Практическое занятие № 8




Философский роман—антиутопия в литературе ХХ века.
«Прекрасный новый мир» О. Хаксли, «1984» Д. Оруэлла

1. Социально-философская и нравственно-психологическая тенденции романа О. Хаксли «О дивный новый мир». Проблема личности и общества в «едином мировом государстве» будущего, поиск альтернативы «всеобщему, стандартному, устойчивому».

2. Смысл названия романа О. Хаксли, роль сатиры, фантазии, дискуссии в романе; проблема творческого метода О. Хаксли.

3. Унификация сознания, возникновение "одномерного человека" как характерный признак современной эпохи в романе «1984» Д. Оруэлла. Проблема "массовой культуры" как важнейшей составной части "цивилизации потребления".

4. Роман «1984» Д. Оруэлла: сопоставительный анализ с романом О. Хаксли «О дивный новый мир» (типология жанра, характеров героев, художественно-изобразительных приемов и средств).

 

Тексты для чтения:

О. Хаксли. «О дивный новый мир»

Д. Оруэлл. «1984»

Литература

Чаликова В. Предисловие // Утопия и утопическое мышление. – М., 1991. – С. 3-20.

Морсон Г. Границы жанра / Пер. с англ. // Там же. – С. 233-251.

Семибратова И. Предисловие // Зарубежная фантастчекая проза прошлых веков: Социальные утопии. – М., 1989. – С.

Шишкин А.П. «Есть остров на том океане…»: Утопия в мечтах и в реальности // О дивный новый мир: Английская антиутопия. Романы. – М., 1990. – С. 5-34.

Сабинина О.Б. Жанр антиутопии в английской и американской литературе 30-50-х годов XX века // Вестн. Моск. ун-та. – Сер.9. Филология. – 1990. - №2.- С. 51-57

Рабинович В.С. Олдос Хаксли: Эволюция творчества. – Екатеринбург: Изд-во УрГу, 1998. - С.//112-157.

Ионин Л. То, чего нигде нет: Размышления о романах – антиутопиях// Нов. время.- 1988. - № 25. – С.39-41.

Зверев А.М. О старшем Брате и чреве Кита: Штрихи к портрету Дж. Оруэлла // Лит. Обозр. – 1989. - №9. – С.56 – 61, или // Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. М., 1989. – С. 5-21.

Латынина Ю. В ожидании Золотого века: От сказки к антиутопии // Октябрь. – 1989. - №6. – С. 177-187.

Новиков Вл. Возвращение к здравому смыслу: Субъективные заметки читателя антиутопий // Знамя.- 1989.- №7.- С. 214-220.

Чаликова В. Несколько мыслей о Дж. Оруэлле // Знамя. – 1989.- № 8.- С. 222-225.

Недошивин В. Дж. Оруэлл – беглец из лагеря побндителей // Иностр. лит.- 1990.- №3.- С. 167-176.

Чаликова В., Недошивин В. Неизвестный Оруэлл // Иностр. лит.- 1992.- № 3.- С. 215-225.

Кузнецов С. 1994: Юбилей неслучившегося года (К десятилетию «года Оруэлла») // Иностр. лит.- 1994.- №11.- С. 224-248.


Экзаменационные вопросы по курсу
«История зарубежной литературы первой половины ХХ века»

1. Модернизм (философия, эстетика, поэтика).

2. «В сторону Свана» М.Пруста как новый жанр «субъективной эпопеи». Время и пространство в романе М. Пруста.

3. Роман – парадокс Ф. Кафки. Реализация эстетики абсурда в творчестве
Ф. Кафки («Процесс», «Замок»).

4. Ф.Кафка – новеллист. Образ абсурдного мира, утрачивающего смысл и цель существования.

5. История написания и публикации «Улисса» Д. Джойса. «Улисс» как роман «потока сознания». Роль мифа в романе.

6. Метафизический и социальный смысл романа А. Камю «Посторонний». Специфика композиции и сюжета.

7. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра. Своеобразие философского романа Сартра «Тошнота».

8. Субъективизация времени и романного пространства, музыкальные принципы композиции в роман В. Вулф «На маяк».

9. Традиция воспитательного романа в творчестве Т. Манна. «Доктор Фаустус». Прошлое и настоящее в романе, образ современной Германии и мифологема Фауста.

10. Обзор творчества Г. Гессе Обращение к философии и культуре Востока. Символичность и философская утопия в романе «Игра в бисер».

11. Специфика сюжета романа «Степной волк» Г. Гессе. Принципы композиции. Поэтика финала.

12. Роман Г. Гессе «Игра в бисер». Структура романа. Понятие «фельетонистской эпохи» в романе. Судьба цивилизации и культуры 20 века в видении автора. Рассказчик и герой в романе.

13. О. Хаксли как продолжатель традиции антиутопии в литературе ХХ века. Специфика романа «О дивный новый мир».

14. Место романа «О дивный новый мир» в творчестве Хаксли. Шекспировские аллюзии их роль в романе. Особенности пространственно-временной организации повествования.

15. Творчество Джорджа Оруэлла. Роман «1984» как трагическая негативная утопия, запечатлевшая внедрение насилия во все сферы человеческой жизни и крах личности.

16. Литература «потерянного поколения» Ощущение исчерпанности прежнего «старого» мира, критика его социально-политических и идеологических основ в творчестве Э.Хемингуэя, Э.М.Ремарка.

17. Э.Хемингуэй как представитель литературы «потерянного поколения».

18. Психологическая романистика Ф. Мориака. Религия как основа гуманизма в творчестве Ф. Мориака, «добрые чувства» его героев.

19. Действенный гуманизм А. Сент-Экзюпери, противопоставление «цивилизации торгашей» романтики героического поступка, поисков смысла и красоты жизни.

20. «Американская мечта» и кризис эпохи первой мировой войны в романах Фицджеральда. Герои-идеалисты и прагматики в романе Фицджеральда «Великий Гэтсби».

21. Творчество П. Элюара. Образы, символы поэзии П. Элюара, основные приемы поэтики.

22. Специфика испанской литературы на примере творчества Ф.Г. Лорки.

23. Тема войны в прозе первой половины ХХ века (на примере романов
А. Зегерс «Седьмой крест», Г. Белля «Бильярд в половине десятого»,
Э. Хемингуэя, Э. М. Ремарка).

24. Интеллектуально-философская проза первой половины ХХ века: основные принципы и представители.

25. Интеллектуальный роман Т. Манна, Г. Гессе, Р. Музиля (сопоставительный анализ 2 романов на выбор).

26. Специфика драматургии Б. Брехта (на примере 1 из пьес).

27. Специфика исторического романа Г. Манна «Молодые годы короля Генриха IV». Характеристика персонажей, основная идея и смысл финала романа.

28. Творчество Г. Гейма и Г. Тракля. Специфика художественного метода, основные образы и символы поэзии.

29. Авангардистские течения 1910—1920-х годов (краткая характеристика).

30. Философская поэзия Т.С. Элиота. Реализация концепции отчаяния в стихотворении «Полые люди».

31. Философская драма ХХ века (Ж.-П. Сартр «Мухи», Л. Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора», «Генрих IV»). Специфика конфликта, основные приемы поэтики.

32. Феномен» «немецкоязычной пражской литературы» (на примере творчества Г. Майнринка). Роман Г. Майнринка «Голем»: специфика сюжеты и композиции, поэтика.

 

 


Список литературы по истории зарубежной литературы
(первая половина ХХ века)

 

1. Пруст М. По направлению к Свану.

2. Мориак Ф. Мартышка. Тереза Дескейру. Клубок змей (по выбору).

3. Сент-Экзюпери А. Планета людей.

4. Элюар П. Стихи (1 наизусть).

5. Сартр Ж.-П. Тошнота. Мухи.

6. Камю А. Посторонний.

7. Лорка Г. Ф. Стихи (1 наизусть).

8. Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен. Три товарища. (по выбору.)

9. Зегерс А. Седьмой крест.

10. Манн Т. Доктор Фаустус.

11. Манн Г. Молодые годы короля Генриха IV.

12. Гессе Г. Игра в бисер. Степной волк.

13. Гейм Г. Стихи (1 наизусть).

14. Тракль Г. Стихи (1 наизусть).

15. Кафка Ф. Процесс. Замок. Новеллы (Превращение. В исправительной колонии + две по выбору).

16. Пиранделло Л. Шесть персонажей в поисках автора. Генрих IV.

17. Андерсон Ш. Уайнсбург, Огайо (+ три новеллы по выбору.)

18. Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби.

19. Хемингуэй Э. Прощай, оружие! По ком звонит колокол. Новеллы (Там, где чисто, светло. Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера. Снега Килиманджаро).

20. О’Нил Ю. Крылья даны всем детям человеческим. Страсти под вязами.

21. Элиот Т.С. Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока. По выбору: Бесплодная земля. Полые люди (отрывок не менее 15 строк наизусть).

22. Джойс Дж. Улисс.

23. Лоуренс Д.Г. Любовник леди Чаттерлей..

24. Вулф.В. На маяк.

25. Хаксли О. О дивный новый мир.

26. Оруэлл Дж. 1984.

27. Грасс Г. Жестяной барабан. Собачьи годы. (1 по выбору).

28. Белль Г. Бильярд в половине десятого.

29. Брехт Б. Матушка Кураж и ее дети. Жизнь Галилея. Добрый человек из Сычуани

30. Деблин А. Гамлет, или Долгая ночь подходит к концу

31. Майринк Г. Голем

32. Музиль Р. Человек без свойств

33. Брох Г. Смерть Вергилия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: