Общественные организации




Слайд 1

Узбе́ки (узб. ед. Ўзбек, мн. Ўзбеклар; Oʻzbek, Oʻzbeklar) — тюркоязычный народ. Являются основным и коренным населением Узбекистана, достаточно большое количество узбеков живут в северном Афганистане, северо-западном, северном, западном Таджикистане, в южном Казахстане, южной Киргизии, северной и восточной Туркмении. Значительные группы узбекских трудовых, экономических и политических мигрантов живут в России, США, Турции, Украине, странах ЕС.

Вероисповедание — преимущественно мусульмане-сунниты. Более 48 % населения Узбекистана проживает в сельской местности и занято преимущественно земледелием[32]. Городские узбеки традиционно занимались ремёслами и торговлей. Самая многочисленная нация в Центральной Азии.

слайд 2

Узбеки в России — одно из крупнейших национальных меньшинств Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи населения 2013 года, в России проживало 289 862 узбеков (0,2 % населения страны), по другим оценкам это число сильно занижено, и может достигать более 2 миллионов человек. Верующие — мусульмане-сунниты, язык — узбекский, многие владеют русским и таджикским языком.

По данным переписи 1989 года, в РСФСР проживало 126 899 узбеков. Распад Советского Союза оказал сильное отрицательное влияние на экономику России и Узбекистана и спровоцировал демографический кризис, что вызвало массовую миграцию из Узбекистана в Россию сначала нетитульного населения, а затем и этнических узбеков.

В настоящее время узбеки, как граждане Узбекистана, так и граждане РФ узбекского происхождения, работают во всех отраслях экономики РФ и составляют крупнейшую группу переселенцев из Средней Азии и СНГ в целом. Среди известных узбеков — космонавт Салиджан Шарипов и мултимиллиардер Алишер Усманов, самый богатый человек России по данным 2012 года.

Трудовая миграция

Граждане Республики Узбекистан въезжают в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеют право получить миграционный патент[5] для осуществления трудовой деятельности. По данным Федеральной миграционной службы в России может находиться более 2 млн граждан Узбекистана, из которых 760 тысяч уже получили патенты и разрешения на работу, и ещё 885 тысяч указали трудовую деятельность как цель визита в РФ, но пока не получили разрешающих документов.

Общественные организации

Значительную часть узбекского населения России составляют временные трудовые мигранты, что не способствует созданию постоянных общественных организаций[6].

На федеральном уровне действует «Всероссийский конгресс узбеков, узбекистанцев»[7], объединяющий диаспоры 13 регионов России. На региональном уровне существуют местные диаспоры узбеков, например, «Узбекское содружество Москвы», Астраханское Общество узбекской культуры «Узбекистон»[8] и др. Предпринимаются попытки создания печатных изданий для узбекских трудовых мигрантов.[9]

слайд 3
Культура Узбекистана ярка и самобытна, она формировалась в течение тысячелетий и вобрала в себя традиции, обычаи народов, в разное время населявших территорию современного Узбекистана. Свой вклад внесли в нее древние иранцы, греки, кочевые тюркские племена, арабы, китайцы, русские. Традиции многонационального Узбекистана нашли свое отражение в музыке, танцах, живописи, прикладных искусствах, языке, кухне и одежде. Жители Узбекистана, особенно население сельских областей, чтят традиции, корнями уходящие глубоко в историю края.

Особое влияние на культуру Узбекистана оказал Великий Шелковый путь. Будучи торговым маршрутом, он шел из земель Китая в двух направлениях: первое - в Фергану и казахские степи, а второе — в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Шелковый путь способствовал передаче не только товаров, но и технологий, языков, идей, в первую очередь религиозных. Так Великий Шелковый путь способствовал распространению буддизма на территории всей Средней Азии, где вдоль древнего маршрута сохранились памятники буддийской культуры: Аджина-Тепа в Таджикистане, буддийский храм в Куве в Ферганской долине, Фаяз-Тепе близ Термеза в Узбекистане и др.

Музыка и музыкальные инструменты путешествовали вместе с бродячими музыкантами, шедшими с караванами, а знания по изготовлению бумаги, чеканке железных изделий также кочевали из одной страны в другую.

слайд 4
Узбекское декоративно-прикладное искусство издавна пользуется заслуженной славой. Исторические условия, в которых развивалась культура узбекского народа, предопределили прикладному искусству особую роль. В течение многих веков создавались народом: его технические и художественные традиции. Прикладное искусство бытовое, главным признаком его является глубокая связь художественного творчества и материальных потребностей. Органическое слияние художественного и практически необходимого создает неразрывное единство идейно-художественных и общественно-практических функций. Произведение прикладного искусства отличает целесообразность форм, единство формы и оформления.

Социальная природа декоративного искусства - его коллективность, искусство это - наследие многих поколений, оно представляет собой ряды последовательных наслоений, наиболее древние из которых отражают изначальную культуру народа глубоко запечатлевшуюся в его искусстве. Произведения всех жанров этого искусства определяются разнообразием художественных традиций, привнесенных народами, составившими узбекскую нацию

Ганч

Архитектурно-декоративное искусство занимает значительное место в творчестве народных мастеров Узбекистана. Каноны орнаментальных построений и понимание пластических, художественных свойств местных строительных материалов, широко известных на всем Среднем и Ближнем Востоке, разновидности алебастра - ганча, дерева, камня, керамики составляют прочную основу этого древнего искусства.

Настенная живопись

На территории Узбекистана известна древняя и раннесредневековая настенная живопись и скульптурная резьба сюжетно-тематического характера, а также орнаментальная резьба и роспись. Начиная с IХ-Х вв. интенсивное развитие получает именно орнаментальная, цветочно-растительная полихромная роспись и рельефная резьба. Постепенно вырабатываются каноны орнаментальных форм и композиций, проверенные многовековой практикой народных мастеров, дошедшие до наших дней.

Резьба по дереву

Играя значительную роль в архитектурном декоре Узбекистана, резное дерево находило также широкое применение в изготовлении предметов обихода, подставок, сундучков для складывания одеял, шкафчиков, шкатулок, пеналов, нарядных низеньких столиков хан-тахта, национальных музыкальных инструментов, а также декоративных многогранных столиков, тумбочек, пользовавшихся большим спросом у европейского населения городов во второй половине XIX и в начале XX вв.

Керамика

Среди многочисленных видов народного прикладного искусства Узбекистана художественная керамика занимает особое место. Ко временам глубочайшей древности восходят ее первые образцы, обнаруженные археологами на территории республики, во все времена лучшие произведения узбекской художественной керамики с редкостной выразительностью и лаконизмом выявляли подлинные черты творческого народного гения.

Игрушки

Мелкая пластика в керамике Узбекистана представлена традиционными игрушками сказочно-зооморфного содержания, статуэтками, жанровыми сувенирами, очень популярными в народе. Увидев керамические игрушки хоть раз - забыть их невозможно. И будь то традиционные малиново-желтые свистульки Хамро Рахимовой из селения Уба или яркие этнографические, полные лиричного юмора скульптурки

Слайд 5

Язык и живопись

Язык

Современный узбекский язык имеет сложную структуру диалектов. Диалекты большинства узбекских городских центров (ташкентский, ферганский, каршинский, самаркандско-бухарский, туркестано-чимкентский) относятся к юго-восточной (карлукской) группе тюркских языков. Также в составе узбекского языка выделяют группу говоров, которые относятся к кыпчакской группе, и огузскую группу, к которой относятся диалекты Хорезма и прилегающих территорий, расположенных на северо-западе страны. Для некоторых групп узбеков характерно двуязычие. Так например, среди узбеков Афганистана большинство, наряду с узбекским, также владеет языком дари.

Национальная живопись

В XVI—XVII веках в столичной Бухаре и нескольких других городских центрах развилось искусство рукописи и переплётного дела. Художественное оформление манускрипта включало каллиграфию, выполнение тонких орнаментов на полях красками. В Самарканде и, особенно, Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: