Общая характеристика оперы-балета «Млада»




Из оперы-балета «Млада»

Действие, 1 сцена

Н. А. Римского-Корсакова

Содержание:

 

I.Историко-стилистический анализ ………………………………………….3

II.Музыкально-теоретический анализ……………………………………......7

III.Вокально-хоровой анализ………………………………………………....13

IV.Исполнительский анализ ………………………………………………....18

Литература…………………………………………………………………….21

 

 

I. Историко-стилистический анализ

Cведения об авторах музыки и текста

 

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 - 1908) — участник «Могучей кучки», русский композитор, общественный деятель, музыкальный критик. Его наследие – это пятнадцать опер, три симфонии и другие симфонические произведения, концерты, кантаты, камерная инструментальная, вокальная, духовная музыка.

Н. А. Римский-Корсаков обучился в морском военном корпусе, но склонность к музыке была всегда. Самым первым учителем музыканта был Балакирев. После того, как он получил образование, отправился в 3-х летнее плавание, в котором написал свою 1-ую симфонию. Первым делом при возвращении Римский-Корсаков показал свою работу Балакиреву. Успех вдохновил композитора и следом он написал «Садко» и «Псковитянка».

В последствии занимая административные должности в музыкальном обществе, композитор писал в самых разных жанрах (опера, симфония, камерная, духовная музыка). Многие фрагменты крупных форм становились самостоятельными.

Наибольшую популярность принесли оперы «Садко», «Псковитянка», «Царская невеста», «Снегурочка», симфонические произведения «Шехерезада», «Антар», разнообразные струнные квартеты, фантазии, романсы, сборник обработок русских народных песен. Также успешными являются переоркестровка оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Каменного гостя» А. Даргомыжского, участие в завершении оперы «Князь Игорь» А. Бородина. Преподавательская деятельность музыканта открыла много известных композиторов, среди которых А. Лядов, А. Глазунов.

 

Оперное творчество Н. А. Римского-Корсакова

 

Самое главное и значимое в творчестве Н. Римского-Корсакова занимает оперный жанр. Стиль, художественные предпочтения композитора в операх выражаются наиболее полно, ярко и глубоко. Большинство либретто было написано на сюжет русских классических произведений Пушкина, Гоголя, Островского, а само содержание было основано на русском фольклоре (легенды, былины, сказки).

Периодизация:

I – ранний (70-е гг.), 3 оперы: «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка».

II – средний (90-е гг.), 7 опер: «Млада», «Ночь перед рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Вера Шелога», «Сказка о царе Салтане».

III – поздний (1900-е гг.), 5 опер: «Сервилия», «Пан Воевода», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

Особенность оперных партитур композитора представляет заключается в симфонизации жанра, что было типично для XIX века. Это выражается в сквозном развертывании, взаимодействии и переплетение интонационных сфер оркестра и вокальной линии. Такой процесс охватывает мотивы, темы, гармонию, ладотональность и тембровые средства, появляется большое количество взаимосплетенных лейттем, лейттональностей, лейтладов. Оркестровка (как симфонизм) представляет важную составляющую драматургии опер. Что касается формообразования оперного жанра, то композитор на ряду с традиционными номерами применяет принцип сквозного развития, а также смешивает завершенность с непрерывностью развития.

 

 

Общая характеристика оперы-балета «Млада»

 

 

«Млада» - это волшебная опера-балет в 4 действиях, написанная А. Н. Римским-Корсаковым. Либретто – С. Гедеонов, В. Крылов и Н. Рииский-Корсаков. Особенность произведения в том, что вокальные и хореографические номера сочетаются воедино и чередуются.

Изначально идея директора театров С Гедеонова была такова, что предлагалось четырем композиторам написать по одному акту для спектакля (Бородин, Мусоргский, Кюи, Римский-Корсаков). Композиторов заинтересовала эта идея, но для театра постановка оказалась затратной. В итоге Римский-Корсаков расширил свою часть до полноценной оперы, а остальные композитора использовали свои фрагменты для других сочинений.

Русский дирижер, композитор и пианист Е. Светланов (1928-2002) пишет, что опера-балет «Млада» представляет в мировом значении особую ценность, поскольку сам жанр является уникальным. Это не самое выдающееся произведение «великого оперного сказочника», но оно увлекает, волнует, по-настоящему восхищает.

Персонажи «Млады» хоть и взяты из древнеславянских легенд, но отличаются особой живостью, человечностью. Как и другие оперы, это произведение содержит в себе систему лейтмотивов, критики сравнивают Римского-Корсакова с поздним Вагнером. Опера-балет «Млада» завораживает фантастической и самобытной изобретательностью творца русской классики.

Сюжет

Отец Войславы намерен присоединить новую землю к своим владениям. Но его дочь убила свою соперницу Младу, невестку князя Яромира, который владел Арконом. Яромир тоскует по своей возлюбленной, но Войслава готова на всё, чтобы стать любовью князя, она привораживает его. Теперь Яромир забывает Младу и его охватывает новое чувство влюбленности. Князю приходит вещий сон о том, что Войслава отравила волшебных кольцом Младу, но он отказывается в этом верить.

На берегу озера начинаются пляски, игры на праздник Купалы, возлюбленные Войслава и Яромир участвуют в хороводе, но дух Млады появляется и уводит за собой молодца. Тут появляются злые духи и вызывают дух Клеопатры, чтобы князь позабыл Войславу. Страстные танцы красавицы начинают развеивать чары князя, но крик петуха прерывает действо и нечистая сила исчезает. Тогда полный сомнения Яромир обращается за помощью к разгадке произошедшего к могучему богу солнца Радегасту.

В храме Радегаста происходит торжественное идоложертвенное приношение. Приходит князь и просит помощи у жрецов. Ночью он слышит голоса предков, и они рассказывают ему правду, да советуют наказать Войславу. Тут появляется сама Войслава и признается в содеянном, она раскаивается и пытается уйти, а предки князя не пускают, тут Яромир замахивается на нее мечом. Ярослава успевает вызвать богиню зла и землетрясение разрушает храм, озеро выходит из берегов, жители погибают. Все затихает и на вершине скалы появляются Яромир и Млада, которых приветствуют светлые боги.

Анализируемый фрагмент «Идоложертвенный хор» открывает четвертое действие, в храме происходит торжественное поклонение Радегасту. Характер величественный, торжественный, лирический, волшебный.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: