А
Абордаж (от французского "abordage" - приставание к борту) - сцепка двух судов борт о борт для рукопашного боя. Тактический прием времен парусного флота.
Авангард(от французского "аvant" - впереди) - корабли, выдвинутые от главных сил в сторону противника.
Аванпорт - часть водного пространства порта или гавани, предназначенная для стоянки судов, ожидающих очереди входа в самый порт для погрузки или разгрузки у причальной линии средствами порта. При большом скоплении судов в порту погрузка и разгрузка их производятся и в аванпорте при помощи лихтеров, шаланд и других плавучих средств.
Авария - значительное повреждение самого корабля или его боевых или технических средств.
Авизо(от итальянского "avviso" - уведомление) - судно при эскадре, предназначенное для посыльной, и разведывательной службы в XVIII-XIX вв.
Аврал - работа на корабле, в которой принимает участие одновременно весь личный состав или значительная его часть.
Адмирал - лицо высшего начальствующего состава флота. В России XIX века адмиральских чинов было четыре: генерал-адмирал, адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал. В большинстве других государств число адмиральских чинов 3, но в Англии их четыре, а во Франции два.
Адмиральский флаг - флаг, поднимаемый на мачте корабля, на котором находится адмирал.
Адмиралтейский якорь - якорь с двумя неподвижными рогами, имеющими на своих рогах треугольные лапы, и штоком, - укрепленкым на верхней части веретена в плоскости, перпендикулярной плоскостй рогов. Название "адмиралтейский якорь" появилось в 1352 году после больших натурных испытаний якорей различных конструкций, проведенных Британским адмиралтейством.
|
Амбразура - отверстие в башне или в орудийном щите для выхода дульной части орудия наружу.
Анкерок - бочонок в одно, два, три ведра и больше; употребляется для вина, уксуса и пр., а также для водяного балласта на шлюпках.
Армада - в переводе с испанского: флоты, эскадры. Слово это получило известность со времен обозначения им экспедиции короля Филиппа II в Англию в 1588 году, названной им "Непобедимой армадой". Экспедиция, как известно, закончилась полным разгромом испанцев. В современном понимании армада стала нарицательным именем - так называют теперь всякую плохо организованную и слабо обученную эскадру (соединение, флот).
Артель - объединение матросов или солдат в русском флоте или армии в целях организации питания из общего котла, за счет положенных им на продовольствие денег. Хозяйством артели ведал артельщик, избираемый солдатами или матросами. Артельщик утверждался старшим офицером корабля.
Арьергард(от французкого "arriere" - задний) - корабли, прикрывающие флот или эскадру сзади во время доходного движения.
Ахтерлюк - погреб на судне для хранения мокрой провизии, а также вина и уксуса.
Ахтерштевень - вертикальный брус, образующий кормовую оконечность киля судна. К ахтерщтевню подвешивается руль.
Б
Бак - передняя часть палубы от оконечности судна до фок-мачты.
Бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.
Бакштов - трос, выпущенный за корму стоячего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.
|
Балл - число, обозначающее силу ветра иди волны по какой-нибудь шкале. По принятой у нас шкале Бофорта сила ветра обозначается от 0 (полный штиль) до 12 (ураганный ветер) баллов, а волны - от 0 до-9.
Балласт - груз, принимаемый на судно для улучшения его мореходных качеств.
Балясина - точеный реек, служащий ступеныкой у штормтрапа.
Банка - 1) мель в море среди глубокого места; 2) поперечная доска в шлюпке, служащая сиденьем для гребцов.
Барабан шпиля - вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.
Барбарский корабль - однопалубный корабль, прототипом которого были так называемые берберийские суда XVI-XVII вв., плававшие у берегов Алжира и Туниса. Имел 2 мачты с прямымд и 1 - с косыми парусами. Длина 32-36 м, ширина 7-10 м; вооружение 34-44 орудия.
Баркалон - парусно-гребное судно длиной ок. 35 м, шириной до 9 м, осадкой до 2,5 м; вооружение 26-44 орудия.
Баркас - самое большое гребное судно для перевозки людей и грузов.
Баталер - кондуктор, или унтер-офицер хозяйственной специальности, заведующий денежным, пищевым и вещевым довольствием.
Батарейная палуба - следующая из палуб, идущих ниже верхней; на ней устанавливается средняя артиллерия.
Бензель - перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом.
Беседка - деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сидением при подъеме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт. Беседка для патронов служит для подачи патронов из патронных погребов к пушкам. В патронных погребах снаряды и патроны, хранящиеся подвешенными на рельсах в особых металлических беседках, подкатываются к элеватору, поднимаются в нем вместе с беседкой в орудийную башню или могут быть подвезены к любой пушке батарея.
|
Бизань - общее название последней мачты у парусных кораблей.
Бимс - брусья, или стальные балки, положенные поперек корабля на концы шпангоутов и служащие основанием палубы, а также для поперечного крепления корпуса судна.
Битенг - деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.
Бить склянки - бить в судовой колокол положенное число склянок (см. это слово).
Блок со свитнем - блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа.
Блоки - простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.
Блокшив (от немецкого "blockschiff" - корабль, закрепленный на месте) - корпус старого судна, используемый в порту у постоянного причала как плавучий склад или казарма.
Боевая рубка - надежно бронированное помещение, где сосредоточено во время боя все управление кораблем.
Боевей коэффициент - см. коэффициент.
Боевой фонарь - см. прожектор.
Бом-брам-рей - четвертый снизу рей на мачте.
Бомбовый погреб - помещение на судне для хранения снарядов.
Бомбардирсжий корабль - парусный 2-3- мачтовый корабль с повышенной прочностью корпуса. Впервые появились во Франции в 1681 г. Вооружались 2-18 орудиями крупного калибра и 8-12 орудиями малого калибра. Предназначались для борьбы с береговыми укреплениями. В русском флоте существовали до 1828 г.
Бон - плавучее заграждение из бревен, бочек или железных ящиков, связанных между собою цепями или тросом; служит для защиты места стоянки флота от неприятельских миноносцев, подводных лодок и быстроходных катеров.
Бот (от голландского "boot" - лодка) - общее название небольших парусных или парусно-гребных кораблей.
Боцман - старший над всеми матросами и унтер-офицерами: заведует всеми работами по морской части и содержанием корабля в чистоте.
Боцманмат - старший строевой унтер-офицер в царском флоте.
Брам-бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков стеньги.
Брам-гинцы - маленькие тали, ввязываемые в брам-фая.
Брамсель - прямой парус, подымаемый на брам-стеньге над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте - фор-бом-брамсель, на грот-мачте - грот-бом-брамсель и на бизань-мачте - крюйс-бом-брамсель.
Брам-стеньга - стеньга является продолжением мачты, а брам-стеньга - продолжением стеньге.
Брам-файл - снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, им же поднимают реи над бом-салинг при постановке брамселей.
Брандвахта - судно на рейде или в гавани, наблюдающее за входящими судами.
Брандер - судно, предназначенное для закупорки неприятельских баз путем затопления его на входных фарватерах.
Брас - снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).
Брашпиль - машина для подъема якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.
Брейд-вымпел - широкий вымпел; поднимался на судах в знак присутствия лиц императорской фамилии, морского министра, главного командира порта или начальника отряда судов, не имеющего адмиральского чина.
Бриз - ветер, дующий с берега в море и с моря на берег; в первом случае называется береговым бризом, а во втором - морским.
Бриг - военный 2-мачтовый корабль, предназначенный для разведывательной, крейсерской и посыльной службы. Вооружался 10-24 орудиями, обладал хорошими мореходными и маневренными качествами.
Бригантина (от французского "briganol" - разбойник) - 2-мачтовое парусное судно ХVII-ХIХ вв. с прямыми парусами на передней мачте и косыми (треугольными) на задней мачте. Вооружение: 6-8 пушек. Использовался для разведывательной и посыльной службы, а также для перевозки войск и грузов в прибрежных районах.
Бросательный конец - линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы.
БРТ - Брутто - регистровая тонна. 1 БРТ = 2,83 куб.м. (100 англ. куб. футов). Применяется для измерения вместимости судна.
Бугель - плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.
Бугель с обухами - стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).
Буйреп - трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.
Буксир - 1) трос, при помощи которого буксируют судно; 2) пароход, служащий для буксировки судна.
Булинь - снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого пapyca.
Бухта - 1) небольшой залив; 2) трос или снасть, свернутая цилиндром, кругом или восьмеркой.
Бушприт - рангоутное дерево, укрепленное на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. K бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов - кливеров.
Бык-гордень - снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.
В
Ванты - проволочные или пеньковые снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются с боков и сзади мачты, стеньги и брам-стеньги.
Ватерлиния - грузовая черта, по которую судно углубляется в воду.
Вахта - особый вид дежурства на судне, для несения которого выделяется часть личного состава. Вахтами также называются определенные промежутки времени суток, в течение которых несется эта служба одной сменой. В этом смысле сутки на военных судах обычно делятся на пять следующих вахт: 1) с полудня до 6 часов вечера, 2) с 6 часов вечера до полуночи, 3) с полуночи до 4 часов утра, 4) с 4 часов до 8 часов утра и 5) с 8 часов утра до полудня. Люди, сменившиеся с вахты, называются подвахтенными.
Вахтенный журнал - шнуровая книга, в которую заносятся все события из жизни корабля и лиц, на нем плавающих, случаи сношений с другими кораблями и вообще все обстоятельства, плавания: курс, направление и сила ветра, ход, крен, температура воды и воздуха, состояние погоды, моря и неба, число оборотов машины и т. д. Журнал подписывается вахтенным начальником.
Вахтенный начальник - офицер, правящий вахтой; ему подчинена вся вахтенная команда. Вахтенный начальник за все время своей вахты отвечает за безопасность корабля, за содержание его в постоянной исправности, за соблюдение порядка, за исполнение всех приказаний командира и старшего офицера (помощника командира судна).
Вельбот - легкая пяти-шестивесельная распашная шлюпка: смотря по тому, для какой цели служит, получает название адмиральского, капитанского или спасательного вельбота.
Вельпсы - выступы в виде ребер, сделанные на барабане шпиля, чтобы наматываемый трос не скользил.
Веретено якоря - массивньй стержень, к нижней части которого прикреплены pora адмиралтейского якоря или лапы втяжного.
Верп - вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия судна с мели путем его завоза на шлюпках.
Верфь - место постройки судов на берегу моря, озера или реки.
Верхняя палуба - верхний помост, или пол на корабле; носовая часть ее называется баком, затем следует шкафут, питом - шканцы и, наконец, самая кормовая часть верхней палубы называется ютом.
Вест - запад.
Вестовой - денщик на кораблях царского флота.
Взять рифы - уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных пapycов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру на к рее у прямых.
Водоизмещение - объем воды, вытесняемой судном. Вес этого объема равен весу судна.
Ворса - кусни пенькового троса (веревки), распущенные на пряди и каболки.
Выбирать слабину троса - обтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.
Выбленки - отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.
Вымпел - длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на брам-стеньге; поднимается на кораблях с начала кампании и спускается с окончанием ее.
Выстрел - горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное под водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна.
Г
Гавань - часть рейда, огражденная естественно или искусственно от ветра и волнения и представляющая удобную стоянку для судов.
Гак - железный или стальной крюк.
Гакаборт - верхняя часть на кормовой оконечности судна.
Гакабортный огонь - белый огонь, который держат на гакаборте.
Галеас (от итальянского "galeazza" - большая галера) - парусно-гребной военный корабль в XVI-XVII вв. промежуточный тип судна между галерой и парусным кораблем. Длина ок. 80 м, ширина до 9 м, один ряд весел, 3 мачты с косыми парусами, экипаж более 800 чел., вооружение: до 70 пушек и таран.
Галера - деревянный гребной-военный корабль с 1 рядом весел и 2-3 мачтами. Впервые появились в УП в. в Венеции. В России появились при Петре I. Длина до 60 м, ширина до 7,5 м, до 50 весел на борт (длина весла до 15 м, 5-7 гребцов на весло). В бою передвигались только на веслах со скоростью до 7 уз. (13 км/ч). Успешно применялись на мелководье и в шхерных районах Финляндии. Галерники - каторжане, отбывавшие свое наказание в старые времена на галерных (гребных) судах; работали на веслах; галерников иногда приковывали к своим рабочим местам.
Галета - сухарь из ржаной или пшеничной муки, употреблявшийся на кораблях военного парусного флота при отсутствии хлеба.
Гальванер - специалист, назначаемый для обслуживания артиллерийской электротехники.
Гальюн - отхожее место на корабле.
Гафель - наклонное рангоутное дерево, одним своим концом упирающееся в мачту сзади; на другом его конце на ходу поднимается кормовой флаг.
Гемам - парусно-гребной фрегат шведского флота. Вооружение: 18-32 орудия.
Гик - горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого пapyca.
Гинцы - небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.
Гитовы - снасти летучего такелажа, служащие для уборки прямых паруcoв и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.
Гордень - снасть, проходящая через один одношкивный блок. Горловина - круглое или овальное отверстие, служащее для доступа в трюмы, цистерны и т. п.; закрывается водонепроницаемой крышкой.
Грот - 1. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-грею. 2. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.
Грот-мачта - Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей.
Гукор (от английского "hooker" - гукер, гукар) - парусное судно грузоподъемностью 60-200 т с 2-3 мачтами. Использовалось как транспортное судно. Иногда вооружалось несколькими орудиями.
Гюйс - особый флаг, который поднимается на носу военного корабля 1-го и 2-го ранга, стоящего на якоре.
Д
Дальномер - прибор для измерения расстояния.
Двойное дно, идя внутреннее, делается почти на всех военных судах и на больших коммерческих пароходах; служит для предохранения от последствий днищевых пробоин, а также, с целью увеличить крепость корпуса. Пространство между внутренним дном и наружным называется междудонным и подразделяется непроницаемыми продольными и поперечными перегородками на отсеки, которые остаются порожними или используются для хранения пресной воды, нефти и пр.
Девиация - отклонение компаса, происходящее от влияния на него корабельного железа.
Дек (от английского "deck" - палуба). Название артиллерийских палуб на парусных военных кораблях. При наличии 2 или 3 арт. палуб (не считая верхней, где размещались орудия открытой батареи) корабли назывались двух- или трехдечными.
Десант - высадка военных частей или морского отряда на берег для военных действий на побережье.
Дирик-фал - снасть бегучего такелажа, служащая для подьема.
Диспозиция - план расположения кораблей для стоянки на рейде.
Дифферент - разность углубления носа и кормы.
Док - бассейн, который может быть осушен; в него вводятся суда для починки. Бывают и плавучие доки.
Драек - инструмент для такелажных и парусных работ, представляющий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заостренными концами. Употребляется как рычаг при выдрайке концов.
Драйреп - снасть для подъема марса-рея.
Дректов -- якорный канат шлюпочного якоря (дрека).
Дрейф - отклонение движущегося корабля от намеченного пути под влиянием ветра, течения, сильной волны и напора льдов.
Лечь в дрейф - расположить паруса таким образом, чтобы от действия ветра на один из них судно шло вперед, а от действия его на другие - пятилось назад, вследствие чего судно держится почти на месте.
Дробь-атака - сигнал, который играли на горне и барабане для приготовления корабля к отражению атаки миноносцев.
Дробь-тревога - сигнал, который играли перед учением по боевому расписанию.
Дудка - свисток, которым подаются с вахты сигналы.
Дать дудку - передать по кораблю распоряжение вахтенного начальника, предварив его сигналом на судне; было присвоено боцманам и строевым унтер-офицерам.
Е
Ендова - медная посуда с носиком; в ендове вносили водку наверх для раздачи команде.
Есть - слово, заменяющее во флоте ответы: хорошо, слушаю, понял.
Ж
Жвака-галс - кусок цепи той же толщины, что и якорный канат. Жвака-галс крепится за обух, вделанный в корпус корабля скобою, называемой жвакагалсовою.
З
Заблокировать - прекратить морские сообщения противника или изолировать его морские силы в какой-либо базе морского театра.
Задраить - плотно закрыть.
Зюйд - юг.
И
Иллюминатор - круглое окошко с толстым стеклом на корабле.
Индикаторная площадка - площадка между верхними частями паровых цилиндров главной машины.
К
Кабельтов - 1/10 часть морской мили, равняется 185,3 метра; в море небольшие расстояния измеряют кабельтовыми.
Каболка - самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.
Каземат - бронированное помещение в борту; в нем ставят пушки среднего калибра.
Казенная часть пушки. - Орудие по наружной своей поверхности делится на две части: дульную часть - от переднего среза-орудия до цапф, и казенную часть - от цапф до заднего среза. Цапфами называют приливы с боков орудия, которыми оно ложится на станок.
Казенник - задняя часть орудия, навинченная на кожух орудия.
Калибр - диаметр канала орудия.
Калышка - петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.
Камбуз - корабельная кухня.
Канат - 1) якорная цепь, 2) трос более тринадцати дюймов в обхвате.
Канонерка, или канонерская лодка - корабль небольшого размера для действия у берегов и в реках, имеющий артиллерию среднего калибра.
Капитан 1-го ранга и капитан 2-го ранга - чины старшего командного состава царского флота, или иначе, - штаб-офицерские чины; следующие за ними - адмиральские чины.
Капрал - воинское звание в некоторых иностранных армиях, Соответствовавшее русскому ефрейтору. В русском флоте "капрал" - кличка унтер-офицеров.
Катер - десяти-щестнадцативесельная шлюпка легкой постройки.
Катер минный - небольшое паровое судно, вооруженное торпедным аппаратом. Прообраз современных миноносцев.
Катер паровой - небольшое паровое судно, поднимаемое на борт военных кораблей.
Каюта - комната на корабле.
Кают-компания - большая каюта для общего пользования командного состава.
Квартирмейстер - первое унтер-офицерское звание.
Киллихтер, Килектор (от голландского 'kiellichter" - плавучий грузоподниматель) - судно, оборудованное в носовой части грузоподъемным устройством.
Киль - продольный брус, идущий посредине вдоль днища судна по всей его днище и служащий основанием корпуса корабля или шлюпки.
Кильватер - см. строй.
Кингстон - всякий клапан в подводной части, служащий для доступа забортной воды внутрь корабля.
Клевант - 1. Конусообразный кусок твердого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался. 2, Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине. Употребляется для соединения флагов с фалами, на
которых они поднимаются. Клетень - слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, накладываемый вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
Клетневание - особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый ее шлаг перекрывал следующий. Покрыв таким образом весь трос клетневиной и укрепив ее концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
Кливер - косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты.
Клинкет - задвижной клапан; служит для перепускания воды в трюме из одного отделения в другое.
Клотик - кружок со шкивами на верхушке мачты или флагштока.
Клюз - сквозное отверстие в борту для пропускания якорного каната.
Клюз-сак - железная крышка, задраивающая клюз, чтобы при сильной волне через него не проникала вода на палубу.
Кнехт - парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием - плитой. Кнехты устанавливаются на палубе в носовой, кормовой части и бортов судна и служат для закрепленил тросов при швартовке.
Кноп - узел в виде утолщения на конце троса для удержания или закрепления его коренного конца.
Коечные сетки - особые лари на верхней палубе корабля, в которые укладываются койки.
Кожух - предохранительная металлическая покрышка механизмов для их частей.
Кок - корабельный повар, готовящих пищу для команды.
Кокор - цилиндрический мешок с порохом; служит для подачи зарядов из крюйт-камеры к орудиям.
Колышка - род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.
Комендор - матрос-артиллерист.
Комингс - порог вокруг люка, препятствующий стоку воды с палубы внутрь корабля.
Кондрики - наплечные галунные или тесемочные нашивки, которые носили унтер-офицеры.
Кондуктор - промежуточное звание между офицером и унтер-офицером. На кораблях - ближайшие помощники офицеров-специалистов.
Конец - всякая свободная снасть небольшой длины.
Конец коренной - условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.
Конец ходовой - условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.
Контр-галсом, или контр-курсом, означает, что корабли идут встречными курсами.
Коордонат - см. повороты.
Корабль новоизобретенный - тип военного корабля, применявшегося в русском флоте в период русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Отличался уменьшенными размерами, низкой прочностью корпуса, плохими мореходными качествами.
Корвет (от латинского "corbita" - корабль) - корабль парусного флота, предназначавшийся для разведки, посыльной службы, а иногда и для крейсерских действий. Вначале корвет - одномачтовое судно водоизмещением до 200 т, в первой половине ХVП? в. - 2-ыачтовое, затем 3-мачтовое судно водоизмещением 400-600 - т с открытой или закрытой батареей (14-32 орудия). В середине XIX в. появились колесные, а затем и парусно-винтовые корветы водоизмещением 800-3500 т со скоростью до 14 уз. (26 км/ч) с 12-32 орудиями на верхней палубе.
Кордебаталия (от французского "corps" - основная часть) средняя часть боевого порядка эскадры или флота.
Кортик - ручное оружие вроде небольшого кинжала, присвоенное начальствующему составу флота.
Коуш - металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.
Кофель-нагель - деревянный иди металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для завертывания на него снастей бегучего такелажа.
Кофель-планка - деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикрепленный горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта.
Коэффициенты боевые - числа, выражающие условно боевые качества военных кораблей по отношению к другим кораблям того же типа.
Крамбол - на парусных судах - деревянный брус, прикрепленный к скуле судна; служит для подъема якоря; "на современных судах заменен железной балкой. Выражение "на правый крамбол" или на "левый крамбол" определяет положение предмета, видимого с судна по направлению, на крамбол.
Крейсер - корабль, обладающий достаточной мореходностью, значительной скоростью хода, вооружением и районом действия; выполняет разведывательную и дозорную службу, несет охранение конвоируемых транспортов в море, ставит мины заграждения, участвует в крейсерско-набеговых операциях и т.п.
Крен - наклонение корабля набок от вертикального положения.
Кренгельс - кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж.
Крюйт-камера - корабельный погреб, в котором хранится порох; обыкновенно устраивается в подводной части судна.
Кубрик - 1) четвертая палуба на корабле, считая с верхней; 2) жилое помещение команды.
Курс - направление движения судна относительно стран света или относительно ветра.
Куттер - самое малое одномачтовое судно для несения дозорной и посыльной службы. Вооружалось 8-14 орудиями.
Л
Лавировать - идти на парусном судне переменными курсами (по ломаной линии).
Ластовые суда - малые суда, обеспечивающие базирование крупных военных судов.
Лаг - прибор для измерения скорости судна и пройденного расстояния.
Лайба - простая большая финская лодка с одной или с двумя мачтами, на каждой из которых по одному парусу. Раньше эти лодки употреблялись в окрестностях Петербурга для перевозки дров, сена и т. п.
Лебедка - машина для подъема тяжестей.
Легость - 1. Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи. 2. В торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец.
Леер - туго натянутая веревка, у которой оба конца закреплены; в частности, леером называют тонкий стальной трос, протянутый в два или три ряда между стойками по борту судна или на мостиках для ограждения открытых мест.
Линейный корабль - крупный артиллерийский корабль, имеющий основным назначением в бою наносить противнику мощные артиллерийские удары и оказывать наиболее упорное сопротивление его действиям.
Линек - короткая веревка, с палец толщиной, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте.
Линия баталии - боевой порядок парусных кораблей, построенных в колонну для артиллерийского боя.
Линь - тонкий растительный трос диамегром oт 3,8 до 11,2 миллиметров, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини.
Лисели - дополнительные паруса в форме трапеций, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах.
Лисель-реек - реек, к которому пришнуровываеся лисель.
Лисель-спирты - тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фор- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей.плетеные лини.
Лопарь - трос, основанный между блоками или юферсами.
Лопатить палубу - отжимать резиновой лопатой воду с мокрой палубы.
Лот - прибор для измерения глубин моря.
Лотлинь - линь или трос, к которому прикрепляется груз (гиря) лота.
Лоция - часть науки кораблевождения. Ока занимается подробным изучением морей и океанов и служит руководством, как располагать по ним курсы судна, минуя все опасности и применяясь к господствующим ветрам, течениям и другим местным условиям, и как совершать плавание по ним в кратчайший срок. Для этого в настоящее время в лоции описаны моря и океаны всего света, а также окружающие их берега и берега бесчисленных островов; почти везде изучены глубины, а опасные места обставлены предостерегательными знаками. Для всех морей составлены карты в том или ином масштабе. Все описания морей носят название руководств для плавания, или лоций, и, вместе с картами, составляют главные пособия для плаваний.
Лоцман - специалист по проводке судов в пределах определенного участка (пролива, входа в порт).
Люверс - круглая, обметанная ниткой или отделанная медным кольцом дырка в парусе, тенте и т. п.
Люгер - небольшое 2- или 3-мачтовое судно. Использовался для посыльной службы. Вооружение: 10-16 орудий небольшого калибра на открытой палубе.
Люк - отверстие в палубе, служащее для схода вниз.
M
Магазин - плавучий склад.
Магистральная паровая труба - главная паровая труба, принимающая пар от всех котлов на корабле.
Мамеринец - приспособление у артиллерийских башен, предохраняющее от попадания в зазор между броневой частью башни и палубой воды и мусора; заводится на время похода, когда ожидается свежая погода.
Манильский трос - трос, изготовленный из волокна листьев многолетнего травянистого растения абака - прядильного банана. Манильский трос крепче пенькового на 70% и легче на 25%, он не боится морской воды. Однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и не выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька.
Марка - несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки на конце троса для предотвращения. его расплетания.
Марс - площадка на мачте (марсовая площадка) - площадка на топе составной мачты, прикрепленная к лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и мелкокалиберные орудия.
Марса-гитовы - одна из снастей бегучего такелажа, с помощью которой убирают марсели.
Марса-драйреп - снасть бегущего такелажа марса-реев. На марса-драй-репах и марса-фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда марсель закреплен.
Марса-рей - рей, к которому привязывается марсель. Второй снизу рей на мачте.
Марсель - парус, который ставится между марсареем и нижним реем.
Марсовые матросы - специалисты по такелажным работам; на парусных судах - матросы, работающие на марсе.
Марсофлот - опытный моряк, знающий и любящий морское дело парусного периода; в настоящее время "марсофлот" произносится в ироническом смысле.
Мателот - соседний в строю корабль.
Мачта - вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д.
Маяк - искусственное сооружение, служащее для определения места судна при плавании вблизи берегов. Обыкновенно маяк представляет собой башню, на которой ночью зажигается огонь. На отмелях, идущих далеко от берега или на банках, ставят с этой же целью особые суда с фонарями, называемые плавучими маяками.
Мегафон - большой рупор, служащий для передачи приказаний и разговоров на большом расстоянии.
Миля морская - мера длины на море, равная 1,85 километра.
Мина заграждения - металлический шар, начиненный взрывчатый веществом; ставится в воду на якоре на путях движения судов. При прикосновении корабля к мине она взрывается и разрушает подводную часть его корпуса:
Минер - рядовой, специалист по минной части.
Мичман - первый офицерский чин в царском флоте.
Мол - портовое сооружение в виде выдающейся в море стенки, упирающейся одним концом в берег и служащей для ограждения порта от волнений в море и от течений.
Мостик - легкая возвышенная надстройка, над верхней палубой, защищенной от волны и ветра. На так называемом ходовом мостике сосредоточиваются все приборы, необходимые для управления судном на ходу.
Мусинг - кноп, сделанный не на конце снасти, а в середине.
Муссон - периодическяй ветер, изменяющий свое направление в зависимости от времени года. Муссоны наблюдаются главным образом в тропическом поясе.
Мушкель - такелажный инструмент в виде деревянного молотка.
Н
Навигация - отдел науки кораблевождения. В ней указываются способы определения точного местонахождения корабля при плавании в виду берегов и приближенного места нахождения в открытом море. Так же называется сезон, в который продолжается плавание в известном море.
Надраивать - начищать.
Найтовить - связывать веревкой, закреплять предметы.
Нактоуз - деревянный шкафик, на который устанавливается компас.
Неф - старинное парусное судно, ставшее по мере развития в XVI веке крупным кораблем с прямыми парусами и сильным артиллерийским вооружением; прообраз парусных кораблей.
Нок - конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафаля, рея и т. д.).
Норд - север.
Нория - бесконечная цепь с подаваемыми патронами из патронных погребов к пушкам.
О
Обер-аудитор - офицер, или военно-морской чиновник, производящий предварительные следствия по делам, возникающим на эскадре, а равно и ведущий переписку флагмана по судебным и дисциплинарным делам; вопросам юридическим и международного права.
Обух - болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части.
Огон - кольцо из троса, сделанное на конце или в середине его. Этим кольцом обычно снасть надевается на рангоутвое дерево.
Оплетка - конец снасти, заплетенной особым способом для предотвращения его от развивки. Обычно оплетками разделываются концы всего бегучего такелажа кроме того, оплетками покрывают сплесни на такелаже и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр.
Опреснитель - аппарат, служащий для опреснения забортной соленой воды.
Оптический прицел - прибор, служащий для наводки орудия на цель. Главная часть оптического прицела - зрительная труба.
Орудийный порт - окно в борту судна для орудия.
Орудийный расчет (орудийная прислуга) - личный состав, обслуживающий артиллерийское орудие согласно боевому расписанию.
Осадка - углубление корабля, измеряемое в футах или в метрических мерах.
Ост - восток.