Струги были с отвесными бортами, заостренным




носом и кормой; длина 20 – 45 м, ширина 4 – 10 м».(1)

В Полевой сезон 1994 года подводно – археологическая экспедиция «Память Балтики» работала в вершине северо – западной части бухты Дальняя Выборгского залива, расположенной в 40 км к юго – западу от города Выборга, на месте победного для русского оружия Выборгского морского сражения. По совету местных рыбаков у выходящего из воды в 100 м от берега огромного гранитного валуна был найден погибший в этом сражении шведский фрегат – брандер «Postilion». И буквально в 20 м от гранитного валуна, на глубине трех метров, обнаружили обросшие морскими водорослями гружёные гранитными блоками остатки старинного судна. Было видно, что под крупными гранитными блоками находится целиковая часть днищевого набора с выходящими с обоих бортов черными от времени, обломанными шпангоутами. Объект замерили, зарисовали, нанесли на свою рабочую карту, но дальнейшие исследования не производили, так как полностью занялись поиском и исследованием погибших 22 июня 1790 г. в Выборгском морском сражении шведских кораблей: 3 линейных корабля, 3 фрегата, бриг – коттер, боевая галера и королевская яхта «Aurora»…

На найденное в бухте Дальняя старинное судно мы периодически возвращались и при одном из погружений я поднял с него несколько желтовато – белых камней и отправил в Санкт - Петербургский Горный музей.

Получили заключение: «Присланный Вами для определения образец – это окатанный обломок известняка. Аналогичные породы достаточно широко известны в Приладожье и Прионежье… Данный образец мог входить в состав балласта, определяющего осадку и устойчивость в неспокойных и часто штормовых условиях Ладожского и Онежского озер.

- Подобный материал мог быть использован для изготовления извести и производимых из нее строительных материалов».

Директор Горного музея, кандидат геолого – минералогических наук, заслуженный работник культуры РФ Ж.А. Полярная.

В полевой сезон 2010 г. подводно - археологическая экспедиция «Память Балтики», в тяжёлый для водолазных работ на Балтике в осенне – зимний штормовой период, смогла только вчерне познакомиться с совершенно новым для нас по конструкции парусно - гребным плоскодонным деревянным судном без киля, с мощными деревянными шпангоутами из сосновых кокоров, днищевым и палубным настилами и стрингерами. Шедевр старинного русского судостроения потребовал от нас взяться за книги…

Стало ясно, что почерневшее от времени старинное судно – творение Приладожских старинных русских мастеров, которые в Ладожском и Онежском озерах, на реках Волхов, Тихвинка, Сясь, Воложба, Свирь, Олонка, Луга, да и на всех речках и озерах нашего Севера и Северо – Запада своим трудом, вековым опытом, талантом рубили и мастерили топором из прекрасного корабельного материала – сосны и лиственницы прочнейшие суда для морского хода по бурным озерам и рекам земли Новгорода Великого - это была исконно русская Земля Новгородская.

Реки, озера, водные пути стали жизненной основой возникновения, развития и становления Русского государства, превращения его в Великую державу. В своей книге «История России. Русь Древняя» выдающийся историк Сергей Михайлович Соловьев пишет: «Славянские племена издревле вели образ жизни, какой указала им природа страны. Прошло много веков, несколько раз племена сменялись одни другими, образовалось могущественное государство, но ход событий постоянно подчиняется природным условиям. Русские государственные области раскинулись на обширной равнине от Белого моря до Черного и от Балтийского до Каспийского. Племена славянские раскинулись на огромных пространствах, по берегам больших рек; при движении с юга на север, они должны были встретиться с племенами финскими, но о враждебных столкновениях между ними, не сохранилось преданий… Олег утвердился в Киеве, сделал его своим стольным городом … Киев, как уже было замечено, находится там, где Днепр, приняв самые большие притоки свои справа и слева, Припять и Десну, поворачивает на восток, в степи - жилище кочевых народов. Здесь, следовательно, должна была утвердиться главная защита, главный острог нового владения со стороны степей; здесь же … было сборное место для русских лодок, отправлявшихся в Черное море. Таким образом, два конца великого водного пути, на севере со стороны Ладожского озера и на юге со стороны степей, соединились в одном владении. Отсюда видна вся важность этого пути в нашей истории: по его берегам образовалась первоначальная Русская государственная область; отсюда же понятна постоянная тесная связь между Новгородом и Киевом, какую мы видим впоследствии, понятно, почему Новгород всегда принадлежал только старшему князю, великому князю киевскому…

Речная сеть русской равнины считается одной из основных её географических особенностей. Реки для русского человека - путь, готовая летняя и зимняя дорога. Многочисленные свидетельства историков давних времен единодушно отмечают выдающиеся судоходные способности славян. Они еще в глубокой древности освоили искусство постройки легких и прочных судов, приспособленных для плавания по русским рекам. Основным прототипом речного судна является струг, первое упоминание о котором относится ко времени Ярослава Мудрого. Струг был прочным и тяжеловесным судном, предназначенным для плавания по рекам. Струги, строившиеся для государственных нужд, отличались от купеческих. Они, как правило, имели металлические крепления, так как предназначались для перевозки орудий, ядер и вооруженных воинов. К местам постройки государственных речных судов прикрепляли окрестные сёла с так называемыми работными людьми – плотниками, столярами, кузнецами, смолокурами, конопатчиками… Слава русских судоходцев насчитывает почти столько же веков, сколько и слава русских воинов.

Развитие отечественного речного транспорта явилось частью общего развития нашей страны и ее хозяйства.

«Водные пути сообщения были обыкновенными и излюбленными у наших предков, причем они в равной степени умели утилизировать в этом направлении водные пути не только речные, но и морские», пишет Н.П. Загоскин. (2)

Новгородское государство, где строительство судов было одной из основных отраслей ремесленного производства, стало исторически … базой русского судостроения, обеспечившей его дальнейшее развитие.

Новгород посылал свои торговые суда из Колы в Швецию, Данию, Германию и в другие страны. Карл Маркс писал о деятельности Великого

Новгорода: «… его корабли ходили в Любек, его жители сквозь дремучие леса проложили себе путь в Сибирь; неизмеримые пространства между Ладожским и Белым морем, Новой Землей и Онегой были ими несколько цивилизованы». (3)

Центром северного самобытного судостроения стал Новгород Великий, и струг - чисто русское изобретение с самобытной древнерусской судоходной и судостроительной терминологией, что подтверждается почти полным отсутствием норманнских судовых названий.

Струг (более раннее название — «ширь») — судно легкое на ходу, ёмкое и плоскодонное для уменьшения осадки при прохождении перекатов и мелких рек. Тип, выработанный для специфических целей грузовой перевозки по русским рекам. Первые струги были сравнительно небольшими, а затем, к XVI в., уже достигали 6-8 сажень в длину. Ранние струги были на однодеревой основе (с набоями и без), но с более расширенной и почти плоской «трубой». Поздние струги делали только из досок. Возможно, первоначальные струги являли собой плоты из грубо обтесанных брусьев с забранными краями. Постепенно термин «струг» стал применяться для обозначения большого ряда плоскодонных (дощатых) судов самых разнообразных размеров и внешнего устройства.

Исследуемый экспедицией «Память Балтики» «Новгородский струг», лежит в северо – восточной части Финского залива, в вершине северо – западной части бухты Дальняя Выборгского залива на глубине 3 метра в направлении 345 градусов носом к северо – западной береговой черте бухты, кормой к выступающему над водой гранитному валуну.

Этот выступающий над водой, надводный камень - единственный наиболее удаленный на 100 м от берега, доминирующий в вершине бухты Дальняя, в районе от мыса Речной по линии берега на северо- запад до речки, впадающий в бухту от поселка Большой Бор, и принят за реперную точку (РТ №1), т.к. он постоянно выступает из воды в среднем на 1 метр в высоту и на 3 м в длину (за наблюдаемые 20 лет гранитный валун всегда открыт и летом и даже зимой, когда бухта покрывается льдом толщиной до 80 см). Координаты, реперной точки РТ №1, (середина гранитного валуна) сняты с Морской навигационной картой № 1132, издания Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации 1994 г. «Балтийское море, Финский залив, Бухта Дальняя, Масштаб 1:10 000» – морская навигационная карта, предназначенная для обеспечения плавания в стесненных навигационных условиях (узкостях, шхерах), а «картографическая сетка на оригиналах морских карт имеет среднюю квадратическую погрешность положения узловых точек до 2 мм».(4) Исследуемый струг лежит на каменисто - песчаном грунте на глубине 3 м, и кормовая оконечность сохранившегося днищевого настила расположена от реперной точки (РТ №1) по истинному пеленгу на реперную точку в корме струга (РТ №2) ИП = 245 градусов, в дистанции Д=17,5мм.

 



Выход аквалангистов на струг для производства исследований не

вызывает никаких затруднений и точное знание местоположения струга относительно гранитного валуна используется экспедицией зимой при подледных погружениях, т.к. в зимний период видимость лучше, нет обрастания корпуса струга, отсутствуют взвеси от штормов и нет множества микроорганизмов, что наблюдаем летом.

Глубина местонахождения «Новгородского струга» тщательно замерена в августе 2011 года и равна 3 (трём) метрам.

Президент Санкт – Петербургской общественной организации «Память Балтики»; начальник, научный руководитель и руководитель водолазных работ подводно- археологической экспедиции; международный инструктор CMAS по подводной археологии, действительный, член Русского Географического общества кандидат исторических наук, академик Академии военно – исторических наук, лауреат Российской национальной премии «За многолетнюю подводную деятельность», почетного знака «За заслуги перед Выборгским районом», лауреат национальной литературной премии «Золотое Перо Руси», член Союза писателей России контр – адмирал:

- К. А. Шопотов-

Список литературы

 

1. 581., Советская военная энциклопедия С. Москва: s.n., 1979.

2. ., Загоскин Н. П. «Русские водные пути и судовое дело в до - Петровской России». Казань: С. 2., 1910.

3. С.Г., Дмитриенко. Морские тайны древних славян. Москва – Санкт-Петербург: С. 46-47, 2004.

4. В. И. Каманин, А. В. Лаврентьев, Р. А. Скубко. Справочник по кораблевождению Штурман Флота С. 91-97. Москва: Воениздат, 1986.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: