Для вас родители
Адаптация в ДОУ
Детей младшего возраста
Воспитатель Степанова С.Е.
Сентябрь 2019г
Время, когда ребенок идет в детский сад очень сложное и для него самого, и для его родителей. Первые дни, а то и недели в дошкольном учреждении – непростое испытание для всех членов семьи. Слезы и капризы по утрам, тревожное состояние, которое передается от детей ко взрослым, постоянное пребывание в стрессе, повышенная возбудимость или наоборот – вялость и апатия. И это далеко не полный список внешних проявлений, которые некоторые родители склонны считать за пустые капризы. Между тем проблема лежит гораздо глубже, и нужно помочь ребенку преодолеть этот действительно сложный для него период. Давайте вместе поможем адаптироваться малышу в коллективе и сделать походы в детский сад настоящим праздником.
Так что же такое- адаптация?
Адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Условно привыкание ребенка к детскому коллективу делится на две составляющие — физическую и психологическую.
Физическая включает:
· привыкание к новому режиму дня;
· другой пище;
· постоянному контакту со сверстниками;
· прогулкам на новом месте.
Психологическая составляющая включает в себя:
· необходимость общения с воспитателем,
· расставание с мамой,
· новые требования.
Кроме этого ребенок получает меньше внимания со стороны взрослых, у него появляется минимальная самостоятельность – некоторые решения приходится принимать самому.
Насколько легко малыш приспособится к детскому саду и сколько времени займет период привыкания? Это зависит от многих факторов, в большей степени – от характера и психической зрелости крохи. Существует три вида адаптации – легкая, средняя и тяжелая.
|
Легкая адаптация. Она характерна для здоровых детей с высокой психологической устойчивостью. Они чувствуют себя в «своей тарелке» уже через месяц, а то и раньше. Весь срок адаптации здоровье малыша в порядке, он не демонстрирует изменений в поведении. Можно выделить несколько признаков, характерных для легкого привыкания:
· малыш остается в саду без слез и спокойно прощается с мамой до вечера;
· без опасений заходит в группу;
· вечером рассказывает о событиях своего дня;
· легко общается с воспитателем, не боится его;
· общается с детьми;
· играет игрушками, которые есть в группе;
· не демонстрирует перепадов настроения.
Средняя адаптация. Для детей, которые привыкают к садику сложнее, в этот период характерны частые болезни. При этом эмоционально они относительно стабильные. Со стороны кажется, что малыш не испытывает сложностей в общении, но болеет он регулярно. По мнению педиатров, адаптация средней тяжести имеет протяженность один-два месяца. Ее характерные признаки у крохи:
· нелегко прощается с мамой, плачет некоторое время после ее ухода;
· быстро переключается на интересную игрушку, особенно если воспитатель старается отвлечь малыша;
· отлично играет с ровесниками после недолгой настороженности;
· не всегда желает общаться с воспитателем;
· старается следовать режиму и спокойно относится к замечаниям;
· может иногда стать нарушителем правил, но в большей степени идет на компромисс.
|
Тяжелый вид адаптации. Эти дети с трудом привыкают к садику, им наиболее сложно почувствовать себя «своим» в любом детском коллективе. Как правило, такие малыши не только часто болеют весь срок адаптации, но и находятся в подавленном эмоциональном состоянии. Без помощи взрослых эти дети могут вообще не приспособиться к новым условиям. Часто им требуется консультации детских психолога и невролога. Признаки тяжелой адаптации:
· малыш вообще не хочет общаться со сверстниками, не реагирует на воспитателя;
· отказывается заходить в группу, плачет и не отвлекается на интересные игры или занятия;
· весь день он ждет маму, говорит о ней, постоянно выбегает в раздевалку, потому что боится упустить родителей;
· не хочет играть, не берет игрушки, замкнут и агрессивен;
· если воспитатель делает замечание или хвалит ребенка, он пугается, прячется, плачет.
Но вместе, общими усилиями, мы постараемся этого избежать. Вот несколько рекомендаций родителям по подготовке ребенка к детскому саду.
Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду.
· Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи).
· Заранее спланируйте прогулки на территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
|
· С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
· Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
· Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.
· Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
· Поиграйте с ребёнком дома в игру «детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
· Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
· Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.