ПОСТАНОВКА ПРАВОЙ РУКИ. СПОСОБ ДЕРЖАНИЯ СМЫЧКА.




В практике применяются различные способы держания смычка, но при любом способе следует держать смычок без напряжения и вместе с тем достаточно «цепко» и прочно. «Классический способ»: пальцы слегка согнуты, средний палец концом своим касается волос у самого металлического ободка колодочки; указательный палец располагается на трости в месте сгиба первой и второй фаланг. Обычно указательный палец немного отодвигается от других, что облегчает нажим на смычок; безымянный палец и мизинец свободно располагаются на колодочке, помогая удерживать смычок (главным образом при игре нижней частью смычка). В процессе игры положение пальцев несколько меняется в зависимости от используемой части смычка. Держание смычка определяется так же индивидуальным сложением кисти и пальцев. Способ держания смычка должен способствовать правильному, свободному его ведению и, в конечном счете, достижению высококачественного звука.

Ведение смычка.

Правильное ведение смычка, в соответствии с общими условиями звукоизвлечения, может быть достигнуто лишь согласованными движениями всех частей руки. А движения руки зависят от используемой части смычка и характера штрихов. От колодочки до середины ведение смычка осуществляется в основном всей рукой, от середины до конца – главным образом движением предплечья. Кисть и пальцы, выравнивающие направление смычка, должны быть очень эластичными. Извлечение ровного звука требует в процессе ведения смычка неодинаковых усилий. Так, при игре «пиано» у колодочки приходится удерживать смычок «на весу», в середине вести без нажима, у конца – с небольшим нажимом. При игре «форте» нижней частью смычка рука заметно упирается на струну, а в средней и, особенно, в верхней частях смычка, требуется использовать значительный нажим. Опора руки сосредотачивается при этом, главным образом, на указательном и большом пальцах. Смычок обычно ведется с небольшим наклоном волоса в сторону грифа. Для ровности звука этот наклон не должен заметно меняться на протяжении всей длины смычка. Вести смычок следует под прямым углом.

Параллельно с азами постановки следует знакомить ученика с нотной грамотой. В помощь маленькому виолончелисту служит сборник «Музыкальная азбука маленького виолончелиста» Л. И. Антоновой.

Данное пособие поможет преподавателю последовательно и комплексно развивать ученика на основе сочетания пения, слушания, изучения нотной грамоты, подбора мелодий, транспонирования с постановочным оформлением рук, упражнениями, нацеленными на освобождение игрового аппарата.

Сборник "Музыкальная азбука" начинается с изучения нотной грамоты, знакомства:

- с басовым ключом;

- со строем виолончели и написанием основных нот, соответствующих звучанию

открытым струнам, называя их палочками - выручалочками, ассоциируя I-ую

струну "Ля" с зайчиком, II-ую - "Ре" с лисичкой, III-ью - "Соль" с волком, а IV-ую

"До" с медведем.

Начинается знакомство с тембром каждой из четырех струн виолончели. В «Музыкальной азбуке» представлено достаточное количество пьес, которые исполняются по открытым струнам.

 

Воспитание юного виолончелиста основывается на образно - эмоциональном восприятии музыки. Возможность понимать музыку, эмоционально реагировать на нее, вначале намного опережает у детей умение играть на инструменте.

Сюжетность, сказочность, мир игрушек, животных - вот главное, что привлекает

учащегося и остается интересным, увлекательным и для маленького виолончелиста. Песня, марш, танец - основные жанры, которые составляют содержание репертуара начинающего виолончелиста.

В работе с начинающими основное место должен занимать песенный репертуар, включающий тематику детских народных песен. Такой репертуар, отражающий образы окружающего мира, настроения человека, доступен и близок восприятию детей. Определяя характер и настроение песни (пьесы), ученик неизбежно связывает их со своими переживаниями. Так устанавливается связь музыкальных явлений с собственным жизненным опытом.

Чистота интонации на виолончели зависит от чистоты пения. «Одним из самых

необходимых видов работы в начальном периоде обучения является сольфеджирование (пение) изучаемых мелодий пьес. Оно способствует развитию музыкального мышления, осмысленного пения по нотам. Разучивание пьес предлагается с простейших коротких попевок с их последующим усложнением и расширением. Это способствует развитию звуковысотного слуха, образования связей «вижу - слышу - воспроизвожу». Таким образом, осваивается высотная характеристика звуков и их обозначение на нотном стане. В дальнейшем это дает возможность перейти к анализу мелодической линии песни (пьесы): восходящее или нисходящее движение мелодии, постепенно или скачками, повторение одного звука... Обязательно транспонирование мелодии (начиная с простейших попевок) - эффективное средство, способствующее звуковысотной, интонационной ориентации на грифе и формированию внутренних слуховых музыкальных представление". (Л. Антонова «Музыкальная азбука виолончелиста», Санкт – Петербург, 2005).

На начальном этапе обучения, как было уже отмечено ранее, из-за сложности игры

одновременно обеими руками, встает вопрос о том какими методами развивать игровые навыки и как увязать эту работу с музыкально - художественным воспитанием ученика.

Следуя рекомендациям методистов, работу в своем классе с начинающими виолончелистами следует проводить следующим образом.

Ознакомив начинающего воспитанника с простейшим способом звукоизвлечения pizzicato (щипком), доступным и не требующим особой подготовки, уже на первых уроках можно приступить к игре маленьких пьес, исполняемых на открытых струнах вместе с концертмейстером.

Очень важно, развивая у ученика элементарные навыки игры на виолончели, использовать аккомпанемент с первых же уроков, применяя учебный материал, вызывающий интерес и оказывающий помощь в освоении музыкальных образов.

Регулярная игра с концертмейстером помогает понять и усвоить содержание произведения, укрепляет и совершенствует информацию и ритмическую организацию учащихся, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.

При освоении основного способа извлечения звука смычком (arko), игра тех же пьес по открытым струнам, способствует отработке ведения смычка разными его частями, переходов смычка со струны на струну, его смены и распределения.

На каждом уроке рекомендуется параллельно работать надо посадкой, раздельной постановкой рук, исполнением художественного произведения и изучением музыкальной

грамоты.

Развивать и закреплять параллельно игровые навыки каждой руки в отдельности следует до тех пор, пока не станет возможным объединить их действия. Как только это станет возможным, целесообразно закреплять этот навык, используя репертуар уже ранее изученный учеником. Не следует форсировать этот процесс, не добившись должной свободы в овладении техническими приемами, так как ученик будет в дальнейшем испытывать затруднения, связанные с излишним напряжением мышц. Эту работу следует сочетать с художественным развитием ребенка, что еще более важно.

Чтобы внести разнообразие в занятия, можно рекомендовать ученику играть (транспонировать) выученные мелодии также на других струнах. Это не представляет для

начинающих больших затруднений, так как аппликатура остается одной и той же.

Излишнее повторение пройденного материала может наскучить ученику. Поэтому необходимо подбирать так же новые этюды и пьесы. Новый, в особенности трудный материал ученику рекомендуется (после сольфеджирования) разучивать сначала pizzicato, а затем arco. Это дает возможность сосредоточить внимание ученика главным образом на движениях одной левой руки с тем, чтобы облегчить ему игру одновременно двумя руками. Данный способ можно рекомендовать и для других случаев, например, при изучении приемов смены позиций.

Репертуар должен быть подобран таким образом, чтобы развитие игровых навыков сочеталось с изучением нотной грамоты, развитием слуха, ритма, памяти, воспитанием художественного мышления. Аккомпанемент обогатит музыкальные представления ученика и неизмеримо усилит интерес к занятиям.

Сочетание показа на инструменте со словесным объяснением является наилучшей формой классной работы, стимулирующий интерес, внимание и активность учащегося.

Хорошей формой занятий является совместная игра педагога и ученика. Такая работа оправдывается и благотворно влияет на конечный результат исполнения изучаемого произведения. Ученик, играя вместе с педагогом, старается подражать ему в звуке, фразировке, динамике, интонации, играет более грамотно и осмысленно. Для ансамблевой игры педагогу надо лишь иметь в классе дополнительный инструмент и знать меру такой формы классной работы.

Приобщение ученика к ансамблю рекомендовано с первого класса на уроках по специальности. Эта работа начинается с дуэта - преподаватель и ученик. После того, как ученик получил первоначальные знания и навыки игры на инструменте, уже можно приступить к ансамблевой игре.

Чрезмерно полезно своим воспитанникам рекомендовать «активно» слушать своих соклассников, постоянно предлагая им давать высказываться по поводу услышанной игры. Ученик сам привыкает сознательно воспринимать услышанное, отличать хорошее от плохого, а главное оттачивает свое "профессиональное зрение и слух", приобретая аналитический опыт, что чрезвычайно важно! Следует рекомендовать, как можно чаще ходить на концерты, слушать профессионалов, на примере которых, как принято говорить, все должны учиться. Важно чтобы, воспитанник мог слышать качественное звучание инструмента и сам стремился бы к глубокому красивому звучанию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова Л.А. «Музыкальная азбука маленького виолончелиста»//Изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2005;

2. Бирина «Особенности начального обучения игре на виолончели». Москва 1988

3. Беккер «Техника и искусство игры на виолончели». Москва 1978 год

4. Васильева А.Е. «Исповедь музыканта» (Мои уроки)//Изд. «Музыка» Москва 1996;

5. Васильева А.Е. «Мой самоучитель»//Москва 2002;

6. Сапожников «Основы методики обучения игре на виолончели». Москва 1967 год.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: