Князь-академик из «гнезда Петрова»




Петр Великий собирал вокруг себя таких же людей, как он сам, — ярких и ода-

ренных. Одним из них был светлейший князь Александр Данилович Меншиков.

Это действительно колоритная фигура! Сын простого торговца блинами, он

стал крупным государственным деятелем. При этом, что поразительно, Мен-

шиков был совершенно неграмотен. Он мог только нарисовать свое имя. Мож-

но себе представить, каким талантом обладал Меншиков, если он управлял

Петербургом, заключал договоры, вел войны, одно время возглавлял Военную

коллегию, то есть являлся министром обороны.

И еще один удивительный факт. Англичане избрали Меншикова членом Лондон-

ского королевского общества — в то время самой почетной академии в Европе.

Диплом об избрании светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова

академиком подписал президент королевского общества сэр Исаак Ньютон.

 

1) Что описывает данный документ?

2) Чем руководствовался Петр I, собирая вокруг себя талантливых деятелей из среды простолюдинов?

3) О каких чертах характера царя свидетельствует такая кадровая политика?

4) Какие ещё примеры социальных лифтов из истории вы знаете? Это благо для страны?

5) Попробуйте встать на место потомственных дворян той эпохи и представьте, что они испытывали по отношению к подобным выскочкам по типу Меншикова?

6) Почему Петр I придавал такое значение собственному уровню образования?

 

24. § 25 Правление Екатерины II

 

Ситуативное задание

 

Проанализируйте и сопоставьте политику Петра I и Екатерины II в отношении дворянства по основным моментам:

 

1) Обязанности дворян

2) Их права

3) Чем руководствовались и какие личные цели преследовали монархи своей политикой в отношении дворян. В чем причины настолько отличной друг от друга политики?

 

25. § 27 Япония

 

На основании материала параграфа рассмотрите политику самоизоляции Японии

 

Учитель: какую роль сыграли европейцы в междоусобной войне в Японии?

Ученики: они завезли воюющим сторонам огнестрельное оружие.

Учитель: что помимо него?

Ученики: свою религию.

Учитель: это напугало сегуна?

Ученики: да, тогда власть и церковь были тесно связаны.

Учитель: приведите примеры изолированных стран и территорий. Им сильно помогла изоляция?

Ученики: Америка, Австралия. Конечно нет, на момент открытия они крайне отставали от Европы.

Учитель: а какие последствия такая политика имела для Японии?

Ученики: отсутствие флота, сохранение феодализма без изменений, серьёзное отставание от Европы.

 

26. § 28 Китай

 

Работа с иллюстрацией

 

«Миссия Макартни в Китае. Карикатура 1792 год»

 

 

1) Что изображено на карикатуре?

2) По каким моментам можно определить принадлежность карикатуры (китайская или английская)?

3) Что можно прочитать на лицах китайцев и англичан? Чем они отличаются друг от друга?

 

8 класс

 

 

27. § 2 Западная Европа в начале XIX в.

 

Работа с иллюстрацией

 

«Битва при Ватерлоо» художник У.Сэдлер

 

 

 

 

1) Какие эмоции вы испытываете от картины?

2) При таком масштабе войн много ли значит отдельная человеческая жизнь?

3) Что более всего бросается в глаза? Чем тактика войны эпохи Наполеона отличалась от того, что мы можем наблюдать в фильмах и картинах о Второй мировой войне?

 

28. § 3 Основные черты экономического развития

 

Работа с фотографией

 

 

 

1) Что изображено на фотографиях?

2) С первого взгляда можно отличить обычный лондонский туман от смога, вызванного промышленностью?

3) Как вы думаете, можно ли оставаться целиком физически и психологически здоровым, живя и работая в таких условиях? У вас бы получилось?

 

29. § 4. Великобритания в XIX — начале XX в.

 

Работа с иллюстрацией

 

Работный дом

 

 

1) Что изображено?

2) Что сильнее всего бросается в глаза? Можно ли подобное встретить в наши дни?

3) Возмущение англичан такой жизнью можно понять?

 

30. § 5. Франция в XIX — начале XX в.

 

Работа с источником

 

Из выступления участника Парижской коммуны Эжена Потье

 

Кто отомстит за тебя, Коммуна? Прежде всего — пролетариат, у которых похищено все созданное ими, те, кто производит, не потребляя, для тех кто потребляет, не производя. Это — все человечество, за исключением ничтожного меньшинства, которое должно либо исчезнуть, либо влиться в общие ряды. Гусеницам придется превратиться в пчел!

 

Какова же задача всех этих мстителей? Создать Грядущее. Мы будем создавать его сами, по нужной нам мерке.

 

1) Какое по характеру данное выступление?

2) В чем его главный посыл?

3) Каких людей автор возвышает, а каких презирает?

4) Как вы понимаете его слова о Грядущем и гусеницах, которые должны стать пчелами?

5) Вы согласны с позицией автора?

 

31. § 7. Германия во второй половине XIX — начале XX в.

 

Работа с фотографией

 

Завод Круппа

 

 

 

1) Что изображено на фотографии?

2) Какие эмоции у вас вызывает фотография?

3) Как вы думаете, производство такого оружия дешево обходится Германии?

4) В эпоху колониализма что большее безумие: тратить такие суммы на оружие или не тратить их вовсе?

 

32. § 8. Международное рабочее

и социалистическое движение

во второй половине XIX — начале XX в.

 

 

Работа с документом

 

(Из статьи в журнале «Соушелоджикл ревью», март 1910 г.

А. Бродяги. Доход – 18 шиллингов в неделю. Жилище – трущоба, подвал или одна комната; никакой собственной мебели. Занятие – нерегулярная работа.

Б. Неквалифицированные и малоквалифицированные рабочие. Доход – до 25 шиллингов в неделю. Жилище – не более четырехкомнатная квартира, бедная. Но достаточно меблированная. Занятие – неквалифицированный труд; это чернорабочие и т.п.

В. Квалифицированные работники. Доход – 45 шиллингов в неделю. Жилище – пятикомнатная квартира (дом) с гостиной, скромная, но удобная мебель. Занятия – весьма разнообразны; это квалифицированные рабочие, мастера, десятники, младшие офицеры, мелкие государственные чиновники и т. п.

Г. Мелкие ремесленники (лавочники) и клерки. Доход – 3 ф. ст.в неделю. Жилище – помещение над мастерской (лавкой) или дом (квартира), снимаемый за 25-30 ф. ст. в год. Занятия весьма разнообразны: клерки, ремесленники, торговцы, коммивояжеры, инженерно-технические работники, учителя начальных школ и т. п.

Д. Мелкие предприниматели. Доход – 300 ф. ст. в год. Жилище дом за 48 ф. ст. в год. Занятие - различные виды бизнеса.

Е. Высшая интеллигенция и административный класс. Доход – 600 ф. ст. в год. Жилище – дом за 60-80 ф. ст. в год. Занятия – члены руководства предпринимательских фирм, лица свободных профессий, лица, занимающие видные посты в административном аппарате.

Ж. Богатые. Доход 2000 ф. ст. в год и выше. Занятия – главы фирм, промышленники, небольшой круг лиц, живущих на жалованье.

1) Что описывает данный документ?

2) Такое распределение доходов можно считать справедливым?

3) Какое место в этой системе стремились бы занять вы, если бы жили в то время?

4) Как вы считаете, при таком устройстве общества социалистам было трудно набирать в свои ряды новых сторонников?

 

33. § 9. Образование, наука и техника

Работа с фотографией

Полет братьев Райт 17 декабря 1903 г.

 

 

1) Что изображено на фотографии?

2) Попробуйте представить себя на месте этих людей. Что они чувствуют, участвуя в происходящем?

3) Как менялось мировоззрение людей от этого и подобных научных изобретений и открытий?

4) Кто до братьев Райт пытался покорить небо?

 

34. § 11. Изобразительное искусство, архитектура, музыка

Работа с иллюстрацией

Картина Г. Курбе «Дробильщики камня»

1) Что изображено на картине?

2) К какому направлению она относится?

3) Кто главные герои картины? Их труд легок? Он вызывает уважение лично у вас?

4) Сам факт создания такой картины может означать сопереживание автора к простым людям?

 

35. § 12. США в первой половине XIX в.

Работа с иллюстрацией

Аукцион чернокожих рабов в Виргинии

 

1) Ваше отношение к происходящему на иллюстрации?

2) Негр для белых людей является человеком или вещью?

3) Такую систему стоило менять?

 

36. § 14. Американская литература и искусство

Работа с иллюстрацией

Обложка книги «Последний из могикан»

 

1) Что изображено на иллюстрации?

2) Изображенный человек выглядит, как гордый воин и охотник или же, как жалкий дикарь, который не может вызывать симпатию?

3) О каких процессах в американском обществе может говорить появление книги, главным героем которой выступает индеец?

4) В какую эпоху книга окажет большее воздействие на людей? Сейчас или в 19 веке? Свой ответ обоснуйте.

 

37. § 16. Россия в первой половине XIX в.

Работа с источником

Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных 20 февраля 1803 г.
Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.:в 9 т. Т.6. Законодательство первой половины XIX века. Отв. ред.О.И.Чистяков. М., Юридическая литература, 1988. 1) Если кто из помещиков пожелает отпуститьблагоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или ицелым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок землиили целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдномусогласию признаются лучшими, имеет представить их при прошениисвоем через губернского дворянского предводителя к министрувнутренних дел для рассмотрения и представления нам; и еслипоследует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятсясии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел совзносом узаконенных пошлин. 4) Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям сземлею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния,могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами посебе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.

1) Какой характер носит данный указ (обязательный или добровольный)?

2) На месте помещиков, вы бы стали исполнять его? Ответ аргументируйте.

3) Документ может свидетельствовать о привилегированном положении дворян?

 

38. § 18. Россия во второй половине XIX в.

Работа с источником

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: