразие жанра. Без В.А.Жуковского нельзя представит себе русскую романтическую поэзию. Именно Жуковский заставил слово естественно передавать самые тонкие переживания человека. Кроме того, он преобразовал некоторые поэтические жанры: в первую очередь, послание и элегию. Единственная тема и основное содержание лирики Жуковского – душа человека, размышлениям о ней посвящена его поэзия. В своей лирике он создает обобщающий образ романтического лирического героя. Изображая природу, Жуковский, с одной стороны, схватывает такие ее признаки, которые созвучны его душе, настроениям, переживаниям, а с другой – в образах природы запечатлевает свое эмоциональное состояние. Ведь это его душа полна оживленной сосредоточенности, это на нее исходит светлая гармония. Так природный пейзаж становится пейзажем души. В.А.Жуковский открыл русской литературе язык подлинных чувств, философских размышлений. Его поэзия обращена к вечному и, в то же время, к сиюминутным состояниям человеческой души. Поэзия В.А.Жуковского открыла русскому читателю мир страстей, мир чудесного, загадочного, мир таинственных преданий, сложность и психологическую глубину личности.

3) Образцы кладбищенской и унылой элегии. В центре «унылой» элегии — сюжет о проигрыше человека судьбе, поступь которой может быть представлена смертью близкого человека, разрывом с возлюбленной и т.д. Отсюда и особенное звучание отдельных мотивов. Например, смерть в «унылой» элегии — облегчение после трудного жизненного пути. Мотив памяти, воспоминания здесь начинает играть ключевую роль — роль единственной «отрады», доступной при жизни человеку, потерявшему надежду. Сам мотив уныния здесь предзадан — он оповещает о крахе просвещенческих идеалов. Разочарованный юноша, выступавший лирическим субъектом этой элегии — всегда жертва опыта жизни. В «унылой» элегии существует особый условный формульный язык, даже некоторая ориентация на штампы. В основе «унылой» элегии, с одной стороны — сентиментальная концепция личности, с другой — особый условный формульный язык, который позволял жанровой разновидности быстро обрести популярность.

Первым стихотворением, которое принесло Жуковскому известность в литературных кругах, была элегия «Сельское кладбище», перевод одноименного стихотворения английского поэта Томаса Грея. Знаменитый русский философ и поэт В.С. Соловьев назвал элегию Жуковского «началом истинно человеческой поэзии России». Это стихотворение стало образцом кладбищенской элегии. Жуковский, выдвинув в слове на первый план эмоциональные признаки, вторичные значения, необычайно расширил возможности поэзии прежде всего в передаче чувств, психологического состояния, душевного настроения и внутреннего мира человека. До Жуковского жизнь сердца в русской поэзии не поддавалась убедительному художественному выражению и освещению. Он первым открыл сферу внутренней жизни.

4) Формы выражения лирической эмоции. Для романтизма характерным является двоемирие. Это значит, что душа романтика одновременно находится в двух мирах – реальном и нереальном. Жуковский стремится не к

конкретному изображению того и другого мира, а с помощью символов показывает присутствие идеального мира в земном и вечный порыв человека к потустороннему. Поэтому Жуковский создает не конкретные пейзажи. Природа у него – это состояние воздуха и состояние души: чувства и мысли человека улавливают то, что можно ощутить – запахи, звуки, краски. Природа в стихах поэта – зеркало человеческой души, переживаний лирического героя, как бы перенесенных в пейзаж. Явления природы воссозданы поэтом в тончайших оттенках и причудливых изменениях. Однако это не просто описание природного пейзажа, это – «пейзаж души».

5) Приём психологической интроспекции. Интроспекция или самонаблюдение — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

6) Мистический план в восприятии картин природы. В балладах Жуковского пейзажная зарисовка передает неуловимость пограничного состояния, перехода между двумя мирами, раскрывает мистические, необъяснимые изменения, происходящие между днем и ночью, при свете и во тьме. Пейзажная экспозиция строится на приеме суггестии (психологическое воздействие на сознание человека), с помощью которого поэт создает напряженную атмосферу угадывания читателем некоторой эмоции, впечатления, вполне сочувствуя мыслям автора.

7) Особенности поэтической семантики и синтаксиса, функция пейзажа, звуковая организация стиха. Система сравнений, ассоциаций и параллелизмов, метафорический и символический подтексты, другие приемы и средства поэтической образности стихов Жуковского призваны передать красоту природы. Не случайно для своих стихов он выбирает «изящную природу» и «изящно» ее осмысливает и чувствует. В лирике Жуковского обнаруживаются различные композиционные приемы. Чаще всего отмечается образный параллелизм, который почти всегда сопряжен с параллелизмом синтаксическим («Замок на берегу моря»). Для Жуковского важны также эмоциональные эпитеты, говорящие не о самом предмете, а о впечатлении, которое он производит («унылый», отдаленный звон; «сладостное» пение соловья). Отсюда большое количество риторических вопросов, восклицаний, т.е. средств, обращенных прежде всего к эмоциям, чувствам читателей («Увы! кто скажет: жизнь иль цвет / Быстрее в мире исчезает?»). Основным качеством лиризма произведений Жуковского является музыкальность. Недаром стихотворения поэта много раз перелагались на музыку. Возможность музыкальной интерпретации заложена в самой их основе, которую отличает господство полногласий и мелодических переходов ударных звуков.

природа как форма воплощения настроения (романтические мотивы вечера, ночи, функции мотивов луны, солнца, тумана, метели, водная стихия и ее поэтическая функция, состояния переходов, слияние красок, акварельных полутонов как черты лирики природы, формулы идиллико-пейзажной лирики европейского романтизма и реальные наблюдения природы);

Принцип музыкальности (значение лейтмотивов, автореминисценций, курсивов, междометий, вопросительная интонация и ее значения для мелодики); новые функции поэтического слова у Жуковского, многозначность и ассоциативность слова, многозначная семантика понятий «тихий», «сладкий», особенности эпитета, роль сложных эпитетов, опорные слова в лирике поэта; поэтический синтаксис (экспрессия и эмоциональная

напряженность, роль ритма и интонации, системы синтаксических связей: анафоры, роль многоточий, тире, вопросов, восклицаний, бессоюзия).

 

2. Эстетические декларации поэта («Невыразимое», «Теон и Эсхин»).

Соотношение изобразительного и выразительного начал. Этико–философские и религиозные основы концепции личности. Условия достижения духовной гармони. Смысл прославления человека в речах Теона. Проблема утопизма и идеального жизнестроения в романическом сознании.

1) Пpeдcтaвлeния o cyщнocти пpeкpacнoгo, cлoжившиecя y Жyкoвcкoгo в вecьмa cтpoйнyю cиcтeмy вoззpeний к нaчaлy 1820-x гг., cтaнoвятcя «cимвoлoм вepы» вceй дaльнeйшeй eгo твopчecкoй дeятeльнocти. Oнa вдoxнoвляeтcя poмaнтичecким yбeждeниeм в выcoкoй oбщecтвeннoй миccии иcкyccтвa кaк дyxoвнo-нpaвcтвeннoй cилы, пpизвaннoй пpeoбpaзoвaть миp.

B 1816 г., oбpaщaяcь к Aл. Typгeнeвy, Жyкoвcкий пиcaл: «Пoэзия чac oт чacy cтaнoвитcя для мeня чeм-тo [вce бoлee] вoзвышeнным... He нaдoбнo дyмaть, чтo oнa тoлькo зaбaвa вooбpaжeния! Этим oнa мoжeт быть тoлькo для пeтepбypгcкoгo cвeтa. Ho oнa дoлжнa имeтьвлияниe нa дyшy вceгo нapoдa, a oнa бyдeт иметь этo блaгoтвopнoe влияние, ecли поэт oбpaтит cвoй дap к этoй цeли».

Пoлyчaя мнoгocтopoннee твopчecкoe выpaжeниe в caмыx paзличныx пo жaнpy cтиxoтвopeнияx Жyкoвcкoгo, poмaнтизм eгo эcтeтичecкиx вoззpeний пpoявляeтcя и в пpoзe, в чacтнocти в эпиcтoляpныx пo фopмe зaмeткax o пepвoм пyтeшecтвии пoэтa в Eвpoпy.

Стихотворение «Несказанное» относится к жанру элегия. История создания – произведение было написано в августе 1819 г., в период, когда поэт часто предавался философским раздумьям над проблемой искусства и природы. Тема стихотворения – совершенство природы, ее непостижимая сущность и ограниченные возможности искусства.

Человек и природа. Природа гармонична и прекрасна. Человек испокон веков пытается лишь постичь её, дать всему название, согласно библейскому мировоззрению. За всю свою историю в несколько тысяч лет человек нашел наименование многому, но не всему. Человеческий язык мертвеет перед настоящими красотами живой природы, именно поэтому автор становится немым в порыве вдохновения.

Искусство. Весьма драматичный взгляд на творчество представлен в элегии «Невыразимое». Жуковский видит искусство бессильным: оно «безмолвствует» перед великолепием природы. Свой главный инструмент – слово – поэт представляет мёртвым: «Но льзя ли в мертвое живое передать?» По мнению Жуковского, все, даже величайшие, произведения искусства меркнут перед подлинной красотой природы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: