Развитие ремесла и земледелия в Греции




Организация урока

I. Организационный этап.

Мотивационный этап. Приветствие учителя. Включение в работу.

Но, прежде чем мы с вами продолжим, предлагаю выполнить в тетради тест №26 «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел. (Тест из сборника Л.Н.Алексашкиной «Тесты по истории Древнего мира»).

Актуализация знаний.

Ребята, послушайте стихотворение русского писателя Афанасия Фета:

Там, под оливами, близ шумного каскада,

Где сочная трава унизана росой,

Где радостно кричит веселая цикада

И роза южная гордится красотой,

 

Где храм оставленный подъял свой купол белый

И по колоннам вверх кудрявый плющ бежит, -

Мне грустно: мир богов, теперь осиротелый,

Рука невежества забвением клеймит.

 

Вотще... В полночь, как соловей восточный

Свистал, а я бродил незримый за стеной,

Я видел: грации сбирались в час урочный

В былой приют заросшею тропой.

 

Но в плясках ветреных богини не блистали

Молочной пеной форм при золотой луне;

Нет, - ставши в тесный круг, красавицы шептали...

"Эллада!" - слышалось мне часто в тишине.

 

Афанасий Фет

Учитель: ребята, а значит Эллада, откуда появилось это название? (Элладой называли греки свою страну, а себя называли эллинами). Значит, сегодня мы продолжаем путешествие в какую страну? Правильно, в Древнюю Грецию.

И сегодня, на уроке, мы с вами познакомимся с греческими полисами и Великой греческой колонизацией.

Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? (как вариант: узнать что такое полис и как жили его жители, что такое колонизация и почему она называлась Великой).

Сегодня на уроке вы закрепите умение работать с картой, контурной картой, извлекать информацию из учебного текста, отвечать на вопросы, составлять схему.

3. «Открытие нового знания». Ребята, посмотрите на карту и скажите, где располагается Греция и на какие части она делится? (На Балканском полуострове; северную, среднюю и южную (Пелопоннес) части; области). Каждая область, в свою очередь состоит из полисов.

Полис и его жители.

Учитель: когда мы с вами изучали государства Древнего Востока, то выяснили, что основной формой человеческого коллектива являлась что?

Ученики: община.

Учитель: правильно, община. В древней Греции община тоже была основой общества, но отличалась своеобразием и имела свои черты. Посмотрите стр. 132, пункт 1 и запишите в тетрадь определение, что такое община. Получается, что община это полис, как его назвали сами греки.

Греческая община-полис, включала в себя не только сельское население, но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности, если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины свободные собственники - обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной. Население полисов, по своему составу, было не однородным.

А вот на какие группы они делились, предлагаю отметить в схеме.

Жители полиса

знатные незнатные

аристократия демос

(лучшие) (народ)

управляли полисом подчинялись

Неравномерность природных условий Балканского полуострова влияла на развитие самих полисов. Как вы думаете, в чём это выражалось?

Правильно, это выражалось в различных видах деятельности, которые были присущи жителям полисов.

Развитие ремесла и земледелия в Греции

Чем же занимались жители полисов? В основном это земледелие. Греки возделывали практически все полевые, садовые и огородные культуры, распространенные в Средиземноморье. На искусно обработанной почве хлебопашцы выращивали пшеницу, ячмень, полбу, которые составляли основу питания древних греков.

Вот как об этом писал Геродот:

Сделал на нем и широкое поле, тучную пашню,

Рыхлый три раза распаханный пар; на нем землепашцы

Гонят яремных волов, и назад и вперед обращаясь…

Далее выделал поле с высокими нивами; жатву

Жали наемники, острыми в дланях серпами сверкая.

(«Илиада», XVIII, 541-551)

 

Помимо земледелия, в гомеровскую эпоху широкое распространение получает садоводство.

Много дерев плодоносных, ветвистых, широковершинных,

Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных,

Также и сладких смоковниц и маслин, роскошно цветущих;

Круглый там год, и в холодную зиму, и в знойное лето,

Видимы были на ветвях плоды…

Там разведен был и сад виноградный богатый…

(«Одиссея», VII, 114-122)

Занимались и скотоводством, роль которого в хозяйственной жизни древних греков была значительной. Гомер неоднократно говорит о стадах овец, коз, свиней, от которых получали мясо, молоко, сыр, шерсть, а также упоминает быков, без которых невозможно пашенное земледелие.

В то же время занятие ремеслом – кузнечном, гончарном, плотницком, кожевенном, ткацком и др. тоже было развито.

Отметить в тетрадь основные занятия греков (земледелие, садоводство, скотоводство, ремесло).

Зачастую, занимаемая деятельность, влияла на социальное положение. Особенно сложным было положение земледельцев. Неурожайные год, скудная почва, тяжёлый труд не давали обильных урожаев, и многие земледельцы разорялись и попадали в рабство, не сумев расплатиться по долгам. Долговой камень и рабство вызывал недовольство у демоса и они требовали их отменить, высказываясь на многолюдных народных сходках. Зарождалась борьба между аристократией и демосом. Так как пока ситуацию нельзя было изменить многие греки стали уезжать …



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: