Тема: Классификация и кодирование товаров.




Классификация товаров.

Классификация товаров - это разделение множества товаров на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект классификации это элемент классифицируемого множества. В товароведении таким множеством выступает товар из множества всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, а для производителей продукции и исполнителей услуг – товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности.

Признак классификации – это свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. (назначение, сырье, материал изготовления, способ производства, конструкция, вид, размер и т.д.)

Целью классификации является систематизация, а так же идентификация и прогнозирование свойств товара. Систематизация достигается путем установления последовательности и взаимосвязи определенных классификационных группировок, полученных конкретным методом классификации.

Существуют 2 метода классификации: Иерархический и Фасетный.

Иерархический метод классификации – это последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Особенностью метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различие основополагающих признаков основой деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку является ступень классификации.

Ступень классификации – это этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Каждая ступень и группировка выделена по своему основополагающему признаку. Количество признаков и ступеней определяет – Глубину классификации.

На рисунке глубина классификации иерархическим методом равна трем. На практике глубина классификации не превышает Десяти.

                                       
   
   
     
       
 
 
 
 
           

                                   
   
   
     
 
 
 
       
         
 
 
 
 

 


Рисунок 1 - Иерархический метод классификации товаров.

При необходимости увеличить число признаков, применяют фасетный метод.

Фасетный метод классификации это парадедьное разделение множество объектов на независимые классификационные группировки.

 

 

 


Рисунок 1 - Иерархический метод классификации товаров.

 

Особенностью метода является то, что разные признаки не связанны между собой.

Благодаря этому фасетная система отличается большей гибкостью, а так же возможностью ограничивать число признаков и группировок.

Примером фасетного метода может быть классификация вин: по срокам выдержки – молодые, марочные, коллекционные и т.д.; по цвету – белые, розовые, красные.

Таблица - Преимущества и недостатки иерархического и фасетного метода классификации.

Метод Преимущества Недостатки
Иерархический Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях. Высокая информативная насыщенность При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, трудность применения. При небольшой глубине: информационная недостаточность, неполный охват объектов и признаков.
Фасетный Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов. Невозможность выделения общностей и различий между объектами в разных классификационных группировках.

 

Таким образом преимущества одного метода классификации выступают в качестве недостатков другого, т.е. обе разновидности дополняют друг друга, поэтому в некоторых случаях их используют совместно. При классификации разными методами применяются общие и специфические правила. Общим правилом для иерархического и фасетного метода является выбор разновидности метода классификации в зависимости от его целевого назначении.

К специфическим правилам классификации объекта при иерархическом методе относятся:

1. Первоочередность наиболее общих признаков при делении множества на подмножества.

2. Использование на каждой ступени только одного признака, имеющего принципиальное значение для этого этапа.

3. Разделение объектов последовательно от большего к меньшему, от общего к частному.

4. Выбор из множества признаков одинаковой степени общности наиболее существенных.

5. Необходимость установления оптимального числа признаков и ступеней, а так же глубины.

К специфичным правилам классификации объектов при фасетном методе относятся:

1. Примерно одинаковая значимость и независимость используемых классификационных.

2. Отсутствие общности классификационных признаков.

3. Возможность дополнения количества признаков.

Кодирование товаров.

Кодирование – это образование и присвоение кода классификационной группировки и\или объекту классификации.

Код - это знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и\или объекта классификации.

Присвоение кода осуществляется на основе определенных правил и методов:

1. Код должен иметь определенную структуру построения

2. Код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков.

3. Код должен способствовать упорядочиванию объекта.

Структура кода – это условное обозначение состава и последовательности расположения знаков ню.

Структура состоит из алфавита, основания, разряда и длины кода.

Алфавит кода – это система знаков, принятых для образования кода.

Основанием кода – называют общее число знаков в его алфавите.

Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.

Разряд кода – это позиция знака в коде.

Длина кода – это число знаков в коде без учета пробела.

Кодирование товара других объектов осуществляется несколькими способами, являющимися разновидностями метода кодирования.

Последовательный метод кодирования – это образование кода классификационной группировки и \или объекта классификации с использованием кодов, последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации.

Параллельный метод кодирования – это образование кода классификационный группировки и \ или объекта классификации с использованием кода независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.

Порядковый метод кодирования – это образование кода из числа натурального ряда.

Серийно-порядковый метод кодирования – это образование кода из чисел натурального ряда путем закрепления отдельных серий или диапазонов этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками.

Таблица - Достоинства и недостатки различных методов кодирования.

Метод Достоинства Недостатки
1. Порядковый Простота присвоения кода, экономичность использования кода в принятых классификаторах. Отсутствие дополнительной информации об объектах, невозможность выделения общности и разници между объектами.
2. Серийно-порядковый Упорядочивание объектов по сериям, в результате чего появляется доп. Информация. Требуется дополнительное распределение множества по объектам по определенным признакам.
3. Последовательный При малой значности кода большая информационная емкость. Жесткость кода из-за строгого фиксирования последовательно кодируемых признаков. Сложность изменения в коде с целью введения новых признаков.
4. Параллельный Хорошая приспособленность для машинной обработки, гибкость кода облегчает введение необходимых изменений. Недостаточная связь между отдельными группировками.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: