Школа вожатского мастерства
Лекция №7
План лекции:
- Возрастные особенности работы с детьми старшего возраста (13-17 лет);
- Методические рекомендации при работе с детьми 13-17 лет.
Возрастные особенности работы с детьми старшего возраста (13-17 лет)
В этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением быть самим собой.
Большое значение в этом возрасте для юношей и девушек имеют: дружба, доверительные отношения. Дружба представляет одну из важнейших форм отношений. Часто дополняясь, а иногда заменяясь всем многообразием отношений любви.
13 лет.
Обращённость внутрь (интравертность), самокритичность, чувствительность к критике, критически относятся к родителям, избирателен в дружбе.
14 лет.
Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями.
15 лет.
«Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.
16 лет.
Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.
Возрастные особенности:
· Девочки на 2,5 года опережают мальчиков в развитии;
· Завершение роста скелета;
· Улучшается координация;
· Изменение сердечно-сосудистой системы вызывает недостаточное снабжение мозга кислородом, из-за чего повышается утомляемость;
· Повышается возбудимость;
· Недостаточная уверенность в себе;
· Нуждаются в возможности побыть одному;
· Часто чувствуют непонимание со стороны взрослых и сверстников;
|
· Испытывают потребность в общении «на равных» со взрослыми;
· Более независимы от родителей;
· Подчиняются группе;
· Формирование собственного мировоззрения.
Различия в уровне развития усиливаются, некоторые дети уже повзрослели не только в физическом, но в социальном плане, некоторые только начинают взрослеть. Развивается мужское и женское поведение.
Подросток все более ориентируется на мир взрослых, стремится утвердиться в этом мире, поставить себя в позицию взрослого. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, дети становятся несколько спокойнее, уравновешеннее, приобретают способность управлять своим поведением. Старший подросток может дать достаточно аргументированную оценку поведения других, особенно взрослых, но все так же некритичен в оценках собственного поведения.
Возрастает социальная активность: появляется желание отвечать за общее дело, сознательное желание приносить благо другим людям. Проявляется «кризис независимости»: стремление к независимости от своей семьи, желание освободиться от родительской опеки, появляются крайности в поведении, которые образно можно выразить фразами: «Не учите меня жить!», «Я без вас все уже знаю!» и т.п. Наблюдается «пренебрежение» к советам старших.
В 13-14 лет появляются первые признаки так называемого «ценностного конфликта». Он выражается в активном отстаивании подростками собственного, особого понимания принципов и норм справедливости, равенства, честности в самых различных областях жизни и сферах человеческой деятельности. Причем никаких тематических ограничений здесь, как правило, не существует. Это может быть: агрессивное утверждение (среди окружающих) «собственных» взглядов на экономические, политические или общественные проблемы, резкая необоснованно негативная реакция на замечания кого-либо из взрослых, «поза» в вопросах «отстаивания» своих прав в мелких бытовых ситуациях и т.д. В это время подросток начинает с особым удовольствием уличать родителей и других взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам и правилам, которые провозглашают и которых стараются придерживаться в семье, на работе, в деловых и личных отношениях. Причины этого кроются в особенностях представлений подростка о себе, в специфике его мышления и нравственного развития личности. Для подростка реализация на практике определенных принципов — это чаще всего не конкретные дела, а словесное провозглашение, декларирование этих принципов.
|
Вожатым хорошо знакомы случаи, когда подросток «критичен», негативно оценивает все, что сделано другими. В то же время, когда он сам становится исполнителем, то зачастую не в состоянии справиться с заданием, которое казалось до этого простым. Часто вожатые, испытывая затруднения с подобным поведением подростков, действуют по принципу: «Критикуешь — делай сам!». И ярому критику адресно дают сложное поручение в присутствии всего отряда. Вожатый считает, что если критикан не справится с поручением, то в дальнейшем не будет открыто, публично демонстрировать свой нигилизм и пренебрежение к вожатому или членам отряда, и проблема, таким образом, будет решена.
|
Однако в описанной педагогической ситуации важно не заставить замолчать неугодного, продемонстрировать его некомпетентность, деловую слабость, а увлечь его интересными делами. И самое главное — вызвать у подростка желание выполнять порученную работу, а не отказываться от нее. Добиться возникновения у него чувства удовлетворения от участия в общем деле, от взаимодействия, сотрудничества с другими детьми отряда и вожатыми. Тем самым его негативная оценка, даваемая в сложившейся обстановке, постепенно, в процессе совместной работы, изменится на позитивную.
Решение «ценностных конфликтов» для вожатого заключается не в том, чтобы пассивно соглашаться или, используя свои полномочия, «давить» юного «оппонента», а в том, чтобы выражать, аргументированно обосновывать и отстаивать свою точку зрения, а впоследствии и убеждать ребят в ее правильности практическими делами, действиями, поведением. Здесь важно помнить, что в подобных случаях общий эмоциональный фон разговора должен быть доброжелательным, спокойным, внушающим доверие. Важно продемонстрировать признание за ребенком права на собственную точку зрения. Беседа должна быть не назидательным монологом со стороны старшего, а нести в себе конструктивное, развивающее начало.
Как правило, в детских оздоровительных лагерях возраст отдыхающих детей ограничивается 14—15 годами. Однако в последнее время в некоторых детских центрах отдыхают ребята и чуть постарше.
Юношеский возраст (16—17 лет) — это самые старшие дети в лагере, опора и одновременно самая большая головная боль вожатого. Они всего на несколько лет моложе вожатых и в то же время — это подопечные.
В юношеском возрасте четко просматриваются три ведущие тенденции:
• развитие самосознания, формирование собственной точки зрения, стремление и способность критически осмысливать все окружающее;
• самоутверждаться, проявлять самостоятельность;
• создавать собственные теории смысла жизни, любви, счастья.
Не только девочки, но и мальчики, начинают интересоваться представителями противоположного пола, рождается первая любовь, возникают интимные, эмоциональные отношения между юношами и девушками, появляется мечтательность.