Алгоритм работы с документами части А.





1.Внимательно прочитайте задание

2.Выясните что требуется идентифицировать: сам источник или описываемое в нем событие (объект атрибуции)

3.Выяснить какой признак должен быть установлен (предмет атрибуции)

 

4. В соответствии с предметом атрибуции выделить в тексте источника слова и выражения (ключевые слова) которые помогут при узнавании события, датировке документа. Потом проанализировать и обобщить их.

5. Сформулировать краткий ответ или выбрать его из предложенных в тексте-задании. Убедиться что ни одно из ключевых слов не противоречит ему.

В заданиях, где нужно установить характеристики самого источника, кроме ключевых слов подсказками являются:

l Вид документа (официальное правительственное заявление или статья в газете)

l Авторский стиль изложения (непримиримо-политический тон В.И. Ленина или величаво-торжественный слог Николая I)

l Деление на «своих» и «чужих» (наши союзники, иностранные города и т.п.)

l Особые слова и выражения, связанные с конкретной личностью или его эпохой (слова-историзмы).

Задание 6. Установите со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­до­му фрагменту, обо­зна­чен­но­му буквой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие характеристики, обо­зна­чен­ные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «После того как Иван умерт­вил или по­те­рял сво­е­го сына, он стал пре­да­вать­ся же­сто­ко­стям ещё больше, чем прежде, и его ти­ра­ния была столь ужасна, что ни­ко­му из людей ещё не до­ве­лось слышать; говорят, он впал в от­ча­я­ние после смер­ти сына сво­е­го Ивана, так что, казалось, им ру­ко­во­ди­ли сами фурии. Когда он на­де­вал крас­ное — он про­ли­вал кровь, чёрное — тогда бед­ствие и горе пре­сле­до­ва­ли всех: бро­са­ли в воду, ду­ши­ли и гра­би­ли людей; а когда он был в белом —повсюду веселились, но не так, как по­до­ба­ет чест­ным христианам. Говорят, что царь воз­на­ме­рил­ся опу­сто­шить всю стра­ну и ис­тре­бить свой народ, так как знал, что ему оста­лось не­дол­го жить, и полагал, что все будут ра­до­вать­ся его смерти, хотя ни на ком не мог этого заметить; од­на­ко он умер ранее, чем предполагал; день ото дня ста­но­вясь всё сла­бее и слабее, он впал в тяж­кую болезнь, хотя опас­но­сти ещё не было заметно; и, говорят, один из вельмож, Бог­дан Вельский, быв­ший у него в милости, подал ему про­пи­сан­ное док­то­ром Иога­ном Эй­ло­фом питьё, бро­сив в него яд в то время, когда под­но­сил царю, от­че­го он вско­ро­сти умер; так ли это было, из­вест­но од­но­му Богу, верно толь­ко то, что вско­ре царь умер».

Б) «Захваченный все­це­ло сна­ча­ла идеей нис­про­вер­же­ния ев­ро­пей­ско­го ти­ра­на Наполеона, а затем ловко увле­чен­ный Мет­тер­ни­хом мыс­лью ис­ко­ре­нить в Ев­ро­пе ре­во­лю­ци­он­ные идеи, [император] на­дол­го увле­ка­ет­ся ролью ев­ро­пей­ско­го арбитра, на­все­гда от­вле­ка­ясь от своих преж­них свет­лых иде­а­лов в деле пе­ре­строй­ки соб­ствен­но­го государства. Бремя внут­рен­не­го прав­ле­ния ста­но­ви­лось при этих усло­ви­ях для него все тя­же­лее и невыносимее. Яви­лась не­об­хо­ди­мость часть этого бре­ме­ни пе­ре­ло­жить на до­ве­рен­но­го и бли­жай­ше­го сво­е­го по­мощ­ни­ка <...>.

Таким из­бран­ни­ком ока­зал­ся граф Аракчеев, став­ший к концу цар­ство­ва­ния [императора] неограниченным, бес­кон­троль­ным пра­ви­те­лем всего государства, един­ствен­ным до­клад­чи­ком по всем делам прав­ле­ния <...>».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Правитель, речь о ко­то­ром идет в до­ку­мен­те носил титул императора.

2) Правитель, речь о ко­то­ром идет в до­ку­мен­те был по­след­ним пред­ста­ви­те­лем этой ди­на­стии на рос­сий­ском престоле.

3) Правитель, речь о ко­то­ром идет в до­ку­мен­те про­ти­во­дей­ство­вал вве­де­нию в стра­не во­ен­ных поселений.

4) При дан­ном пра­ви­те­ле в со­став Рос­сии вошли Ка­зань и Астрахань.

5) Этот пра­ви­тель при­влек к про­ве­де­нию ре­форм М.М. Сперанского.

6) В на­ча­ле его прав­ле­ния боль­шую роль играл кру­жок еди­но­мыш­лен­ни­ков – Из­бран­ная Рада.

Фрагмент А Фрагмент Б
       
       
       

Алгоритм:

 

Прочитайте документы, выделяя слова- маркеры-имена собственные, географические названия, даты, титулы.

2.Определите эпохи и события, о которых идет речь.

3.Каждуюхарактеристику соотнесите с эпохой и дайте ответ.

 

СОВЕТ! Можно делать ромашки –схемы, паучки-схемы, завершая тему.

Подсказка: текст нужен, чтобы определить эпоху. Характеристики даются не по тексту, а по эпохе.

 

РАССУЖДАЙТЕ:

1.Слова маркеры документа А: царь, тирания, Иван-эпоха Ивана Грозного

2.Слова- маркеры документа Б- -Аракчеев, император, Наполеон- понято , что это эпоха Александра 1.

3.Втексте Б прописано, что Александр 1-император.Грозный завершил династию- нет , был еще его сын Федор, военные поселения –детище Аракчеева и Александр 1 их поддерживал- неверно, ,Сперанский –друг Александра верно, 2-текст Избранная Рада- законосовещательный орган при Иване Грозном, текст1.

Ответ:

Фрагмент А Фрагмент Б
       
       

Закрепи навык!!!

Задание 6.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ.

А) «В год 6390 (летоисчисление от Со­тво­ре­ния мира). Вы­сту­пил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и при­шел к Смо­лен­ску с кривичами, и при­нял власть в городе, и по­са­дил в нем сво­е­го мужа. От­ту­да от­пра­вил­ся вниз, и взял Любеч, и также по­са­дил мужа своего. И при­шли к горам Киевским, и узнал Олег, что кня­жат тут Ас­кольд и Дир. Спря­тал он одних во­и­нов в ладьях, а дру­гих оста­вил поза-ди, и сам приступил, неся мла­ден­ца Игорь. И под­плыл к Угор­ской горе, спря­тав своих воинов, и по­слал к Ас­коль­ду и Диру, го­во­ря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и кня­жи­ча Игоря. При­ди­те к нам, к ро­ди­чам своим». Когда же Ас­кольд и Дир пришли, вы­ско­чи­ли все осталь­ные из ладей, и ска­зал Олег Ас­коль­ду и Диру: «Не кня­зья вы и не кня­же­ско­го рода, но я кня­же­ско­го рода», и по­ка­зал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Ас­коль­да и Дира, от­нес­ли на гору и по­греб­ли Ас­коль­да на горе, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ныне Угорской, где те­перь Оль­мин двор; на той мо­ги­ле Ольма по­ста­вил цер­ковь свя­то­го Николы; а Ди­ро­ва мо­ги­ла – за цер­ко­вью свя­той Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и ска­зал Олег: «Да будет это мать го­ро­дам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, про­звав­ши­е­ся русью. Тот Олег начал ста­вить го­ро­да и уста­но­вил дани словенам, и кривичам, и мери, и уста­но­вил ва­ря­гам да­вать дань от Нов­го­ро­да по 300 гри­вен еже­год­но ради со­хра­не­ния мира, что и да­ва­лось ва­ря­гам до самой смер­ти Ярослава».

6. Б) «И стал Вла­ди­мир кня­жить в Киеве один, и по­ста­вил ку­ми­ры на холме за те­рем­ным двором: де­ре­вян­но­го Пе­ру­на с се­реб­ря­ной го­ло­вой и зо­ло­ты­ми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И при­но­си­ли им жертвы, на­зы­жем их богами, и при­во­ди­ли своих сы­но­вей и дочерей, и при­но­си­ли жерт­вы бесам, и осквер­ня­ли землю жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми своими. И осквер­ни­лась кро­вью земля Рус­ская и холм тот. Но пре­бла­гой Бог не за­хо­тел ги­бе­ли грешников, и на том холме стоит ныне цер­ковь свя­то­го Василия, как рас­ска­жем об этом после. Те­перь же воз­вра­тим­ся к прежнему. Владимир по­са­дил Добрыню, сво­е­го дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Доб­ры­ня по­ста­вил ку­ми­ра над рекою Волховом, и при­но­си­ли ему жерт­вы нов­го­род­цы как богу».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) после Олега пра­вил Русью князь Святослав

2) Олег пер­вым из кня­зей под­пи­сал вы­год­ный для Руси до­го­вор с Византией

3) ука­зан­ные со­бы­тия от­но­сят­ся к концу IX в.

4) князь Вла­ди­мир взошёл на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол в Киеве, со­глас­но за­ве­ща­нию сво­е­го отца Свя­то­сла­ва

5) в ле­то­пи­си го­во­рит­ся о «языческой реформе» князя Вла­ди­ми­ра

6) «Языческая реформа» по­тер­пе­ла неудачу, но не оста­но­ви­ла по­пы­ток князя ре­фор­ми­ро­вать сферу ре­ли­гии

Фрагмент А Фрагмент Б
       
       

 

 

9. Карта. Задания 13-16. Здесь исходным материалом для проверки является карта с изображением некоего события в истории. Проверяют опять же даты, имена и понятия, а также характеристики исторических процессов и явлений.

 

9. Иллюстрации. Проверяется узнаваемость изображения, дата появления, автор, события, которым посвящено изображение. Задание 17

 

8.Проблемные вопросы истории. Есть исторические факты, спорить с которыми бессмысленно. Ордынское нашествие было и иго тоже было. Но вот масштабы влияния ига на русское государство и общество можно оценивать по разному. Разные точки зрения есть, например, на итоги политики военного коммунизма. Знание точек зрения проверяется в задании 24.

 

9. Историческое сочинение.Задание 25. Вам дается на выбор три периода, который необходимо описать. Один период будет взят из 9-17 вв. Другой из 18-19 и третий посвящен 20 веку. Опять необходимо знать даты, имена и понятия, характеристики исторических процессов и явлений, причинно-следственные связи и давать им всем оценку. Можно сказать, что задание 25 суммирует все предшествующие. Разве что картинок нет.

 

       

 





Читайте также:
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.016 с.