Психолого-педагогические основы профессионально-педагогического творчества учителя




 

Психологическое своеобразие деятельности педагога заключается в том, что полная алгоритмизация её практически невозможна, хотя в педагогическом труде и существует определённая совокупность приёмов и навыков, которым педагог обучен. Но применяются эти приёмы и навыки в постоянно изменяющихся, нестандартных ситуациях, что определяет своеобразие творческого поиска учителей. В этом заключается специфика педагогического творчества.

При оценке педагогического творчества далеко не всегда можно однозначно и категорично утверждать, что один опыт есть чисто творческий, а другой – абсолютно нетворческий.

Проведенный анализ психолого-педагогических исследований позволяет выявить основные качества педагогического творчества:

эффективность применения известного опыта в новых условиях;

гибкость при применении запланированного в неожиданных ситуациях;

умение обосновывать интуитивные решения;

умение фантазировать, видеть ближнюю, среднюю и дальнюю перспективу в работе;

умение развивать идею, реализовывать в конкретных условиях;

видение «веера вариантов» решения одной и той же проблемы;

умение применять опыт других, трансформировать рекомендации методического пособия, теоретические положения научной публикации.

Важно, что творчество учителя предполагает также психологическое осознание им собственной творческой индивидуальности.

В искусстве обучения и воспитания, как и в любом искусстве, индивидуальность творящей личности решает очень многое. Учителя отличаются друг от друга не только системой применяемых средств, но, главное, характером их реализации, на который накладывает отпечаток их психологическая индивидуальность.[5, с.117]

Творческая индивидуальность учителя включает в себя его индивидуальные особенности, взятые в профессионально-творческом плане, выступающие здесь не просто как индивидуальные характеристики, а в качестве своеобразного проявления особенностей творца – педагога, как творческой личности.

Понятие «творческая индивидуальность» учителя включает в себя отношение личности к творчеству, её место в творческом процессе, уровень продуктивности деятельности, понимание творцом значения его деятельности в педагогическом процессе.

Для психологии индивидуальность представляет интерес как объект воспитания, требующий применения комплекса средств и методов развития её творческого потенциала. Психология раскрывает закономерности воспитания индивидуальности с учётом возрастных особенностей человека. Если считать индивидуальное начало наиболее существенным моментом, то тогда развитие индивидуально неповторимой личности каждого человека является обязательной задачей воспитания.

В этой связи конкретная разработка проблемы формирования психологической творческой индивидуальности учителя предполагает выяснение критериев её появления в учебной и педагогической деятельности. Знание таких критериев составляет психологическое условие педагогического управления процессом такого формирования.

В тоже время существуют талантливые и бездарные учителя, коллективисты и конфликтные, любимые и нелюбимые. Другими словами, в роли учителя выступает конкретный индивид, обладающий своими неповторимыми личностными психологическими характеристиками. Следовательно, каждый учитель должен быть сформирован как индивидуальность, субъект педагогической деятельности. Формирование же индивидуальности неотделимо от творчества. Сам процесс формирования нового сознания и мышления носит творческий характер.

Творчество в собственном смысле слова начинается там, где человек не может действовать по-старому. По отношению к творчеству, корни которого лежат в вынужденном приспособлении человека к изменившейся обстановке, к более высокому уровню нужно отнести творчество, основанное на осознаваемой необходимости непрерывного обновления опыта, постоянному поиску решений, отвечающих сути задачи.

Необходимость психологической подготовки учителя к профессиональной деятельности как творчеству, обусловлена не только объективными требованиями общественного развития, не только сущностными возможностями и способностями человека, но и, как уже отмечалось, самой природой педагогического труда как творческого процесса.

Достижение оптимальной продуктивности педагогической деятельности у разных учителей возможна только в том случае, когда их деятельность психологически индивидуализирована, строится на основе учёта своих индивидуальных особенностей и возможностей. Выработка индивидуального стиля деятельности учителя позволяет ему наиболее успешно решать стоящие перед ним педагогические задачи. Индивидуальность учителя представляет собой такую саморегулирующую систему, которая приводит к выработке различных способов педагогической деятельности в зависимости от обстоятельств, ситуации. Психологами доказано, что именно индивидуальность личности выступает условием продуктивного использования своих внутренних ресурсов в различных сферах деятельности. При этом происходит достижение высоких результатов, а так же развитие собственной личности.[1, с.212]

Личность не просто реализует себя в творческой деятельности, а особым образом действует в соответствии с жизненными планами, ценностями. Такой ценностью в нашем исследовании признаётся развитие умений, необходимых для педагогического мастерства, самореализации в профессиональном труде учителя.

Творческая индивидуальность, в конечном счёте, высшая характеристика деятельности учителя, поскольку именно в процессе постижения и утверждения педагогом своей творческой индивидуальности, во время её формирования в его личности, педагогический процесс, осуществляемый им, превращается в творческую деятельность. Следовательно, важнейший показатель творческого уровня педагогического труда – это проявление в нём творческой индивидуальности педагога. Творческая индивидуальность педагога проявляется в стиле деятельности, в манере творчества, в его отношении к излагаемому материалу и к собственной деятельности.

Личностный характер педагогического творчества проявляется в деятельности каждого учителя. Имея одну и ту же учебную цель, класс, материал каждый педагог будет действовать по-разному. «Одна и та же сверхзадача одной и той же роли, - пишет К.С. Станиславский, - оставаясь обязательной для всех исполнителей, звучит в душе каждого из них по-разному. Получается та же, да не та же задача… индивидуальные отклики в душе разных исполнителей имеют важное значение для сверхзадачи».

Творческий стиль индивидуальной деятельности учителя несет в себе как общее (педагогическую направленность, педагогические способности, знание и умение использовать психолого-педагогические закономерности, психологическую отзывчивость, наблюдательность, педагогический такт), так и специфическое, во многом неповторимое.

Тип индивидуальности учителя зависит от особенностей нервной системы, темперамента, от соотношения в его деятельности логического и интуитивного, от степени развития и характера сочетания способностей (гностических, конструктивных, прикладных и др.); от направленности (центрации) на воспитанника, условия и характер процесса, собственную личность, оценку труда администрацией и т.д.; от темперамента и эмоциональной возбудимости, от соотношения планируемого заранее и импровизационного и от других факторов.

Итак, творческую индивидуальность учителя можно рассматривать как со стороны «внутреннего» содержания, так и с «внешней» стороны. В первом случае это степень развития личности, отношение к педагогической деятельности как к призванию, потребность и способность в самореализации; образно-эмоциональный характер решений, изящество мысли, «свежесть» чувств, уверенность в себе, чувство меры и другие особенности. Во втором – оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение «транслировать» свою неповторимую личность, делать ее «просвечивающей» в каждом из компонентов образовательного процесса: в отборе его содержания, способах и приемах его презентации, в стиле общения с учащимися, в темпоритме урока, в каждой эмоциональной реакции на поведение учеников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. Деятельность является как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее – продуктивное.

Не о каждом учителе можно сказать, что он – ярко выраженная индивидуальность и тем более индивидуальность творческая. Эта характеристика заключается в неповторимости, своеобразии, необычности, уникальности, проявляющихся в поведении, деятельности и ее результатах. Творческая индивидуальность педагога проявляется главным образом в системе отношений «учитель – ученик», в неуловимых интимных аспектах их взаимодействия, во влиянии на духовно-культурную атмосферу образовательного учреждения. [6, с.64]

Целью учителя должно быть стремление почувствовать и выявить свою творческую индивидуальность, неповторимые особенности своей личности, своеобразие своего педагогического почерка. Именно выявление и развитие своей педагогической творческой индивидуальности, непохожесть на образцы, индивидуально-своеобразные способы педагогической деятельности, способствующие ее конечному успеху, обеспечат эффективность деятельности учителя, позволят решать учебно-воспитательные задачи с большей результативностью и получать удовлетворение от своего труда.

Этой многосложной диалектикой объективного и субъективного отмечено и становление творческой индивидуальности учителя. Познать собственные творческие возможности – это значит, каждый раз уметь определить для себя органическое единство своей личности и используемого приёма воздействия, который должен соответствовать не только ситуации, характеру воспитуемого, его индивидуальным особенностям или аудитории в целом, но и своей творческой индивидуальности.

Анализ психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта позволяет сделать заключение: специфика педагогической деятельности состоит в приоритете творческого компонента. Подготовка учителя к педагогическому творчеству основывается на формировании творческой индивидуальности. А механизм формирования творческой индивидуальности характеризуется двумя тенденциями: овладения, принятия учителем передового педагогического опыта и творческое преобразование этого опыта. Тенденция преобразования обеспечивает творческое воспроизводство человеческой сущности, развитие способностей личности, направленных не только на передачу опыта, но, прежде всего на воспроизводство самого себя в другом человеке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: