Слово – минимальная самостоятельная, значащая единица языка, выполняющая номинативную функцию.
Самостоятельность слова – его смысловая и синтаксическая зависимость.
Смысловая независимость означает, что слово обладает конкретным значением, которое фиксируется словарями.
Синтаксическая независимость означает, что слово может употребляться в любом месте предложении, с одной стороны, с другой стороны, одно слово способно образовывать предложение.
Значение слова – Отрасль лингвистики занимающаяся изучением значения слова.
Существует 3 точки зрения на то, что такое значение слова:
1. Значение слова – это его компонент, который передает понятие.
2. Значение слова – то, что стоит за этим словом в реальной действительности.
3. Значение слова – тот образ, и те ассоциации, которые возникают у нас при виде данного слова.
Полноценным лексическим значением обладают только знаменательные слова: Существительные, глаголы, прилагательные и наречия.
Служебные слова обладают либо очень абстрактным лексическим значением, либо исключительно грамматическим значением: Союзы, предлоги, частицы, местоимения.
Существует определенное отношение между предметом, словом и понятием, которое это слово выражает. Традиционно, эти отношения представляют в виде семантического треугольника, который был предложен Окденом и Ричардсом.
Понятие
Слово Предмет.
Пунктир означает, что связь между словестным знаком и предметами не прямая – она опосредована понятиями.
Пример:
(Pillow/Подушка/Kissen)
Форма образования слова:
1) Одноформенные
1. Одноморфемные
2. Многоморфемные
2)Многоформенные.
1. Лексема
2. Словоформа
|
Внутренняя форма слова – Потебня (найти кто он такой).
Мотивировка лексического значения слова. Она вскрывает какой то признак предмета, на основе которого произошло наименование.
Например: коньки.
Внутреннее и лексическое значения не совпадают.
Понедельник, сутки, дар. – дома.
Деэтимологизация. Опрощенье основ.
Конец и начало – происхождение.
Форманты.
Производящая
Производная
Непроизводная
Языки – синтетические и аналитические.(Дома)(Синтетизм и аналитизм)
Различие словоформы и лексемы.
Словоформа – видоизменение одной лексемы.
Основные способы словообразования:
Деривация
1. Суффиксы
2. Аффиксы
Продуктивность аффикса – по этой модели в языке образуется много слов. (На уровне неологизмов в данный момент времени)
Непродуктивные аффиксы – -ful, -ly, -hood, -ship.
Pail; to pail.
Up; down.
Love и to love – омонимия, потому, что в ходе развития языка – оба шли от двух разных слов.
Эллипс словосочетания с последующей субстантивацией прилагательного. (ванная комната – ванная)
Согласные, через дефис, гласные, сложение основ.
Merry-go-round.
Перекати-поле
Структурный и семантический аспект.
Чистые основы – sunrise.
Сложение – одна часть сокращена. Вторая - полная.
Семантика – Lady bird.
Идиоматический –
Усечение основ. Либо двух, либо одной из двух. –Telephone – phone.
Fridge – refrigerator.
Редупликация – удвоение корня.
Ping pong, flip flop.
Блендинг – Усечение. (Oxbridge)
Smog (smoke – fog)
Stay cation.- stay at home vocation.
По характеру значения:
Корневые
Не корневые
Положение в слове:
|
По степени самостоятельности:
Свободные
Связные
По внутренней форме:
Аддитивные
Прерывистые
По степени выраженности:
В русском языке ударение – силовое с количественный, в английском – высотный.
В семантической структуре слова различают 2 компонента а именно:
1. Денотативный – является главным, ведущим в значении слова, без него слово не может существовать Синонимичные слова: смотреть – видеть – наблюдать – пялиться – глазеть – уставиться эти слова обладают общим денотативным компонентом, но каждый из глаголов характеризует данное действие с разных точек зрения, а именно: продолжительности, образа действия, цели, стилистический оттенок. У каждого слова есть денотат и референт.
Денотат – обобщенный класс предметов, на которые указывает слово. Он представлен в словарях.
Референт – конкретный предмет в ситуации общения.
Кошка – домашнее животное. Денотат слова «кошка».
Кошка прыгнула на стол. Референт.
Важно помнить, что денотат и референт это не то же самое, что значение слова.
Один и тот же референт (предмет) может обозначаться словами даже с разными/ даже противоположными значениями.
Победитель при Ене.
Проигравший при Ватерло.
Общий референт – Наполеон Банопарт.
Некоторые слова не имеют референта но имеют денотат.
Это названия мифических и вымышленных объектов.
Единорог, кентавр, цербер, гидра.
2. Коннотативный – передает дополнительные оттенки в значении слова. Является ключевым при разграничении синонимов.
МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА ИЛИ ПОЛИСЕМИЯ.
Большинство слов любого языка являются многозначными. В связи с развитием техники. Человеку необходимо давать названия новым предметам, но возможности человека ограничены.
|
1. Ограниченный набор букв алфавита.
2. Ограничение производительного аппарата человека
3. Языковая Экономия.
Значения многозначного слова организованы иерархически. У каждого слова выделяют главное значение и второстипенное, второстепенные.
Например:
Рукав – первичное значение – часть одежды.
Вторичные:
Часть реки (приток), пожарный шланг.
Многозначность бывает радиальной. 1 значение вверху и от него отходят несколько лучей.
Hand
1. Часть человеческого тела с пальцами и ладонью.
2. Вторичное – роль, участие. To have a hand in victory.
3. Вторичное – помощь. Give me a hand.
4. Стрелка на часах – The minute| hour hand.
5. В значении брачного союза. He asked for her hand.
Цепочечная полисемия.
Volume – свиток пергамента -> том книги -> объем книги -> объем/ размер/ сила чего-либо.
МЕТОДЫИЗУЧЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.
1. Контекстуальный – не зная значения слова, по контексту можно о нем догадаться. Контекст – это непосредственное, вербальное окружение слова, т.е. слова предшествующие ему и следующие за ним.
2. Компонентный анализ значения слова.
Все значения делятся на компоненты и семы. Этот метод имеет некоторые ограничения и приминяется при изучении терминов родства, название предметов мебели, некоторых растений и животных и так далее.
Мужчина – Женщина. Девочка - Мальчик. Мужской, женский, молодой, взрослый, человек.
Мужчина – мужскй, взрослый человек.
Женщина – женский, взрослый человек
Мальчик – мужской, не взрослый человек
Девочка – Женский, не взрослый человек.
Метод коллокации.
Коллокация – это устойчивая, предсказуемая сочетаемость слов
Sweet
Sweet juice – сладкий
Sweet music – приятный
A sweet child. – послушный
Sweet milk – свежее
Sweet water – пресная.
Sweet air – чистый, свежий воздух.
Метод семантических примитивов.
Семантические примитивы – элементарные слова, которые есть во всех языках мира, с помощью которых можно определить значение любого слова.
Анна Вежгитская
Элементарные слова с помощью которых можно определить любое слово.
Кто – то
Что – то
Я
Это
Делать
Думать
Хотеть
Хороший
Плохой
Большой
Маленький
Я говорю, потому что хочу чтоб ты сделал это.
Я думаю, что ты должен сделать это, потому что я говорю это.
Развитие значения слова.
Большинство слов любого языка развивают любое значение.
Причины:
1. Исторические причины. Экстралиенгвистическая. Научнотехнический прогресс.
2. Лингвистическая – развитие нового значения обусловлено заимствование слова из другого языка.
Animal – животное. С течение времени слова приобрело отрицательный оттенок значения и стало нейтральным и стало употребляться либо по-отношению к страшному зверю, либо как мягко – ругательное по отношение к человеку – beast.
Различают 2 основных способа развития нового значения:
1) Метафора – основана на сходстве между двумя предметами. (Ушко иголки, ножка стола, горлышко бутылки, рукав реки – языковые метафоры, они фиксируются словарями; Поэтические метафоры – Марина Цветаева, стихотворение «Попытка верности» метафора: «Язва бессмертной совести»
2) Метонимия – основана на смежности предметов или понятий. Это означает, что 2 предмета физически часто находятся вместе, поэтому иногда 1 из них употребляется вместо другого.
Разновидности между ними:
1. Вместилище употребляется вместо содержимого – чайник кипит, 44 комната хочет вдруг шампанского.
2. Имя автора, вместо его произведения – вчера я купил Пикассо (его картину)
3. Здание, вместо людей, которые в нём находятся – Белый дом решил
4. Синекдоха – целое употребляется вместо частного или наоборт или когда единственное употребляется вместо множественного или когда предмет одежды человека употребляется вместо человека – рот, лицо, голова, рука – могут употребляться в значении человека: Он – светлая голова. Посторонним лицам вход воспрещен. У него – рука в министерстве. Студент нынче не тот пошел. Я стою за этим синим плащем. (Чехов)
Основная функция метонимии:
1. языковая экономия
2. Юмористическая функция
Расширение значения слова и сужение значения слова
Расширение значения происходит в 2х случаях в том случае, когда слово начинает употребляться в более широком контексте т.е. приобретает больше значений (Bird – в древнеанглийском означало птенцы; птицы – птицы большие и маленькие.
Сужение значения – когда кол-во значений слова сокращается (meat – в древне англйиском – любая еда, а сегодня – мясо животных).
Деградация значения и улучшение значения.
Деградация – слово с положительным значением приобретает отрицательный оттенок значения (villain – человек который живет в деревне, крепостной; а теперь означает – проходимец, злодей, негодяй. Gossip – крестный родители).
Улучшение значения – fond, nice – в древн английском означали глупый, в современном что то другое))еее))))
Структурная схема предложения – абстрактный, синтаксический образец по которому строится отдельное, минимальное, относительно законченное предложение. В речи та или иная структурная схема наполняется конкретными словами и приобретает черты предикативности.
Падежная граммкатика, что такое агентив, инструменталес, фактетив, объектив, локатив, пациенс (Чарльз Фильмар)