Тема 5. Анализ инвестиционных рисков




 

Риск – потенциальная, численно-измеренная возможность потери. Риск проекта – степень опасности для успешного осуществления проекта.

Анализ рисков сводится к количественному и качественному анализам.

Качественный анализ позволяет установить конкретный вид риска, количественный – численно их измерить.

Классификация возможных проектных рисков:

- технико-технологические;

- маркетинговые;

- экологические;

- финансовые;

- риски обстоятельств непреодолимой силы;

- военно-политические;

- специфические.

Причинами технико-технологическогориска могут быть:

- недостатки технологии и неправильный выбор оборудования;

- нехватка квалифицированной рабочей силы;

- отсутствие опыта работы с импортным оборудованием у местного персонала;

- срыв поставок сырья, комплектующих;

- повышение цен на сырье, энергию;

- увеличение стоимости оборудования.

Маркетинговые риски возникают по следующим причинам: неправильный выбор рынков сбыта продукции, неверное определение стратегий операций на рынке, непродуманность, неотлаженность или отсутствие сбытовой сети на предполагаемых рынках сбыта.Для минимизации данных рисков особое внимание необходимо уделить такой проблеме, как привлечение внимания к товару, т.е. реклама. Цены на товар необходимо сравнить с ценами конкурентов, при этом необходимо учитывать затраты по транспортировке, складированию и хранению товара. При оценке конкурентоспособности своего товара необходимо провести реалистическую оценку своих сильных и слабых сторон

Основным видом финансовых рисков является риск неплатежей. Данный риск можно свести к минимуму, организовав хороший сбыт своей продукции, включая предоплату либо оплату по факту приобретения продукции.

Экологический риск может возникнуть вследствие аварии, неустойчивого законодательства в части требований к окружающей среде, что может дать властям право, изменив его, требовать прекращения работ по проекту.

К военно-политическим рискам относятся изменения торгово-политического режима и таможенной политики, изменения в налоговой системе, в валютном регулировании, изменения в системах экспортного финансирования, нестабильность страны.

К рискам обстоятельств непреодолимой силы относятся, например, такие:

- пожар на предприятии;

- прорыв системы водоснабжения;

- природные катаклизмы (землетрясения, наводнения, засуха, ураган и т.п.).

Для минимизации последствий таких рисков на предприятии необходимо создавать специальные резервные фонды, т.к. риски этого типа очень трудно оценить заранее. Также необходимо обеспечить должное состояние коммунальной системы и системы пожаротушения.

Специфические риски могут возникнуть вследствие поставки некачественных комплектующих к оборудованию, поэтому на предприятии необходимо организовать тщательную и налаженную работу отдела технического контроля, внимательно следить за поставками комплектующих.

При осуществлении вышеупомянутых рисков предприятие может понести потери в виде недополучения прибыли. Мероприятия по ликвидации последствий наступления этих рисков требуют значительных затрат. Все это может привести к увеличению срока окупаемости проекта.

 

Анализ чувствительности

Цель анализа чувствительности (sensitivity analysis) — выявить важнейшие факторы, так называемые "критические переменные", способные наиболее серьезно повлиять на проект и проверить воздействие последовательных (одиночных) изменений этих факторов на результаты проекта. В теории эксперимента анализ чувствительности называют однофакторным анализом. Результаты проведенного ранее качественного анализа рисков проекта являются базой, фундаментом при отборе факторов для количественного анализа.

Классификация факторов, варьируемых в процессе анализа чувствительности:

первая группа — факторы, влияющие на объем доходов (выгод) проекта;

вторая группа — факторы, влияющие на объем проектных затрат.

Варьируемые факторы, рассматриваемые на практике:

• показатели инфляции;

• физический объем продаж как следствие емкости рынка, доли предприятия на рынке, потенциала роста рыночного спроса;

• переменные издержки;

• постоянные издержки;

• требуемый объем инвестиций;

• стоимость привлекаемого капитала в зависимости от условий и источников его формирования (например, процент за кредиты).

В инвестиционном проектировании анализ чувствительности играет важную роль для учета неопределенности и выделения факторов, которые могут повлиять на успешный результат проекта. Кроме того, анализ чувствительности лежит в основе принятия ряда управленческих решений. Так, например, если цена продукта оказалась критическим фактором, то можно усилить программу маркетинга или пересмотреть затратную часть, чтобы снизить стоимость проекта. Если же проведенный количественный анализ рисков проекта выявит его высокую чувствительность к изменению объема производства, то следует уделить внимание мерам по повышению производительности, например, обучению персонала менеджменту и др.

Анализ чувствительности происходит при последовательно-единичном изменении каждой переменной. Только одна переменная меняет свое значение, на основе чего пересчитывается новое значение используемого критерия. Затем оценивается процентное изменение критерия по сравнению с базисным случаем и рассчитывается показатель чувствительности, представляющий собой отношение процентного изменения критерия к изменению значения переменной (эластичность изменения показателя). Таким же образом исчисляются показатели чувствительности по каждой из основных переменных. По результатам этих расчетов проводится экспертное ранжирование переменных по степени важности (например, очень высокая, высокая, средняя, невысокая) и экспертная оценка прогнозируемости значений переменных (высокая, средняя, низкая). Далее эксперт строит матрицу чувствительности, которая позволяет выделить наиболее и наименее рискованные для проекта факторы.

Таблица 5.1 - Определение рейтинга факторов проекта, проверяемых на риск

Переменная (фактор) х Изменение фактора Dх,%   Новое значение NРV   Изменение NPV,%   Эластичность NPV (DNPV,%/Dx,%)   Рейтинг факторов проекта
1   2   3   4     6  
                       
                       

 

Таблица 5.2 - Показатели чувствительности (важности) и прогнозируемости переменных в проекте

Переменная   Эластичность NРV   Чувствительность (важность)   Возможность прогнозирования   Критическое значение  
1   2   3   4   5  
                   
                   
Чувствительность: Высокая Средняя Низкая     Возможность прогноза: Низкая Средняя Высокая      

 

Таблица 5.3 - Матрица чувствительности и предсказуемости

Предсказуемость переменных   Чувствительность переменной  
Высокая   Средняя   Низкая  
Низкая   I   I   II  
Средняя   I   II   III  
Высокая   II   III   III  
Примечание: I — дальнейшая проверка, II — внимательно отслеживать; III — установить и забыть.  

 

Попадание фактора в определённую зону означает конкретную рекомендацию для принятия решения о дальнейшей работе по анализу его риска. Итак, первая зона - левый верхний угол матрицы - зона дальнейшего анализа подавших в нее факторов, так как к их изменению наиболее чувствительна NРV проекта, и они обладают наименьшей прогнозируемостью. Вторая зона совпадает с элементами главной диагонали матрицы и требует пристального внимания к происходящим изменениям расположенных в ней факторов (в частности, в том числе и для этого производился расчет критических значений каждого фактора). Наконец, третья зона — зона "наибольшего благополучия": те факторы, которые при всех прочих сделанных нами предположениях и расчетах попали в правый нижний угол таблицы, являются наименее рискованными и не подлежат дальнейшему рассмотрению.

Отметим, что несмотря на все преимущества метода анализа чувствительности: объективность, простоту расчетов и наглядность их толкования (именно эти критерии лежат в основе его широкого практического использования) — метод обладает и существенными недостатками, основным из которых является его однофакторность, т. е. ориентированность на изменения только одного фактора проекта, что приводит к недоучету возможной связи между отдельными факторами или недоучету их корреляции. Кроме того, метод является экспертным, т.е. разные группы экспертов могут получить разные результаты.

 

Анализ сценариев

Данный метод – развитие методики анализа чувствительности проекта, т.к. одновременному изменению подвергается вся группа переменных, проверяемых на риск. Рассчитываются пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный сценарии возможного изменения переменных. В соответствии с этими расчетами определяются новые значения критериев оценки эффективности проекта. Эти показатели сравнивают с базовыми значениями и делают необходимые рекомендации.

При оценке индивидуального риска проекта методом анализа сценариев аналитики просят менеджеров высказать свое мнение о наиболее плохом — пессимистическом варианте развития событий (низкий объем продаж, низкие цены, высокие издержки), наиболее вероятном варианте и оптимистическом варианте развития событий.

В основе рекомендаций лежит "правило": даже в оптимистическом варианте нельзя оставить проект для дальнейшего рассмотрения, если значение NPV такого проекта отрицательно, и наоборот: пессимистический сценарий в случае получения положительного значения NPV позволяет эксперту судить о приемлемости данного сценария проекта, несмотря на наихудшие прогнозы изменения факторов

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение риска.

2. В чем различие между качественным и количественным анализом риска?

3. Назовите виды рисков.

4. Какие факторы варьрируются в процессе анализа чувствительности?

5. Как происходит анализ чувствительности?

6. В чем отличие метода анализа сценариев от метода анализа чувствительности?

Тема 6. Частные рекомендации к методике составления отдельных разделов бизнес-плана

6.1 Рекомендации по составлению резюме бизнес-плана

 

В резюме бизнес-плана определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица.

В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

Начинается данный раздел с формулирования миссии фирмы, или ее основной стратегической ориентации. Миссия – это генеральная цель фирмы, отражающая основные аспекты ее деятельности и определяющая то, чему фирма хочет себя посвятить. Миссия, по сути, дела является визитной карточкой фирмы, показывая ее место и роль в экономике региона и страны.

Из миссии вытекают направленность и области деятельности фирмы.

Границами областей деятельности могут быть производимые товары, существующие рынки или сегменты рынков, технологические возможности фирмы. При разработке программы деятельности фирмы необходимо стремиться к тому, чтобы она не получилась слишком узкой, однако нельзя делать ее и слишком широкой. Границы программы должны в максимальной степени соответствовать возможностям фирмы.

Миссия, сформулированная в виде общих качественных положений, в дальнейшем конкретизируется в виде набора общефирменных целей. При этом рекомендуется использовать не только традиционные количественные показатели (такие как доля рынков фирмы по странам, товарам и сегментам, объемы продаж товаров и услуг на рынках в натуральном и денежном выражении, размер прибыли фирмы, производственные издержки по изготовлению и сбыту продукции и т. д.), но и качественные показатели, характеризующие освоение новых рынков; разработку и сбыт новой продукции, охрану окружающей среды в странах, где действует фирма, обеспечение занятости населения в странах, где фирма ведет торговлю или открывает филиалы и др.

Чем четче выдвигает фирма свои цели в рамках количества, места и времени, тем конкретнее может быть разработана стратегия их достижения.

Систематизируя вышеизложенное, рекомендуется в целях составления качественного резюме бизнес-плана освещать в данном разделе следующие моменты:

1) полное и сокращенное наименование фирмы;

2) дату регистрации, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего фирму;

3) почтовый и юридический адреса фирмы;

4) подчиненность фирмы (вышестоящий орган);

5) миссию фирмы;

6) экономический сектор отрасли (наука, распределение, услуги и т. д.) и основной вид деятельности;

7) основную продукцию (услуги), предлагаемую данной отраслью;

8) географическое положение;

9) особенности работы фирмы;

10) основных клиентов;

11) организационно-правовую форму фирмы;

12) банковские реквизиты;

13) фамилии, имена, отчества и контактные телефоны (факсы, электронную почту и т. п.) руководства фирмы;

14) количество работающих в фирме;

15) финансовое состояние фирмы;

16) технический уровень и характеристику выпускаемой в настоящее время продукции;

17) программу и главную цель деятельности фирмы;

18) основную стратегию фирмы, разработанную для достижения этих целей;

19) суть предлагаемого проекта: его соответствие целям фирмы и потенциальную эффективность;

20) предполагаемые формы участия инвесторов впроекте;

21) конкурентные преимущества предлагаемой продукции (услуги);

22) совокупную стоимость предлагаемого бизнес-проекта и потребность в финансировании;

23) возможные источники финансирования;

24) гарантии по возврату кредита;

25) прогноз объемов продаж товаров в планируемом периоде (в натуральном и стоимостном выражении);

26) планируемые затраты на реализацию проекта;

27) уровень прибыльности инвестиций в рассматриваемый проект;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: