Принципы и методы обучения




Дидактические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения. Из принципов обучения вытекают правила обучения.

Приведем основные принципы обучения:

1.Принцип научности обучения.

2.Принцип сознательности и активности.

Необходимое условие обучения – ясное понимание целей и задач предстоящей работы. Ученикам нужно объяснять смысл каждого предложения, понятия. Следует чаще задавать вопросы ученикам, чтобы приучить их мыслить самостоятельно.

3.Принцип наглядности обучения.

Зрительная информация запоминается легко и надолго. Поэтому важна наглядность материала – таблицы, схемы, видеозаписи.

4.Принцип систематичности.

Правила: объяснять нужно от общего к частному, повторять ранее усвоенное, проводить систематизацию пройденного материала по разделам и в конце курса по всей программе.

5.Принцип прочности.

В обучении мышление должно главенствовать над памятью.

6.Принцип доступности.

Доступным для человека является то, что соответствует его тезаурусу. Обучая, опирайтесь на возрастные и индивидуальные возможности ученика.

7.Принцип связи теории с практикой.

Приучайте учащихся применять и проверять знания на практике. Ученик должен осознавать жизненную значимость знаний. Учите критично воспринимать информацию и собственные с знания. Развивайте соревновательность, воспитывайте стремление к постоянному улучшению своих результатов.

Методы обучения – это деятельность педагога и учащихся, способы передачи знаний от учителя ученикам.

По источнику получения знаний методы обучения можно классифицировать на:

-практические методы: лабораторная работа, упражнения, учебно-производительная практика

- наглядные методы: демонстрация схем и рисунков, наблюдение учащихся, видеозаписи

- словесные методы: объяснение, беседа, лекция, инструктаж, дискуссия

- работа с книгой: чтение, реферат, цитирование, конспектирование.

По характеру передачи знаний методы обучения классифицируются на:

- объяснительно-иллюстративные;

- репродуктивные, при этом знания излагаются в готовом виде, учитель не только сообщает, но и объясняет.

- методы проблемного изложения, при этом знания не подаются в готовом виде, их учащиеся добывают самостоятельно, решают проблемные задачи.

- частично-поисковые (эвристические методы);

- исследовательские методы.

По дидактическим целям выделяют две группы методов обучения:

1. Методы, способствующие первичному усвоению материала.

2. Методы, способствующие закреплению и совершенствованию закрепленных знаний.

 

Виды и формы обучения

В современной педагогике используется три основных вида обучения:

- объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным, сообщающим;

- проблемное обучение;

- программированное и развившееся на его основе компьютеризированное обучение.

Объяснительно-иллюстративное обучение – объяснение в сочетании с наглядностью – главные методы такого обучения, слушанье и запоминание – ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного – главное требование и критерий эффективности. Преимущества данного вида обучения: экономия времени и облегчение учащимся понимания сложных знаний. Недостатки: преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их усвоении, а так же незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Проблемное обучение – организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. При этом в обучении создаются проблемные ситуации, представляющие собой ощущение мыслительного затруднения. Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, прочные и действенные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных целей, слабая управляемость познавательной деятельности учащихся.

Компьютеризированное обучение – обучения происходит с помощью компьютеров, снабженных специальными обучающими программами. Преимущества: компьютеры можно эффективно приспособить для решения многих дидактических задач (подача знаний, контроль и коррекция результатов, выполнение тренировочных упражнений и др.). Недостатки: учебных программ недостаточно и стоимость таких программ очень высока.

Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и объеме.

В нашей стране основной является классно-урочная система обучения. Кроме нее применяют и другие, внеурочные формы обучения: консультации, конференции, кружковая и клубная работа, учебные экскурсии, самостоятельная домашняя работа, физкультурные соревнования, учебная практика.

Ключевым компонентом классно-урочной системы является урок - законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап) учебного процесса.

Типы уроков: комбинированные уроки (смешанные), уроки изучения новых знаний, уроки формирования новых умений, уроки обобщения и систематизации пройденного, уроки контроля и коррекции знаний и умений, уроки практического применения знаний и умений.

Структура урока – его внутреннее строение, последовательность определенных этапов: организация работы (актуализация знаний), главная часть (формирование, усвоение, повторение знаний и умений, закрепление, контроль, применение и др.), заключительная часть (подведение итогов) и задание на дом.

Педагогам следует писать планы-конспекты уроков.

Формула эффективности урока – это тщательная подготовка и мастерство проведения занятия

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: