Дидактическая задача этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Содержание этапа. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.
Условия достижения положительных результатов. Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы.
Требования. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.
Дополнительная активизация. Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.
Ошибки. Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения.
В-шестых, в отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий. УУД – это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Поэтому при планировании современного урока необходимо определять формирование универсальных учебных действий.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
|
Личностные УУД направлены на:
1) самоопределение (профессиональное, жизненное самоопределение):
— мотивацию учения;
— формирование основ гражданской идентичности личности
2) развитие «Я-концепции»;
3) смыслообразование (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом):
— умение находить ответ на вопрос «Какой смысл имеет для меня учение?»;
4) нравственно-этическое оценивание (в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор) — оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД направлены на:
Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование:
— определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
— составление плана и последовательности действий.
Прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
Рефлексия:
— ориентировка в ситуации;
— оценивание;
— принятие решения;
— самоконтроль;
— коррекция.
Познавательные УУД направлены на:
Общеучебные, включая специально-предметные действия:
— Самостоятельное выделение познавательной цели.
— Поиск и выделение информации.
— Знаково-символические действия (моделирование).
— Смысловое чтение.
|
Универсальные логические действия:
— Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
— Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты.
— Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
— Подведение под понятие, выведение следствий.
— Установление причинно-следственных связей.
— Построение логической цепи рассуждений.
— Доказательство.
— Выдвижение гипотез и их обоснование.
— Работа по алгоритму, с памятками, правилами.
— Постановка и решение проблемы: 1) формулирование проблемы, 2)самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД направлены на:
1. Организацию и осуществление учебного сотрудничества: определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстником.
2. Постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, работа в группах.
3. Разрешение конфликтов:
— выявление, идентификация проблемы;
— поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта;
— принятие решения и его реализация.
4. Построение речевых высказываний: владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.
Если в старых стандартах (ГОС 2004 г.) предъявлялись требования к предметным результатам, то в стандартах второго поколения требования предъявляются к метапредметным и личностным результатам. Поэтому в структуру современного урока следует внести новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата, а именно, планировать реализацию на уроке личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков.
|
В-седьмых, изменяются требования и к учителю:
1. Четко и точно формулирует задания.
2. Не даёт новые знания ученикам в готовом виде.
3. Не повторяет задание два раза.
4. Добивается от учеников аргументированного ответа.
5. Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, не произносит слов «неправильно», «неверно» – пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
6. Не повторяет то, что уже сказали ученики.
7. Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
8. Подбирает комплексные задания.
9. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. Учитель — не актер, а режиссер!
Изменились критерии результативности урока. В блоге Надежды Омельченко на портале Невского района https://2berega.spb.ru/user/Nadegda797/blog/397189представлены критерии результативности урока.