ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.




ПОСАДКА.

Большое значение имеет правильный подбор инструмента в соответствии с ростом и физическим сложением играющего. Наиболее целесообразно садиться примерно на 1/2 или 1/3 сидения стула, спина – прямая, корпус слегка может быть наклонен вперед, ноги нужно ставить всей ступней. Следует подобрать стул такой высоты, чтобы ученик мог вполне свободно доставать ногами до пола. Виолончель держится с опорой в 3-х точках:

1 - шпиль;
2 - грудь ближе к правой стороне;

3 - у колена левой ноги.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

 

1. «Крылья птиц». Сначала педагог предлагает ученику «полетать» по классу, взмахивая руками - «крыльями», как большая птица. Нужно обратить внимание на то, какие мышцы поднимают «крылья» (плечевые мышцы рук), а остальные мышцы должны быть свободны. Затем ученик садится и приподнимает свои «крылья» (руки), но не очень высоко - локти должны быть на той высоте, на которой они находятся в игровом положении. При этом все мышцы, кроме плечевых, должны быть свободны. Особенно следует следить, чтобы не напрягались мышцы шеи и лопаток. Когда это достигнуто, педагог придаёт рукам ученика такое положение, которое приблизительно соответствует игровой позиции (птица складывает крылья). Оно является как бы наброском игрового положения рук (предупреждает непроизвольный зажим мышц, не участвующих в игре).

2. Педагог поддерживает смычок в воздухе за колодочку левой рукой, а правой помогает ученику легко скользить пальцами по трости. Пальцы ученика должны находиться в естественном, свободном состоянии, приблизительно в том положении, как на колодочке смычка, при его ведении.

3. «Качели». (Даёт почувствовать роль большого, указательного пальцев и мизинца при удержании смычка в горизонтальном положении). Сначала надо попробовать с более легким предметом, например, с карандашом. Ученик представляет себе, что указательный палец - основание качелей, то есть тот предмет, на котором лежит воображаемая доска (карандаш). «Приятели» качаются, то один поднимается вверх, то другой (одним и другим концом карандаша). После того, как ученик скоординирует эти движения на лёгком предмете, можно проделать то же самое и со смычком.

4. Удерживая смычок в вертикальном положении левой рукой, ученик упражняется в правильном свободном охвате колодочки и трости; затем он удерживает смычок (в том же вертикальном положении) одной правой рукой. Это упражнение способствует выработки у начинающего навыка свободного держания смычка.

5. Педагог устанавливает смычок на струну РЕ и СОЛЬ у колодочки, в средней части и у конца смычка, а сам удерживает его так, что бы колодочка оставалась свободной; ученик выполняет упражнения в правильном охвате колодочки и трости, при этом уточняется расположение других частей руки. Затем ученик сам выполняет это упражнение, держа трость левой рукой.

6. «Тяни, толкай». Ученик ставит середину смычка на струну РЕ и СОЛЬ. Педагог придерживает трость смычка, не позволяя этим сдвигать его с места, и предлагает ученику представить себе, что пальцы - это верёвочки, за которые надо потянуть смычок. Ученик тянет смычок пальцами, они немного вытягиваются, запястье прогибается, но смычок не сдвигается с места, так как его придерживает учитель, помогая ученику свободной рукой почувствовать передачу веса руки, опоры на трость смычка через первый и второй пальцы. После этого педагог предлагает ученику «потолкать» смычок в другую сторону. Пальцы вытягиваются в обратном направлении, запястье слегка выгибаются. (Цель - помочь ученику разобраться в ощущениях пальцевых и кистевых движений в момент смены смычка).

Работа над освоением технических приемов правой и левой руки ведется параллельно на каждом уроке. Рекомендуется также ежедневные подготовительные упражнения для укрепления пальцев левой руки.

Упр.1. Выполнять каждый день, не меньше минуты и без чрезмерных усилий:

-1 палец оттянуть, держа 2, 3 и 4 вместе;
-1 и 2 вместе, оттянуть их от 3 и 4, соединенных вместе;
-4 палец оттянуть от 3, 2 и 1,сложенных вместе.

Упр.2. Положить пальцы левой руки на край стола так, чтобы вторые суставы касались ребра доски. Прогнуть запястье и опустить локоть, т.е. как бы «повесить» свободную руку на пальцах. Затем, опираясь весом руки на подушечку какого-либо пальца, как бы «вытащить», подтянуть этим пальцем, постепенно закругляя его, всю руку, локоть, выровнять запястье и привести ее в то положение, в котором обычно при игре находится рука пианиста (выполнять приблизительно 1-2 минуты, способствует укреплению мышц пальцев).

В методической литературе (например, в работе Б. А. Струве) совершенно правильно подчеркивается необходимость «раздельной» постановки рук у начинающих, имея в виду, что игра одновременно обеими руками является для них непосильной. В связи с этим возникает важный вопрос о том, какими методами развивать игровые навыки каждой руки в отдельности?

ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ.

Постановка левой руки должна содействовать точной интонации, обеспечить удобство игры в одной позиции и переходов по грифу. Для получения более мягкого звука следует ставить палец на струну не слишком близко от ногтя, для этого пальцы не должны быть излишне согнутыми. Мизинец, как более короткий палец, приходится немного вытягивать. Для точного интонирования полутонов при игре в позициях нижнего регистра приходится несколько раздвигать пальцы – это нужно осуществлять без излишнего напряжения. Так же положение пальцев зависит от исполнительской задачи, в кантилене, при игре вибрато, пальцы устанавливаются на струну более плоско, что способствует достижению мягкости звука.

Для свободного перемещения руки (пальцев) по грифу целесообразно удерживать локоть в некотором среднем положении. Рука должна всегда удерживаться на весу, а пальцы как бы опираться о гриф при нажиме на струны. Кисть руки обычно находится приблизительно на линии предплечья, без заметного изгибы в суставе.

Совместно с постановкой левой руки происходит знакомство с приемом игры pizzicato, что означает щипком. Этот простейший способ звукоизвлечения дает возможность на первых же уроках исполнять короткие мелодии с аккомпанементом, обогащая музыкальные представления ученика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: