Организация урока
I. Организационный этап.
Мотивационный этап. Приветствие учителя. Включение в работу.
Но, прежде чем мы с вами продолжим, предлагаю выполнить в тетради тест №26 «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел. (Тест из сборника Л.Н.Алексашкиной «Тесты по истории Древнего мира»).
Актуализация знаний.
Ребята, послушайте стихотворение русского писателя Афанасия Фета:
Там, под оливами, близ шумного каскада,
Где сочная трава унизана росой,
Где радостно кричит веселая цикада
И роза южная гордится красотой,
Где храм оставленный подъял свой купол белый
И по колоннам вверх кудрявый плющ бежит, -
Мне грустно: мир богов, теперь осиротелый,
Рука невежества забвением клеймит.
Вотще... В полночь, как соловей восточный
Свистал, а я бродил незримый за стеной,
Я видел: грации сбирались в час урочный
В былой приют заросшею тропой.
Но в плясках ветреных богини не блистали
Молочной пеной форм при золотой луне;
Нет, - ставши в тесный круг, красавицы шептали...
"Эллада!" - слышалось мне часто в тишине.
Афанасий Фет
Учитель: ребята, а значит Эллада, откуда появилось это название? (Элладой называли греки свою страну, а себя называли эллинами). Значит, сегодня мы продолжаем путешествие в какую страну? Правильно, в Древнюю Грецию.
И сегодня, на уроке, мы с вами познакомимся с греческими полисами и Великой греческой колонизацией.
Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? (как вариант: узнать что такое полис и как жили его жители, что такое колонизация и почему она называлась Великой).
Сегодня на уроке вы закрепите умение работать с картой, контурной картой, извлекать информацию из учебного текста, отвечать на вопросы, составлять схему.
|
3. «Открытие нового знания». Ребята, посмотрите на карту и скажите, где располагается Греция и на какие части она делится? (На Балканском полуострове; северную, среднюю и южную (Пелопоннес) части; области). Каждая область, в свою очередь состоит из полисов.
Полис и его жители.
Учитель: когда мы с вами изучали государства Древнего Востока, то выяснили, что основной формой человеческого коллектива являлась что?
Ученики: община.
Учитель: правильно, община. В древней Греции община тоже была основой общества, но отличалась своеобразием и имела свои черты. Посмотрите стр. 132, пункт 1 и запишите в тетрадь определение, что такое община. Получается, что община это полис, как его назвали сами греки.
Греческая община-полис, включала в себя не только сельское население, но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности, если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины свободные собственники - обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной. Население полисов, по своему составу, было не однородным.
А вот на какие группы они делились, предлагаю отметить в схеме.
Жители полиса
знатные незнатные
аристократия демос
(лучшие) (народ)
управляли полисом подчинялись
Неравномерность природных условий Балканского полуострова влияла на развитие самих полисов. Как вы думаете, в чём это выражалось?
|
Правильно, это выражалось в различных видах деятельности, которые были присущи жителям полисов.
Развитие ремесла и земледелия в Греции
Чем же занимались жители полисов? В основном это земледелие. Греки возделывали практически все полевые, садовые и огородные культуры, распространенные в Средиземноморье. На искусно обработанной почве хлебопашцы выращивали пшеницу, ячмень, полбу, которые составляли основу питания древних греков.
Вот как об этом писал Геродот:
Сделал на нем и широкое поле, тучную пашню,
Рыхлый три раза распаханный пар; на нем землепашцы
Гонят яремных волов, и назад и вперед обращаясь…
Далее выделал поле с высокими нивами; жатву
Жали наемники, острыми в дланях серпами сверкая.
(«Илиада», XVIII, 541-551)
Помимо земледелия, в гомеровскую эпоху широкое распространение получает садоводство.
Много дерев плодоносных, ветвистых, широковершинных,
Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных,
Также и сладких смоковниц и маслин, роскошно цветущих;
Круглый там год, и в холодную зиму, и в знойное лето,
Видимы были на ветвях плоды…
Там разведен был и сад виноградный богатый…
(«Одиссея», VII, 114-122)
Занимались и скотоводством, роль которого в хозяйственной жизни древних греков была значительной. Гомер неоднократно говорит о стадах овец, коз, свиней, от которых получали мясо, молоко, сыр, шерсть, а также упоминает быков, без которых невозможно пашенное земледелие.
В то же время занятие ремеслом – кузнечном, гончарном, плотницком, кожевенном, ткацком и др. тоже было развито.
Отметить в тетрадь основные занятия греков (земледелие, садоводство, скотоводство, ремесло).
Зачастую, занимаемая деятельность, влияла на социальное положение. Особенно сложным было положение земледельцев. Неурожайные год, скудная почва, тяжёлый труд не давали обильных урожаев, и многие земледельцы разорялись и попадали в рабство, не сумев расплатиться по долгам. Долговой камень и рабство вызывал недовольство у демоса и они требовали их отменить, высказываясь на многолюдных народных сходках. Зарождалась борьба между аристократией и демосом. Так как пока ситуацию нельзя было изменить многие греки стали уезжать …