Классификация товаров.
Классификация товаров - это разделение множества товаров на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
Объект классификации это элемент классифицируемого множества. В товароведении таким множеством выступает товар из множества всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, а для производителей продукции и исполнителей услуг – товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности.
Признак классификации – это свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. (назначение, сырье, материал изготовления, способ производства, конструкция, вид, размер и т.д.)
Целью классификации является систематизация, а так же идентификация и прогнозирование свойств товара. Систематизация достигается путем установления последовательности и взаимосвязи определенных классификационных группировок, полученных конкретным методом классификации.
Существуют 2 метода классификации: Иерархический и Фасетный.
Иерархический метод классификации – это последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Особенностью метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различие основополагающих признаков основой деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку является ступень классификации.
Ступень классификации – это этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Каждая ступень и группировка выделена по своему основополагающему признаку. Количество признаков и ступеней определяет – Глубину классификации.
|
На рисунке глубина классификации иерархическим методом равна трем. На практике глубина классификации не превышает Десяти.
Рисунок 1 - Иерархический метод классификации товаров.
При необходимости увеличить число признаков, применяют фасетный метод.
Фасетный метод классификации это парадедьное разделение множество объектов на независимые классификационные группировки.
Рисунок 1 - Иерархический метод классификации товаров.
Особенностью метода является то, что разные признаки не связанны между собой.
Благодаря этому фасетная система отличается большей гибкостью, а так же возможностью ограничивать число признаков и группировок.
Примером фасетного метода может быть классификация вин: по срокам выдержки – молодые, марочные, коллекционные и т.д.; по цвету – белые, розовые, красные.
Таблица - Преимущества и недостатки иерархического и фасетного метода классификации.
Метод | Преимущества | Недостатки |
Иерархический | Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях. Высокая информативная насыщенность | При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, трудность применения. При небольшой глубине: информационная недостаточность, неполный охват объектов и признаков. |
Фасетный | Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов. | Невозможность выделения общностей и различий между объектами в разных классификационных группировках. |
|
Таким образом преимущества одного метода классификации выступают в качестве недостатков другого, т.е. обе разновидности дополняют друг друга, поэтому в некоторых случаях их используют совместно. При классификации разными методами применяются общие и специфические правила. Общим правилом для иерархического и фасетного метода является выбор разновидности метода классификации в зависимости от его целевого назначении.
К специфическим правилам классификации объекта при иерархическом методе относятся:
1. Первоочередность наиболее общих признаков при делении множества на подмножества.
2. Использование на каждой ступени только одного признака, имеющего принципиальное значение для этого этапа.
3. Разделение объектов последовательно от большего к меньшему, от общего к частному.
4. Выбор из множества признаков одинаковой степени общности наиболее существенных.
5. Необходимость установления оптимального числа признаков и ступеней, а так же глубины.
К специфичным правилам классификации объектов при фасетном методе относятся:
|
1. Примерно одинаковая значимость и независимость используемых классификационных.
2. Отсутствие общности классификационных признаков.
3. Возможность дополнения количества признаков.
Кодирование товаров.
Кодирование – это образование и присвоение кода классификационной группировки и\или объекту классификации.
Код - это знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и\или объекта классификации.
Присвоение кода осуществляется на основе определенных правил и методов:
1. Код должен иметь определенную структуру построения
2. Код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков.
3. Код должен способствовать упорядочиванию объекта.
Структура кода – это условное обозначение состава и последовательности расположения знаков ню.
Структура состоит из алфавита, основания, разряда и длины кода.
Алфавит кода – это система знаков, принятых для образования кода.
Основанием кода – называют общее число знаков в его алфавите.
Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.
Разряд кода – это позиция знака в коде.
Длина кода – это число знаков в коде без учета пробела.
Кодирование товара других объектов осуществляется несколькими способами, являющимися разновидностями метода кодирования.
Последовательный метод кодирования – это образование кода классификационной группировки и \или объекта классификации с использованием кодов, последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации.
Параллельный метод кодирования – это образование кода классификационный группировки и \ или объекта классификации с использованием кода независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.
Порядковый метод кодирования – это образование кода из числа натурального ряда.
Серийно-порядковый метод кодирования – это образование кода из чисел натурального ряда путем закрепления отдельных серий или диапазонов этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками.
Таблица - Достоинства и недостатки различных методов кодирования.
Метод | Достоинства | Недостатки |
1. Порядковый | Простота присвоения кода, экономичность использования кода в принятых классификаторах. | Отсутствие дополнительной информации об объектах, невозможность выделения общности и разници между объектами. |
2. Серийно-порядковый | Упорядочивание объектов по сериям, в результате чего появляется доп. Информация. | Требуется дополнительное распределение множества по объектам по определенным признакам. |
3. Последовательный | При малой значности кода большая информационная емкость. | Жесткость кода из-за строгого фиксирования последовательно кодируемых признаков. Сложность изменения в коде с целью введения новых признаков. |
4. Параллельный | Хорошая приспособленность для машинной обработки, гибкость кода облегчает введение необходимых изменений. | Недостаточная связь между отдельными группировками. |