Дидактические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения. Из принципов обучения вытекают правила обучения.
Приведем основные принципы обучения:
1.Принцип научности обучения.
2.Принцип сознательности и активности.
Необходимое условие обучения – ясное понимание целей и задач предстоящей работы. Ученикам нужно объяснять смысл каждого предложения, понятия. Следует чаще задавать вопросы ученикам, чтобы приучить их мыслить самостоятельно.
3.Принцип наглядности обучения.
Зрительная информация запоминается легко и надолго. Поэтому важна наглядность материала – таблицы, схемы, видеозаписи.
4.Принцип систематичности.
Правила: объяснять нужно от общего к частному, повторять ранее усвоенное, проводить систематизацию пройденного материала по разделам и в конце курса по всей программе.
5.Принцип прочности.
В обучении мышление должно главенствовать над памятью.
6.Принцип доступности.
Доступным для человека является то, что соответствует его тезаурусу. Обучая, опирайтесь на возрастные и индивидуальные возможности ученика.
7.Принцип связи теории с практикой.
Приучайте учащихся применять и проверять знания на практике. Ученик должен осознавать жизненную значимость знаний. Учите критично воспринимать информацию и собственные с знания. Развивайте соревновательность, воспитывайте стремление к постоянному улучшению своих результатов.
Методы обучения – это деятельность педагога и учащихся, способы передачи знаний от учителя ученикам.
|
По источнику получения знаний методы обучения можно классифицировать на:
-практические методы: лабораторная работа, упражнения, учебно-производительная практика
- наглядные методы: демонстрация схем и рисунков, наблюдение учащихся, видеозаписи
- словесные методы: объяснение, беседа, лекция, инструктаж, дискуссия
- работа с книгой: чтение, реферат, цитирование, конспектирование.
По характеру передачи знаний методы обучения классифицируются на:
- объяснительно-иллюстративные;
- репродуктивные, при этом знания излагаются в готовом виде, учитель не только сообщает, но и объясняет.
- методы проблемного изложения, при этом знания не подаются в готовом виде, их учащиеся добывают самостоятельно, решают проблемные задачи.
- частично-поисковые (эвристические методы);
- исследовательские методы.
По дидактическим целям выделяют две группы методов обучения:
1. Методы, способствующие первичному усвоению материала.
2. Методы, способствующие закреплению и совершенствованию закрепленных знаний.
Виды и формы обучения
В современной педагогике используется три основных вида обучения:
- объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным, сообщающим;
- проблемное обучение;
- программированное и развившееся на его основе компьютеризированное обучение.
Объяснительно-иллюстративное обучение – объяснение в сочетании с наглядностью – главные методы такого обучения, слушанье и запоминание – ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного – главное требование и критерий эффективности. Преимущества данного вида обучения: экономия времени и облегчение учащимся понимания сложных знаний. Недостатки: преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их усвоении, а так же незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
|
Проблемное обучение – организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. При этом в обучении создаются проблемные ситуации, представляющие собой ощущение мыслительного затруднения. Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, прочные и действенные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных целей, слабая управляемость познавательной деятельности учащихся.
Компьютеризированное обучение – обучения происходит с помощью компьютеров, снабженных специальными обучающими программами. Преимущества: компьютеры можно эффективно приспособить для решения многих дидактических задач (подача знаний, контроль и коррекция результатов, выполнение тренировочных упражнений и др.). Недостатки: учебных программ недостаточно и стоимость таких программ очень высока.
Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и объеме.
В нашей стране основной является классно-урочная система обучения. Кроме нее применяют и другие, внеурочные формы обучения: консультации, конференции, кружковая и клубная работа, учебные экскурсии, самостоятельная домашняя работа, физкультурные соревнования, учебная практика.
|
Ключевым компонентом классно-урочной системы является урок - законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап) учебного процесса.
Типы уроков: комбинированные уроки (смешанные), уроки изучения новых знаний, уроки формирования новых умений, уроки обобщения и систематизации пройденного, уроки контроля и коррекции знаний и умений, уроки практического применения знаний и умений.
Структура урока – его внутреннее строение, последовательность определенных этапов: организация работы (актуализация знаний), главная часть (формирование, усвоение, повторение знаний и умений, закрепление, контроль, применение и др.), заключительная часть (подведение итогов) и задание на дом.
Педагогам следует писать планы-конспекты уроков.
Формула эффективности урока – это тщательная подготовка и мастерство проведения занятия