ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ




По инструкции обследуемый должен проставить три отметки о самооценке, отражающие: его реальную позицию (есть), идеальную (хотел бы) и достижимую (могу). Соединение соответствующих отметок по каждому из названных элементов самооценки дает три ее профиля, представляющие реальную, идеальную и достижимую оценку себя субъектом, что приведено на рис. 1, где шкалы исполнены в натуральную величину во избежание возможной ошибки при изменении их масштаба. Графические данные, выверенные в клиническом интервью и сопоставленные с анамнезом, содержат емкую информацию об уровне самооценки респондента, включая три ее профиля. Их высотная квалификация осуществляется по критерию попадания 2/3 отметок (6 из 9 – по количеству шкал) в одну из зон, полученных делением 12-сантиметровой шкалы на три равных части: высокую, среднюю, низкую, или в какую-либо из смежных: средне-высокую или средне-низкую (рис.1).

Для целей диагностики по данной схеме наибольший интерес представляет реальная самооценка: высота ее общего профиля и уровень оценки на шкале «ум». Применительно к примеру, приведенному на рис.1, можно сказать, что это – высокая самооценка. Ее реальная кривая пролегает в верхнем секторе. Профиль имеет небольшие подъемы и спады, обоснованные в клиническом интервью и подкрепленные анамнестическими данными. Снижение на шкале «академическая успеваемость/ профессиональное мастерство », например, поясняется переживанием нового этапа в жизни испытуемого: «… потому что работа новая. Пока не освоил всего, учусь, много деталей, нюансов… Потому выше –

Рис. 1. Профили самооценки: ♦ – реальная; ■ – достижимая; ▲ – идеальная.

Шкалы самооценки (СО): 1 – здоровье; 2 – ум; 3 – характер; 4 – счастье; 5 – академическая успеваемость / профессиональное мастерство; 6 – социальные контакты; 7–внешность;

8 – я в целом; 9 – будущее.

 

пока – поставить не могу, нужно время». По анамнезу респондент – финансовый аналитик, недавно получивший в крупной фирме желаемую должность, которую и осваивает. Подъем на шкале «ум» поясняется таким образом: «Ум … здесь и знания, конечно, и готовность свое незнание быстро поймать, но главное – широкий взгляд, панорамавидеть сразу суть и взаимосвязи. Я это могу, и лучше многих, но не всегда так быстро, как хотелось бы». Последним и обусловлен относительно небольшой подъем. Примерно такая же позиция на шкале «счастье» сопровождается следующим комментарием: «Счастье… когда жизнь интересна, когда работа дает возможность развиваться, чтобы горизонт видеть, и кормит хорошо. Не в деньгах счастье, но без них … [это] необходимое, но не достаточное условие. … [надо], ч тобы был свой круг людей, друзья. Семья, конечно, дети. У меня на данный момент на первом месте работа, причем такая, какую давно хотел, а вот на общение мало времени остается», что испытуемый предполагает наверстать в дальнейшем. Шкала «будущее», отметка на которой является самой высокой в профиле, получает и соответствующую аргументацию: «Я знаю, чего я хочу и что для этого нужно делать, и делаю. Всегда есть внешние обстоятельства, которые от человека не зависят, но это просто разные условия заданные, действую в них, выбираю способы все равно я».

Идеальный профиль самооценки, как видим на рис.1, проходит несколько ниже краевых позиций шкал, испытуемый не стремится к предельно высоким отметкам, что нехарактерно для нормы. Профиль достижимой самооценки занимает положение приблизительно в полуинтервале между идеальной и реальной кривыми, что соответствуют возрастной норме.

Помимо высоты, самооценку можно характеризовать по параметру устойчивости-неустойчивости. Критерием последней служит наличие резких изменений позиций на шкалах в пределах одного или двух секторов (рис. 2 а).

 

а) б)

Рис. 2 Примеры неустойчивого (а) и грубо неустойчивого (б) профиля реальной самооценки.

Шкалы СО: 1 – здоровье; 2 – ум; 3 – характер; 4 – счастье; 5 – академическая успеваемость / профессиональное мастерство; 6 – социальные контакты; 7 – внешность; 8 – я в целом;

9 – будущее

 

 

В случае, если из 9 отметок по три из них попадают в разные секторы, профиль квалифицируется как нелокализуемый и при диагностике «триады риска» исключается из обработки ввиду невозможности строго установить высоту самооценки (рис. 2б).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Относительно примера, данного на рис.1, можно заключить, что график реальной самооценки испытуемого высок и достаточно устойчив. Отметка на шкале «ум» также высока, образуя подъем в профиле. Демонстрируемые позиции и их изменения по шкалам ясно аргументированы, соответствуя анамнестическим данным.

Кривая идеальной самооценки проходит высоко, но не задевает вершин шкал, ввиду того, что эти участки представляются обследуемому некоторой абстракцией, достижения чего он, по понятным причинам, не преследует. Позиции идеальной самооценки для респондента реализуемы, и в относительно недалеком будущем, выполняя роль важного ориентира в поведении.

Профиль достижимой самооценки пролегает примерно в полуинтервале между идеальной и реальной кривыми, что, как было сказано, соответствует возрастной норме. Отметки, относящиеся к достижимой самооценке, составляют для испытуемого некий переходный рубеж между реальным и идеальным статусами. Их достижение требует от обследуемого дополнительного времени и усилий, но реализация проставленных позиций позволяет укрепить профессиональное положение, перераспределить временной бюджет в пользу образования семьи, социальных контактов и других важных областей жизни, служа способом приближения к намеченному идеалу, являющемуся наиболее существенным в регуляции поведения.

 

ПОЧЕРК

 

 

 
 

 


 

 

 
 

 

 


 

 

 
 

 


 

ЗДОРОВЬЕ

 

 

 
 

 


 

 

 
 

 

 


 

 

 
 

 


 

УМ

 

 

 
 

 


 

 

 
 

 

 


 

 

 
 

 


 

 

ХАРАКТЕР

 

 

 
 

 


 

 

 
 

 

 


 

 

 
 

 


 

СЧАСТЬЕ

 

 

 
 

 


 

 

 
 

 

 


 

 

 
 

 


 

АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ/

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО

 

 
 

 


 

 

 
 

 

 


 

 

 
 

 


 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ

 

 

 
 

 


 

 

 
 

 

 


 

 

 
 

 


 

 

ВНЕШНОСТЬ

 

 

 
 

 


 

 

 
 

 

 


 

 

 
 

 


 

 

Я В ЦЕЛОМ

 

 

 
 

 


 

 

 
 

 

 


 

 

 
 

 


 

 

БУДУЩЕЕ

 

 

 
 

 


 

 

 
 

 

 


 

 

 
 

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: