ОПИСАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ




Л. В. БОРОЗДИНА

 

СООТНОШЕНИЕ САМООЦЕНКИ И ПРИТЯЗАНИЙ ПО

ПАРАМЕТРУ ВЫСОТЫ– «ТРИАДА РИСКА»

 

 

Авторская разработка психодиагностической схемы

 

 

Учебно-методическое пособие

 

Издание второе, дополненное

 

 

Москва

Акрополь

2012.

 

 


УДК 159.953.(075.8)

ББК 88.3

У711

 

Учебное пособие утверждено методической комиссией кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в 2002 г. и рекомендовано для занятий в спецпрактикуме «Изучение отдельного случая» (специализация - «Общая психология»).

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

кандидат психологических наук

доцент Н.Б.Березанская,

кандидат психологических наук

доцент Е.Е.Насиновская

 

 

У711   Бороздина Л.В.Соотношение самооценки и притязаний по параметру высоты – «Триада риска». Авторская разработка психодиагностической схемы: Учебно-методическое пособие. Издание второе, дополненное. М., «Акрополь». 2012 – 115 с. ISBN

 

 

УДК 159.953.(075.8)

ББК 88.3

У711

 

© Б о р о з д и н а Л. В., 2012.

СТРУКТУРА ПРАКТИКУМА И

ОПИСАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ

 

ПРОБЛЕМА Спецпрактикум ориентирован на ознакомление студентов с широким набором методов и различных приемов психодиагностики, а также с выполнением особой задачи: изучения отдельного случая.

Исследование осуществляется в два этапа: на первом отрабатывается готовая схема, приведенная в настоящем учебном пособии; на втором – «творческом» – студенты, опираясь на уже полученный материал (по своему желанию), самостоятельно формулируют и проверяют гипотезы относительно изучаемого случая. Проблема состоит в обоснованности формулируемых гипотез, подборе адекватных способов верификации выдвинутых предположений и наиболее полном выявлении свойств исследуемого субъекта.

ЦЕЛЬ Анализ и описание отдельного случая по схеме диагностики «триады риска».

Хорошо известно, что техника «уровень притязаний» вводилась в отечественную экспериментальную психологию В.Н.Мясищевым (1935) в качестве теста на самооценку. При появлении прямых методов ее определения и сравнении их результатов с тестированием уровня притязаний обнаружилось, что по всем параметрам два указанных образования могут как совпадать – примерно в половине выборки, – так и расходиться. Дивергенция самооценки и притязаний по высоте сопровождается комплексом эмоций отрицательного знака: подъемом тревожности (хронической и ситуативной), агрессией, фрустрацией, наряду с изменением мотивации в сфере межличностной коммуникации: «прикованностью» к социуму, зависимостью от него вплоть до элементов конформизма, готовностью к следованию конвенциальным нормам (Бороздина, 2011а). Феномен рассогласования уровней самооценки и притязаний с достоверным ростом индекса тревожности первоначально был назван «триадой риска психосоматических заболеваний», ввиду явного присутствия этой триады у пациентов с первичной (эссенциальной) артериальной гипертонией и дуоденальной язвой – родом недугов, относимых к области психосоматики. Тщательная проверка найденного феномена на материале первичной гипертонии и язвы дуоденума (двенадцатиперстной кишки) демонстрирует не только присутствие, но и более интенсивное, а также экстенсивное проявление «триады риска» с усилением отрицательного аффективного аккомпанемента, создающего хронизированное психическое напряжение высокого накала, что служит потенциально патогенным фактором для психосоматических расстройств. Однако новые факты (Сидоров, 2006; Бороздина, Пукинска,2010) вынуждают несколько иначе взглянуть на выявленную триаду, обладающую по-видимому весьма широким клиническим звучанием, не ограничивающим ее отдельными психосоматическими сбоями. Сравнение школьников (10-12, а также 16-17 лет) с равно- и разновысокими самооценкой и притязаниями фиксирует тот факт, что дети с неидентичным соположением уровней двух конструктов достоверно чаще заражаются острыми респираторными вирусными заболеваниями (ОРВИ), нежели учащиеся с гармоничным сочетанием высотных параметров оценки себя и целевого выбора. Указанная частота распространяется и на количество болеющих школьников, и на число повторов вирусной инфекции, составляющее в сопоставляемых группах соответственно 1-2 и 4-5 раз в год. Правомерно заключить, что диссоциация самооценки и притязаний, отражающая серьезный внутриличностный конфликт (Пукинска, 2008) и вызывающая значительное функциональное и эмоциональное напряжение, затрагивает не только регуляторные функции в организме, ответственные за работу сердечно-сосудистой и желудочно-кишечной систем, но и заметно ослабляет процессы иммунной защиты. А это приобретает исключительную важность при учете момента манифестации «триады риска» в онтогенезе: 10 лет (Бороздина, Пукинска, 2010).

Экспериментальный цикл по разработанной схеме начинается с диагностики высоты самооценки (СО) и уровня притязаний (УП). Если они оказываются в равновесном сочетании, субъект обладает средним или низким показателем тревожности. При расхождении высотных параметров конструктов в одну (СО˂УП) или другую (СО˃УП) стороны возникает увеличение индекса тревожности, что устанавливается тестом Ж.Тейлор (Taylor, 1953). На заключительном этапе вводится фрустрационная методика (Rosenzveig, 1944), в которой лица с гармоничным развитием самооценки и способа целеполагания показывают импунитивность с реакцией, направленной на разрешение ситуации препятствия; при несоответствии оценки себя субъектом и его притязаний регистрируется экстрапунитивность, агрессия (открытая или подавленная) с реакцией самозащиты.

После выполнения изложенной схемы студенты переходят к самостоятельной части практикума, что может строиться как углубление и проверка полученных результатов посредством привлечения дополнительных приемов психодиагностики либо как выдвижение и проверка новых гипотез с формированием их методического оснащения.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

В рамках обозначенной схемы используется следующий набор техник:

1. Тест Хека-Хесс (Höck, Hess, 1976)как контрольный, обеспечивающий исключение из участия в эксперименте лиц, склонных к невротизму.

2. «Анамнез» респондента, т.е. «история его жизни» с указанием значимых позитивных и особенно негативных событий, свидетельствующих об эпизодах или опыте неуспеха.

3. «Психологический портрет» испытуемого и поведенческий стереотип, релевантные изучаемым свойствам: высоте самооценки, уровню притязаний, степени тревожности, характеру реакций на фрустрацию.

4. «Самооценка» – модифицированная техника Дембо-Рубинштейн (Бороздина, Видинска, 1986; Бороздина 2011а) с описанием общего самооценочного профиля обследуемого и его позиции на шкале «ум», выверенных в клинической беседе.

5. «Уровень притязаний» в варианте Хоппе-Юкнат (Jucknat,1937-1938) со стимульным материалом в виде матриц Дж. Равена (Raven, 1960 – серии С и Д).

6. Опросник Ж.Тейлор(Taylor,1953) для установления индекса хронической тревожности.

7. Тест С.Розенцвейга в адаптации Н.В.Тарабриной (1994) для определения направления и типа реакций на фрустрацию.

Опыт завершается обработкой и анализом полученного материала по каждой методике отдельно; интеграцией экспериментальных данных, их соотнесением с анамнезом респондента и портретом; подготовкой заключения по проделанной психодиагностической схеме.

Помимо этого практикум включает формулировку (по желанию студентов) дополнительных гипотез, их эмпирическую проверку с подбором соответствующего методического инструментария и составление общего заключения относительно изучаемого случая.

ИСПЫТУЕМЫЙ Выбор обследуемого предусматривает его нейтральные отношения с экспериментатором во избежание «эффекта ореола», однако респондент должен быть достаточно знаком автору исследования для возможности описания анамнеза испытуемого и его психологического портрета.

Все перечисленные методики выполняются на одном обследуемом с предварительной методической тренировкой и контролем преподавателя за степенью владения учащимися используемыми техниками.

ОТЧЕТНОСТЬ Студенты представляют полный набор протоколов экспериментального цикла, аудиозаписи опытов, обработку и интерпретацию полученного материала, детальное описание изучаемого случая с приведением подробного заключения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: