Слово. Значение слова. Способы изучения значения слова. Способы изменения значения слова.




Слово – минимальная самостоятельная, значащая единица языка, выполняющая номинативную функцию.

Самостоятельность слова – его смысловая и синтаксическая зависимость.

Смысловая независимость означает, что слово обладает конкретным значением, которое фиксируется словарями.

Синтаксическая независимость означает, что слово может употребляться в любом месте предложении, с одной стороны, с другой стороны, одно слово способно образовывать предложение.

 

Значение слова – Отрасль лингвистики занимающаяся изучением значения слова.

Существует 3 точки зрения на то, что такое значение слова:

1. Значение слова – это его компонент, который передает понятие.

2. Значение слова – то, что стоит за этим словом в реальной действительности.

3. Значение слова – тот образ, и те ассоциации, которые возникают у нас при виде данного слова.

Полноценным лексическим значением обладают только знаменательные слова: Существительные, глаголы, прилагательные и наречия.

Служебные слова обладают либо очень абстрактным лексическим значением, либо исключительно грамматическим значением: Союзы, предлоги, частицы, местоимения.

 

Существует определенное отношение между предметом, словом и понятием, которое это слово выражает. Традиционно, эти отношения представляют в виде семантического треугольника, который был предложен Окденом и Ричардсом.

 

Понятие

 

 

Слово Предмет.

 

Пунктир означает, что связь между словестным знаком и предметами не прямая – она опосредована понятиями.

Пример:

(Pillow/Подушка/Kissen)

Форма образования слова:

1) Одноформенные

1. Одноморфемные

2. Многоморфемные

2)Многоформенные.

1. Лексема

2. Словоформа

 

 

Внутренняя форма слова – Потебня (найти кто он такой).

Мотивировка лексического значения слова. Она вскрывает какой то признак предмета, на основе которого произошло наименование.

Например: коньки.

Внутреннее и лексическое значения не совпадают.

Понедельник, сутки, дар. – дома.

Деэтимологизация. Опрощенье основ.

Конец и начало – происхождение.

 

 

Форманты.

Производящая

Производная

Непроизводная

 

Языки – синтетические и аналитические.(Дома)(Синтетизм и аналитизм)

 

Различие словоформы и лексемы.

Словоформа – видоизменение одной лексемы.

 

Основные способы словообразования:

Деривация

1. Суффиксы

2. Аффиксы

Продуктивность аффикса – по этой модели в языке образуется много слов. (На уровне неологизмов в данный момент времени)

Непродуктивные аффиксы – -ful, -ly, -hood, -ship.

Pail; to pail.

Up; down.

 

Love и to love – омонимия, потому, что в ходе развития языка – оба шли от двух разных слов.

 

Эллипс словосочетания с последующей субстантивацией прилагательного. (ванная комната – ванная)

 

 

Согласные, через дефис, гласные, сложение основ.

Merry-go-round.

Перекати-поле

Структурный и семантический аспект.

Чистые основы – sunrise.

Сложение – одна часть сокращена. Вторая - полная.

 

Семантика – Lady bird.

Идиоматический –

 

Усечение основ. Либо двух, либо одной из двух. –Telephone – phone.

Fridge – refrigerator.

 

 

Редупликация – удвоение корня.

Ping pong, flip flop.

 

Блендинг – Усечение. (Oxbridge)

Smog (smoke – fog)

Stay cation.- stay at home vocation.

 

По характеру значения:

Корневые

Не корневые

Положение в слове:

По степени самостоятельности:

Свободные

Связные

По внутренней форме:

Аддитивные

Прерывистые

По степени выраженности:

 

 

В русском языке ударение – силовое с количественный, в английском – высотный.

 

 

В семантической структуре слова различают 2 компонента а именно:

 

1. Денотативный – является главным, ведущим в значении слова, без него слово не может существовать Синонимичные слова: смотреть – видеть – наблюдать – пялиться – глазеть – уставиться эти слова обладают общим денотативным компонентом, но каждый из глаголов характеризует данное действие с разных точек зрения, а именно: продолжительности, образа действия, цели, стилистический оттенок. У каждого слова есть денотат и референт.

Денотат – обобщенный класс предметов, на которые указывает слово. Он представлен в словарях.

Референт – конкретный предмет в ситуации общения.

Кошка – домашнее животное. Денотат слова «кошка».

Кошка прыгнула на стол. Референт.

Важно помнить, что денотат и референт это не то же самое, что значение слова.

Один и тот же референт (предмет) может обозначаться словами даже с разными/ даже противоположными значениями.

Победитель при Ене.

Проигравший при Ватерло.

Общий референт – Наполеон Банопарт.

Некоторые слова не имеют референта но имеют денотат.

Это названия мифических и вымышленных объектов.

Единорог, кентавр, цербер, гидра.

2. Коннотативный – передает дополнительные оттенки в значении слова. Является ключевым при разграничении синонимов.

 

МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА ИЛИ ПОЛИСЕМИЯ.

 

Большинство слов любого языка являются многозначными. В связи с развитием техники. Человеку необходимо давать названия новым предметам, но возможности человека ограничены.

1. Ограниченный набор букв алфавита.

2. Ограничение производительного аппарата человека

3. Языковая Экономия.

Значения многозначного слова организованы иерархически. У каждого слова выделяют главное значение и второстипенное, второстепенные.

Например:

Рукав – первичное значение – часть одежды.

Вторичные:

Часть реки (приток), пожарный шланг.

Многозначность бывает радиальной. 1 значение вверху и от него отходят несколько лучей.

Hand

1. Часть человеческого тела с пальцами и ладонью.

2. Вторичное – роль, участие. To have a hand in victory.

3. Вторичное – помощь. Give me a hand.

4. Стрелка на часах – The minute| hour hand.

5. В значении брачного союза. He asked for her hand.

 

Цепочечная полисемия.

 

Volume – свиток пергамента -> том книги -> объем книги -> объем/ размер/ сила чего-либо.

 

 

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.

 

1. Контекстуальный – не зная значения слова, по контексту можно о нем догадаться. Контекст – это непосредственное, вербальное окружение слова, т.е. слова предшествующие ему и следующие за ним.

2. Компонентный анализ значения слова.

Все значения делятся на компоненты и семы. Этот метод имеет некоторые ограничения и приминяется при изучении терминов родства, название предметов мебели, некоторых растений и животных и так далее.

Мужчина – Женщина. Девочка - Мальчик. Мужской, женский, молодой, взрослый, человек.

Мужчина – мужскй, взрослый человек.

Женщина – женский, взрослый человек

Мальчик – мужской, не взрослый человек

Девочка – Женский, не взрослый человек.

 

Метод коллокации.

Коллокация – это устойчивая, предсказуемая сочетаемость слов

 

Sweet

Sweet juice – сладкий

Sweet music – приятный

A sweet child. – послушный

Sweet milk – свежее

Sweet water – пресная.

Sweet air – чистый, свежий воздух.

 

Метод семантических примитивов.

Семантические примитивы – элементарные слова, которые есть во всех языках мира, с помощью которых можно определить значение любого слова.

Анна Вежгитская

Элементарные слова с помощью которых можно определить любое слово.

Кто – то

Что – то

Я

Это

Делать

Думать

Хотеть

Хороший

Плохой

Большой

Маленький

 

Я говорю, потому что хочу чтоб ты сделал это.

Я думаю, что ты должен сделать это, потому что я говорю это.

Развитие значения слова.

Большинство слов любого языка развивают любое значение.

Причины:

1. Исторические причины. Экстралиенгвистическая. Научнотехнический прогресс.

2. Лингвистическая – развитие нового значения обусловлено заимствование слова из другого языка.

Animal – животное. С течение времени слова приобрело отрицательный оттенок значения и стало нейтральным и стало употребляться либо по-отношению к страшному зверю, либо как мягко – ругательное по отношение к человеку – beast.

 

Различают 2 основных способа развития нового значения:

1) Метафора – основана на сходстве между двумя предметами. ( Ушко иголки, ножка стола, горлышко бутылки, рукав реки – языковые метафоры, они фиксируются словарями; Поэтические метафоры – Марина Цветаева, стихотворение «Попытка верности» метафора: «Язва бессмертной совести»

2) Метонимия – основана на смежности предметов или понятий. Это означает, что 2 предмета физически часто находятся вместе, поэтому иногда 1 из них употребляется вместо другого.

 

Разновидности между ними:

1. Вместилище употребляется вместо содержимого – чайник кипит, 44 комната хочет вдруг шампанского.

2. Имя автора, вместо его произведения – вчера я купил Пикассо (его картину)

3. Здание, вместо людей, которые в нём находятся – Белый дом решил

4. Синекдоха – целое употребляется вместо частного или наоборт или когда единственное употребляется вместо множественного или когда предмет одежды человека употребляется вместо человека – рот, лицо, голова, рука – могут употребляться в значении человека: Он – светлая голова. Посторонним лицам вход воспрещен. У него – рука в министерстве. Студент нынче не тот пошел. Я стою за этим синим плащем. (Чехов)

Основная функция метонимии:

1. языковая экономия

2. Юмористическая функция

 

 

Расширение значения слова и сужение значения слова

Расширение значения происходит в 2х случаях в том случае, когда слово начинает употребляться в более широком контексте т.е. приобретает больше значений (Bird – в древнеанглийском означало птенцы; птицы – птицы большие и маленькие.

Сужение значения – когда кол-во значений слова сокращается (meat – в древне англйиском – любая еда, а сегодня – мясо животных).

Деградация значения и улучшение значения.

Деградация – слово с положительным значением приобретает отрицательный оттенок значения (villain – человек который живет в деревне, крепостной; а теперь означает – проходимец, злодей, негодяй. Gossip – крестный родители).

Улучшение значения – fond, nice – в древн английском означали глупый, в современном что то другое))еее))))

 

 

Структурная схема предложения – абстрактный, синтаксический образец по которому строится отдельное, минимальное, относительно законченное предложение. В речи та или иная структурная схема наполняется конкретными словами и приобретает черты предикативности.

 

 

Падежная граммкатика, что такое агентив, инструменталес, фактетив, объектив, локатив, пациенс (Чарльз Фильмар)

...





Читайте также:
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.024 с.