Когда душа смятенная полна




Пророчеством великого виденья


Философские темы не оставляли В.А. Жуковского, так и в элегии «Теон и Эсхин» автор размышляет о двух судьбах. Первая – это жизнь человека, который потратил жизнь на поиски прекрасных моментов, а Теон уверен, что жизнь это зря прожитое мгновение. Оторванный от реальной действительности, он живет уединенно, живет лишь воспоминаниями о минувшем счастливом времени и надеждами на то, что это время когда-нибудь вернется:

Но счастье, вдвоем столь живое,
Навеки ль исчезло? И прежние дни
Вотще ли столь были прелестны?

Главное на земле – человек, для Жуковского – это единственная подлинная реальность, это основная идея всего творчества Жуковского, в этом пафос его поэзии. Через сложный и богатый внутренний мир героев Жуковский стремился показать разнообразие человеческого характера, человеческая психология всегда привлекала его внимание.

Для Теона не существует борьбы за счастье; то, как он жил и живет, его вполне устраивает (жизнь предстает перед ним во всей красоте), та, которую он потерял, всегда с ним («Ах, свет, где она предо мною цвела, // Он тот же: все ею он полон…»), и в иной жизни они встретятся («…верно желанное будет»). Теон уверен: человек не должен роптать на судьбу, девиз Теона: «Жду и надеюсь!»

2) В словах Теона – исповедь человека одинокого, лишенного какой-либо деятельности, погруженного в счастливые воспоминания и размышления о прошлом (он уверен, что счастье, которого он достиг, «не мечта»). Но в них и осуществимость идеала в подчинении жизни человека «прекрасной, возвышенной цели» («Все в жизни к великому средство»), и христианское представление о бессмертии души, и античное представление о загробном мире (это не царство мрачного Аида), где человек находит утраченное.

Пафос элегии «Теон и Эсхин» в гуманизме, в романтической вере, что «любовь и сладость возвышенных мыслей», стремление к столь же «возвышенной цели» изначально присущи человеку («сих уз не разрушит могила»).

 

3) Теон чистосердечно делится своими жизненными открытиями с другом, пытаясь вселить в него веру и оставляя за ним право выбора: Эсхин волен сам творить свою судьбу. Теон же этот выбор сделал давно, поэтому он счастлив: С сей сладкой надеждой я выше судьбы, И жизнь мне земная священна; При мысли великой, что я человек, Всегда возвышаюсь душою. В стихотворении выражено высокое представление о предназначении человека и его жизненных ценностях. Счастье человека и смысл его жизни, убежден Жуковский, состоят не во внешнем интересе, а в нем самом, в силах его души. Так как в реальном мире между просвещенной, глубоко нравственной личностью с ее большими духовными запросами и косным обществом, погруженным в эгоистические заботы, пролегла пропасть, то личность в поэзии Жуковского отчаянно одинока.

 

4) В центре творчества Жуковского — внутренний мир человека, наполненный глубоким драматизмом и внутренними переживаниями. Черта романтического мироощущения – жажда идеального и чудесного. Следует отметить, что стремление к гармонии и совершенству есть универсальная черта человеческого сознания, но активизация этого чувства происходит именно в романтические эпохи; образно говоря, романтизм выпускает на свободу прекрасные мечты человечества, делает их побудительным стимулом исторического развития. Определением для сферы духа, сферы трансцендентной становится понятие бесконечности. В то же время идеальное должно оставаться областью недостижимого; душа должна хранить свою тайну - этого требует закон сохранения дистанции не пути бесконечного стремления к идеалу. Не всегда следует близко заглядывать в бездонные глубины души, истины, которые она скрывает, требуют полумрака и некоей перспективы.

 

3. Жанровое своеобразие песни и романса («Воспоминание», «Весеннее чувство», «Таинственный посетитель», «9 марта 1823»). Экспрессивность средств выражения. Принцип двоемирия. Символизм мышления. Своеобразие композиции: движение образов, строфа, синтаксис, рифма, звукопись.

 

Жанровое своеобразие песни и романса («Воспоминание», «Весеннее чувство», «Таинственный посетитель», «9 марта 1823»). Основополагающую роль в развитии русского романса играла русская поэзия. Под влиянием поэзии сформировалось несколько популярных разновидностей бытовой камерно-вокальной музыки: элегия – романс лирико-философского содержания, связанного с темами глубокого раздумья, воспоминаний о прошлом, одиночества, неразделённой любви. баллада – романс в свободной форме монолога-рассказа о драматических, таинственных событиях. Нередко в основе баллады лежит народное предание, включаются фантастические элементы. Музыкальная речь отличается взволнованной патетикой, выразительностью декламации; застольные песни. Они были распространены в основном в офицерской среде. В их жизнерадостной музыке нередко слышна четкая маршеобразная поступь, указывающая на связь с походными и боевыми песнями. В эпоху декабристов бытовая тематика застольных песен уступает место гражданским высказываниям, призывам к свободе и «вольности»; «русская песня» – песня-романс, ориентированная на фольклорную традицию.

«Воспоминание». Тема воспоминания как «следа бытия» ушедших близких — знаковая для поэтики Жуковского. В одноименном стихотворении 1816 г. сквозная тема осложняется мотивами душевных страданий, противоречивых желаний помнить и забыть о былом. Элегические интонации стихотворной миниатюры спокойнее: здесь появляется мотив преодоления смерти, о чем свидетельствует авторская формула: «Прошедшее не умирает». По мысли поэта, память о дружбе и светлые образы «спутников» обладают влиянием на душу романтического героя. Воспоминания, подобно верным товарищам, поддерживают в горе и «возвышают душу» в счастливые моменты жизни.

«Весеннее чувство». Лирический субъект не просто созерцает детали сезонного пробуждения природы. Герой захвачен потоком эмоций, порожденных наблюдением за приметами весны. Разноплановые ощущения находят выражение в форме риторических вопросов. В сравнительно небольшом стихотворении насчитывается десяток вопросительных конструкций — и кратких, и распространенных. Идейное содержание «Весеннего чувства» не сводится к описанию лирического переживания, вызванного деятельной картиной обновления природы. Обращение к таинственным небесам открывает еще один смысловой пласт текста —

религиозный. Чуткая душа героя открыта бескрайнему миру: признавая тщетность людских попыток постичь «неведомое», она исполнена благодарности божественному началу за гармонию и мудрость бесконечного бытия.

«Таинственный посетитель». Роль субстанции, которая влияет на поведение каждого человека, поэт отвел невидимым призракам, присутствие которых все мы, тем не менее, можем осязать. Оно похоже на легкое дуновение ветра, в шепоте которого могут скрываться самые разнообразные послания. Нам же остается лишь правильно их «расшифровать» и понять, как поступать в той или иной ситуации.

2) Экспрессивность средств выражения.

3) Принцип двоемирия. Ярким примером поэтического двоемирия является баллада В. Жуковского «Светлана». Мы видим, что главную героиню мучают вполне земные вопросы, в частности, отсутствие жениха. В первой части произведения автор описывает процесс гадания: обращаясь к старинному русскому гаданию, девушки пытаются узнать будущее. Этот эпизод частично пересекается с фантастическим сюжетом, однако в целом остается реалистичным. Далее мы видим сновидение девушки. Используя метод сна, Жуковский вносит в произведение двоемирие: в другой реальности Светлане дают ответы на ее вопросы.

Главной темой элегии Жуковского «Море» является изображение двух миров — моря и неба. Так автор воплощает в своем произведении идею романтического двоемирия. Как известно, мир для романтиков делился на две части: «здесь» и «там». «Там» и «здесь» — это антитеза (проти­вопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Презираемое «здесь» — это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» — некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности.

В данном стихотворении картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека. Таким образом, образ моря символизирует человека, погруженного в реальную действительность, находящегося «здесь». Образ неба, соответственно, воплощает желанное «там». Риторические вопросы, задаваемые морю («Что движет твое необъятное лоно? / Чем дышит твоя напряженная грудь?»), связывают картины природы с филсофскими раздумьями о смысле человеческой жизни.

4) Символизм мышления.

5) Своеобразие композиции: движение образов, строфа, синтаксис, рифма, звукопись. Широко использует Жуковский и интонационно-синтаксические средства эмоциональной речи. Его поэтическая речь имеет особую интонационно-синтаксическую выразительность. Если классической оде была свойственна ораторская интонация, то романтическая элегия отличается интонацией напевной. В общем тоне поэзии Жуковского фигуры поэтического синтаксиса приобретают иную по сравнению с классицизмом функцию: они становятся средством передать те оттенки чувств, те переливы настроения, которые характерны для романтической лирики.

4. Жанр баллады («Людмила», «Светлана», «Рыбак», «Лесной царь», «Замок Смальгольм», «Эолова арфа»). Проблема типологии. Философия и поэтика жанра. Специфика балладного лиризма и драматизма. Черты романтического мироощущения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: