ОПРОСНИК НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ К.ХЕКА И Х.ХЕСС.




ФОРМА II – ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ.

 

 

Пол: Дата: _______________

 

Отметьте, пожалуйста, перечеркивая крестиком, наиболее подходящий для Вас ответ из расположенных рядом с вопросами. Отвечайте, пожалуйста, быстро, не раздумывая.

 

 

1. Я постоянно забочусь о своем здоровье………………………………………………. Да Нет
2. Вы думаете, что Вы внутренне напряжены?.................................................................. Да Нет
3. Я часто размышляю так, что не могу спать…………………………………………... Да Нет
4. Я легко обижаюсь………………………………………………………………………. Да Нет
5. Мне трудно говорить с незнакомыми людьми……………………………………….. Да Нет
6. Бывает ли у Вас часто без причины чувство апатии или усталости?.......................... Да Нет
7. Иногда я опаздываю на встречу или на работу………………………………………. Да Нет
8. Я часто испытываю чувство, что незнакомые люди меня критически рассматривают…………………………………………………………....   Да   Нет
9. Беспокоят ли Вас иногда посторонние мысли, которые все время вертятся у Вас в голове, хотя Вы постоянно пытаетесь от них избавиться?............................   Да   Нет
10. Я довольно нервный…………………………………………………………………... Да Нет
11. Иногда я откладываю что-нибудь, что я должен сделать сразу……………………. Да Нет
12. Мне кажется, что меня никто не понимает………………………………………….. Да Нет
13. Я довольно быстро раздражаюсь…………………………………………………….. Да Нет
14. Мое поведение за столом дома менее культурно, чем в обществе………………... Да Нет
15. Я имел бы гораздо больше успеха, если бы не было плохого отношения ко мне... Да Нет
16. Я слишком долго переживаю из-за неприятностей, случающихся со мной………. Да Нет
17. Уже возможность того, что мне не повезет, раздражает меня……………………... Да Нет
18. У меня были очень странные и необычные приключения…………………………. Да Нет
19. Бываете ли Вы иногда попеременно то веселым, то грустным без видимой причины?....................................................................................................   Да   Нет
20. Иногда мне приходят в голову мысли и представления, о которых мне не хотелось бы рассказывать……………………………………………………...   Да   Нет
21. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?.......................................................... Да Нет
22. Среди людей, которых я знаю, некоторые мне не нравятся………………………... Да Нет
23. Днем я мечтаю больше, чем надо…………………………………………………….. Да Нет
24. Вы легко расстраиваетесь?............................................................................................ Да Нет
25. Мне часто надо бороться с собой, чтобы не показать свою застенчивость………. Да Нет
26. Я иногда говорю о вещах, в которых я мало понимаю…………………………….. Да Нет
27. Мне хотелось бы быть таким же счастливым, какими мне кажутся другие люди.. Да Нет
28. Иногда меня охватывает дрожь, озноб или начинает трясти………………………. Да Нет
29. Вы на каждое личное письмо отвечаете так быстро, как только можете?................ Да Нет
30.Часто Ваше настроение меняется без видимой причины или при наличии таковой?.............................................................................................................   Да   Нет
31. Бывает ли у Вас иногда чувство страха без действительной опасности?................. Да Нет
32. Я не всегда говорю правду……………………………………………………………. Да Нет
33. Критика и ругань меня сильно оскорбляют…………………………………………. Да Нет
34. У меня бывают периоды времени, когда я настолько неспокоен, что не могу усидеть на месте……………………………………………………………...   Да   Нет
35. Вы иногда слишком много заботитесь о незначительных вещах?............................ Да Нет
36. Иногда у меня бывает плохое настроение………………………………………….... Да Нет
37. Я часто недоволен……………………………………………………………………... Да Нет
38. Мне трудно сосредоточиться на определенной работе или задаче………………... Да Нет
39. Я делаю многое, о чем потом сожалею……………………………………………… Да Нет
40. Чаще всего я счастлив……………………………………………………………….... Да Нет
41. У меня мало уверенности в себе……………………………………………………... Да Нет
42. Время от времени я теряю терпение и злюсь……………………………………….. Да Нет
43. Иногда я действительно чувствую себя бесполезным……………………………… Да Нет
44. Иногда я чувствую себя просто скверно…………………………………………….. Да Нет
45. Я много размышляю…………………………………………………………………... Да Нет
46. Я страдаю от того, что чувствую себя неполноценнее, чем другие……………….. Да Нет
47. У меня иногда все болит……………………………………………………………… Да Нет
48. Время от времени я бываю немного хвастливым…………………………………... Да Нет
49. Порой у меня бывают кошмары……………………………………………………… Да Нет
50. У меня расшатаны нервы……………………………………………………………... Да Нет
51. Мне трудно найти тему для беседы, если я разговариваю с человеком, с которым я только что познакомился………………………………………………...   Да   Нет
52. Самые тяжелые сражения я должен вести с самим собой………………………….. Да Нет
53. Иногда я немного сплетничаю……………………………………………………….. Да Нет
54. Бывало ли у Вас иногда чувство больших, непреодолимых трудностей?................ Да Нет

 

Проверьте, на все ли вопросы Вы ответили.

 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Сначала подсчитывается балл по так называемой шкале установки, состоящей из 12 вопросов, включенных в общий список. За ответ «Да» на вопросы 21, 29 и ответ «Нет» на вопросы 7, 11, 14, 22, 26, 32, 36, 42, 48, 53, входящие в названную шкалу, начисляется по одному баллу. Затем полученную сумму надо найти в левой колонке Таблицы 1 и перевести «сырые» баллы в показатель шкалы установки в зависимости от пола испытуемого.

Таблица 1.

БАЛЛЫШКАЛЫУСТАНОВКИ

 

∑ установки Мужчины Женщины
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

Далее подсчитывается количество ответов «Да» на остальные вопросы: за каждый такой ответ начисляется 1 балл; за ответ «Нет» – 0. Полученные баллы суммируются с показателем по шкале установки, что и дает итоговый результат по опроснику.

 

Таблица 2.

НОРМЫ

 

  Мужчины Женщины
Без признаков невротизма до 23 до 25  
Промежуточный статус 24 – 27 26 – 29  
Высокая вероятность невротизма от 28 от 30  

 

АНАМНЕЗ

В «жизненной истории» испытуемого указывается его социальное происхождение и положение, пол, возраст, информация о семье – полная/неполная, семейная атмосфера и педагогика. Кратко сообщаются сведения о школьных годах обследуемого, степени успешности учения, контактах с одноклассниками и учителями. Выбор вуза – самостоятельный или по совету либо под давлением старших, прежде всего, родителей. Поступление в вуз или среднее специальное учебное заведение, будущая профессия и отношение к ней, академическая успеваемость, взаимоотношения с однокурсниками. В случае занятости респондента работой (временной или постоянной после окончания учебного заведения) называется ее место, должность, продуктивность деятельности, статус в коллективе, оценка испытуемого администрацией.

Если у обследуемого имеется собственная семья, приводятся данные о ее образовании и существовании, климате в семье, положении респондента в ней.

Как обнаруживается, лица с «триадой риска» отличаются наличием опыта неуспеха в жизни. Он может иметь самые разные причины: тяжелые болезни, травмы (физические и психические, например, раннее сиротство вследствие утраты родителей в автомобильной катастрофе), неудачи при поступлении в вуз или учебе в нем, трудности на работе, родительский гиперконтроль и т.д. Поэтому целесообразно при сборе анамнестических данных обратить особое внимание на отсутствие или, напротив, присутствие у испытуемого опыта неуспеха и его причины.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

По своему назначению в психодиагностике анамнез содержит факты жизни обследуемого и его отношение к ним. Психологический портрет представляет собой первичное описание свойств респондента применительно к данной психодиагностической схеме, требующей охарактеризовать самооценку индивидуума и уровень притязаний по их высотам, степень тревожности испытуемого, его толерантность к препятствиям или фрустрированность. Эти сведения очень важны, но они строятся не по принципу свободного описания, а формируются на основе анамнестических фактов или подкрепляются результатами наблюдения за поведением субъекта.

 

ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА

В отечественной психологии исходным для анализа самооценки служит традиционное представление о том, что она функционирует как часть самосознания. При всей бесспорности такого положения, оно кажется слишком общим, задающим лишь ракурс анализа. Необходимо найти формы соотношения самосознания и самооценки, установить место последней в его структуре. В связи с этим неизбежно встает вопрос об уточнении самого понятия «самооценка». Следует признать, что ни у нас, ни за рубежом нет общепринятого определения данного концепта. Можно констатировать наличие отдельных интерпретаций, зависящих от частного психологического направления или ориентации. Разумеется, каждый исследователь, приступая к изучению феномена самооценки, задается вопросом, что это такое. И на первый взгляд здесь нет особых затруднений. Со словом «самооценка» привычно ассоциируется явление оценки себя человеком по какому-либо отдельному качеству или потенциалу в целом. Сложности возникают тогда, когда появляется необходимость сопоставления понятия «самооценка» с другими терминами из сферы психологии «Я»: «образ себя», «отношение к себе» и т.п.

При отсутствии общепринятого определения самооценки, в психологии сформирован все же более или менее устоявшийся взгляд на ее онтологический статус. В зарубежной литературе принят термин «Я-концепция», обозначающий совокупность всех представлений индивида о себе (Бернс, 1986). В «Я-концепции» выделяется описательная составляющая в качестве когнитивной подструктуры, называемая «образом-Я», и эмоционально-ценностное отношение человека к себе, именуемое «самоотношением». Поведенческие реакции, порождаемые образом-Я и самоотношением, конструируют поведенческий компонент концепции-Я. Самооценка в этой трехчастной схеме чаще всего прямо отождествляется с эмоционально-ценностным отношением субъекта к себе, реже – с образом-Я либо концепцией-Я в целом. Нетрудно видеть, что при подобном подходе, типичном для западной психологии, самооценка как отдельный, самостоятельный предмет анализа полностью исчезает, и мы приходим к потере важнейшего личностного образования, роль которого в жизни человека, без преувеличений, трудно переоценить. Но сложившаяся ситуация в сущности ничем не оправдана.

Самооценка – это специальная функция самосознания, не сводимая ни к одному из названных элементов. Образ-Я фиксирует знание субъекта о себе, будучи комплексом сведений данного человека о нем самом и отвечая на вопрос: «Что Я имею, чем обладаю?» Самооценка отражает присутствие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация наличного потенциала, а именно его оценка, т.е. установление значимости, ценности субъекта с точки зрения избранной им ценностной системы, поэтому оценка себя отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, насколько это значимо, ценно. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное либо негативное, с чертами отрицания, неприятия. Понятно, что знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, которая в свою очередь способна задать модус самоотношения. Таким образом, самооценка как таковая автономно является очень важным, если не ключевым элементом самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самоприятия субъекта, его удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе, но знаний особых, прошедших оценку, поэтому имеющих более высокий порядок.

Для аргументации развиваемого положения существует, по крайней мере, два рода фактов: разновременность «созревания», т.е. начала действия отдельных элементов самосознания и нетождественность их параметров.

Совершенно ясно, что, например, младший дошкольник имеет определенный образ себя и известное отношение к себе, являющееся транслированным и усвоенным отношением к ребенку других, главным образом взрослых. Но дошкольник не способен выполнить функцию само-оценки, в лучшем случае он актуализирует оценочную позицию окружающих относительно себя. Это – причина, по которой уровень притязаний ребенка 2-3 лет в школе К.Левина назывался рудиментарным: ребенок может выдвинуть цель и даже совершить действие по ее реализации, но он не в состоянии оценить достигнутый результат, т.е. провести само-оценку исполненной акции. Самооценка – довольно позднее образование, ее появление издавна датируется подростковым возрастом, что подтверждено исследованиями Е.И.Савонько (1972), где был показан момент перехода ребенка в его поведении с внешней оценки на самооценку – 13 лет. По последним данным (Бороздина, Пукинска, 2010), самооценкой обладают уже 10-летние дети.

Второй ряд аргументов состоит в несовпадении уровней самоотношения и самооценки. При ее изучении на протяжении взрослости и старости часто регистрируется несоответствие высоты оценки себя субъектом и его самоотношения (Бороздина, Молчанова, 2001), свидетельствующее о неидентичности рассматриваемых конструктов.

Итак, три образования: образ себя, самооценку и самоотношение не следует смешивать – это разные элементы самосознания. Несомненно, что в онтологии они слиты, особенно на стадии взрослости, у ставшего самосознания. Разделить их можно только в анализе, но это необходимо, чтобы уяснить природу и сущность самооценки, выделив ее предмет, не редуцируя его к другим (Бороздина, 2011б).

 

«САМООЦЕНКА» – МОДИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА

ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН.

 

 

ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА

Испытуемым предлагается набор шкал самооценки в виде буклета бланков с изображением вертикальной линии постоянной длины – 12 см. Оптимальный размер графических шкал составляет величину около 15 см (Hennig, Schatzskalen,1975; Измайлов, Михалевская, 1983). Шкала имеет чуть заметную точку посередине, проставленную во избежание ошибок глазомера. В правом верхнем углу бланка обозначено название шкалы. По содержанию набор шкал включает, помимо стандартных: «здоровье», «ум», «характер», «счастье» (Рубинштейн, 1970), ряд дополнительных, соответствующих возрасту обследуемых (18 - 35 лет – Бороздина, Молчанова, 2001).

На шкале «почерк», называемой нулевой, – содержательно нейтральной, не использующейся в обработке и предназначенной только для объяснения задания, обследуемому дается инструкция: «На этой оси расположены все люди мира по красоте и четкости почерка. На верхнем конце – каллиграфы, на нижнем – люди с очень плохим почерком. Укажите, пожалуйста, свое место на оси, отметив его горизонтальной черточкой (). Вас удовлетворяет такая позиция, например, в применении к подписи? (Обычно следует ответ “нет” или “не совсем”). Где бы Вы хотели быть в идеале? Покажите крестиком (х). Это положение достижимо? (Обычно также следует ответ “нет”). А где бы Вы могли быть, если бы приложили дополнительные усилия? Что для Вас достижимо? Сделайте пометку большой точкой (●). Итак, сейчас Вы здесь, хотели бы быть на таком уровне, достижима для Вас эта позиция. Теперь шкала “здоровье”. Попробуйте разметить ее сами». Испытуемый заполняет шкалу, экспериментатор контролирует правильность выполнения инструкции. По ее освоении остальные шкалы обследуемые заполняют самостоятельно. Экспериментатор лишь наблюдает за ними, отмечая все поведенческие реакции, что фиксирует в протоколе незаметно для участников опыта, находясь на некотором отдалении от них и делая вид, что занят чем-то своим.

За выполнением задания следует клиническая беседа, являющаяся не менее, если не более важной частью эксперимента, будучи его верификационным, проверочным этапом. Цель клинического интервью – понять причину высоты проставленных отметок за счет предельно четкого объяснения респондентами их графических позиций, и эта цель может считаться достигнутой, если комментарии обследуемых соответствуют полученным отметкам, ясно раскрывая их: аргументация должна быть доказательной.

Особо детализованно обсуждаются отметки на шкалах: «ум», ибо далее высота самооценки по уму будет сравниваться с уровнем выбора цели в экспертизе интеллекта; «я в целом», где важно установить, по каким частным аспектам формируется интеграл «я в целом» как приближение к общей или обобщенной самооценке; «будущее», где надо выяснить протяженность временной перспективы и ее содержательное (событийное) наполнение, а также на шкалах, проблемных для испытуемого, отметки на которых, как правило, имеют снижение в профиле.

В процессе обсуждения графических позиций идеальной самооценки кратко рассматривается обоснование их высоты, возможность реализации и роль в регуляции поведения. То же делается применительно к анализу достижимой самооценки: выясняются причины ее высотной локализации, объем и род дополнительных усилий, регуляционная роль в поведении.

При ведении клинического интервью следует ясно представлять себе анамнез испытуемого, способный, с одной стороны, оказать помощь в беседе, в случае необходимости задав ее направление, прояснить аргументацию респондента, с другой – обеспечить собственное уточнение и расширение. Эксперимент предполагает аудиозапись с регистрацией инструкции и клинической беседы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: