Именно Канта называют одним из главных создателей концепции правового государства. В философском наследии Канта особую значимость для нашего исследования имеют следующие работы: «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», «К вечному миру», «Метафизика нравов в двух частях».
Великий немецкий мыслитель с помощью морального обоснования разводит нормы права и нормы морали как две обособленные части нравственности.
В правовой законности он видит гарантию невмешательства государства в процесс индивидуального морального выбора: «Согласно правовому законодательству, обязанности могут быть только внешними, ибо это законодательство не требует, чтобы идея внутреннего долга сама по себе была определяющим основанием произвола действующего лица...».
Под правом Кант понимает совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.
Свобода, право и принуждение рассматриваются Кантом в тесной связи и не могут существовать друг без друга: «Право есть ограничение свободы каждого условием согласия ее со свободой других, насколько это возможно по некоторому общему закону; а публичное право есть совокупность внешних законов, которые делают возможным такое полное согласие.
А так как всякое ограничение свободы произволом другого называется принуждение, то отсюда следует, что гражданское устройство есть отношение между свободными людьми, которые, однако, подчинены принудительным законам».
Философская антропология Канта адекватно оценивает человека как носителя и добрых, и злых начал одновременно. Он совершенно не уповает на моральное исправление людей как основу переустройства общества. Его философия истории верно схватывает динамику мирового общественного процесса, его тенденции. Важную роль в социальных изменениях он отводит войне, однако это не означает, что он является ее апологетом. Кант обосновывает развернутую систему международного (межгосударственного) права, конечной целью которого должно стать состояния вечного мира.
|
Для нас важно, что Кант различает применение силы правовым государством как принуждение, а применение силы при деспотизме — как насилие. Кант справедливо утверждает, что вступать в состояние принуждения заставляет людей, вообще-то расположенных к полной свободе, беда, и именно величайшая из бед — та, которую причиняют друг другу сами люди, чьи склонности приводят к тому, что при необузданной свободе они не могут долго ужиться друг с другом. Отсюда и идеал Канта — сочетание максимальной свободы под внешними законами с непреодолимым принуждением.
Кант прямо не указывал на необходимость создания международных сил по поддержанию мирового правопорядка, но из его рассуждений это логически следует. Функцией таких сил не должно быть вмешательство в политическое устройство и правление других государств (а именно соблюдения этого условия требует Кант), а принуждение к законосообразности в отношениях между государствами, что и представляет собой полное соответствие с решением проблемы международного права.
Это положение учения великого немецкого философа является особенно актуальным в наше время, когда мы можем наблюдать военные акции некоторых государств мира против других стран, оправдываемые несовершенством их внутреннего политического устройства или желанием изменить существующие там формы взаимодействия различных социальных групп.
|
Чрезвычайно важной представляется идея Канта о том, что проблема создания совершенного гражданского устройства зависит от установления законосообразных внешних отношений между государствами, без чего она не может быть решена.
И. Кант всякое ограничение свободы чужим произволом называл принуждение. Но, согласно Канту, не всякое ограничение может быть правовым, а только такое, при котором «произвол одного лица совместим с произволом другого». По Канту, правовое принуждение не есть подчинение одного лица произволу другого, а подчинение закону одного с помощью другого, правомочие применять принуждение к тому, кто наносит ущерб праву, воспрепятствование препятствию для свободы.
Написав свой замечательный трактат «К вечному миру» И. Кант дает развернутую систему международного (межгосударственного) права, конечной целью которого должно стать состояние вечного мира.
Первая масштабная попытка в реализации идей Ката была предпринята по окончании Первой империалистической войны 1914-1918 года.