Теоретический минимум.
ШАГ 1: найти границу между простыми предложениями в составе сложного
ШАГ 2: определить разряд союза (ПЕРЕД НИМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА СТОЯТЬ ЗАПЯТАЯ)
ШАГ 3: сделать вывод, если союз СОЧИНИТЕЛЬНЫЙ, то СВЯЗЬ СОЧИНИТЕЛЬНАЯ;
если союз ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЙ, то СВЯЗЬ ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ
сочинительные союзы | подчинительные союзы, союзные слова |
· Соединительные:и, да=и, ни-ни, не только – но и, как – так и, тоже, также · Противительные:а, но, да=но, зато, однако, же · Разделительные:или (иль), либо, то-то, не то- не то | · Временные:когда, пока, едва, лишь, лишь только, с тех пор как, до тех пор пока · Причинные:потому что, так как, оттого что, ибо, почему, вследствие того что, благодаря тому что · Целевые:чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, зачем · Условные:если, раз, если бы · Уступительные: хотя, несмотря на то что, пускай · Сравнительные:как, как будто, словно, точно · Следственные:так что, из-за того что · Изъяснительные:что, кто, чтобы · Определительные: какой, который, чей · Места: куда, откуда, где · Образа действия и степени: как, сколько, насколько, будто |
ПОМНИ! Если союз сочинительный, то это может быть как простое осложненное предложение, так и сложное, сложносочиненное СМОТРИ НА КОЛИЧЕСТВО ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ | ПОМНИ! Если союз подчинительный, то это предложение ТОЛЬКО сложное, сложноподчиненное |
Сложносочиненные предложения: Морешумело, и в тумане зарождалсядень. То скрипнетдверь, то тихо отворитсякалитка. | Сложноподчиненные предложения: Мыпришли домой, когда началсядождь. Мыне знали, чтопроизошло. Мыне знали, какое событие произошло. Мыостановились в том доме, который стоял на пригорке. |
В13: сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Теоретический минимум.
Сложноподчиненное предложение – это сложное союзное предложение, части которого неравноправны по смыслу (от одной можно задать вопрос к другой) и соединяются подчинительной связью.
Сложноподчиненное предложение состоит из главной части (от которой задается вопрос) и придаточной (к которой задается вопрос).
Девочка рассказывала так хорошо, что ни у кого не было вопросов.; Чтобы сократить путь, мы пошли через поле.
[ГЛАВНАЯ] (ПРИДАТОЧНАЯ) (ПРИДАТОЧНАЯ) [ГЛАВНАЯ]
Мысль, что она не успеет, ужаснула меня. ПРИДАТОЧНАЯ ЧАСТЬ МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ
В НАЧАЛЕ, В СЕРЕДИНЕ ИЛИ В КОНЦЕ ВСЕГО
(ПРИДАТОЧНАЯ) ПРЕДЛОЖЕНИЯ
[ГЛАВНАЯ]
ПОМНИ! Союз всегда находится ТОЛЬКО в придаточной части.
Придаточных частей может быть несколько. Они могут быть связаны последовательным, однородным или параллельным подчинением.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ- подчинение, при котором каждая следующая придаточная часть зависит от предыдущей. [ ], (), (). | [ Дети рассказали], (что нарвали цветов), (которыелюбит мама). |
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ (НЕОДНОРОДНОЕ)-подчинение, при котором несколько придаточных зависят от одной главной части и отвечают на разные вопросы. (), [ ], (). | (Когда поднялось солнцне), [мы увидели картину], (которая удивила нас всех). * Дорога, которой он шел,белела в сумерках, которые постепенно сгущались. |
ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ- подчинение, при котором несколько придаточных зависят от одной главной части и отвечают на один и тот же вопрос.. [ ], (), (). | [Слышно было], (как в саду шагал садовник), (как скрипела его тележка). |
ВНИМАНИЕ! Если однородные ипридаточные соединены союзом И, то запятая не ставится [ ], () и (). | [Лесник знал], (где живет белка) и (гдеходят на водопой кабаны). |
В14: сложное предложение с разными видами связи
Теоретический минимум.
Сложноподчиненное -(см. выше) | Сложносочиненное -это такое предложение, в котором простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами | Бессоюзное - это такое сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонацией, без союзов и союзных слов |
Знаки препинания | ||
· Запятая перед подчинительным союзом или союзным словом (см. выше) · Отсутствие запятой при однородном подчинении с союзом И (см. выше) | · Запятая перед сочинительным союзом (см. выше) · Отсутствие запятой перед союзом И, если: 1.в начале предложения есть общий второстепенный член (обстоятельство или дополнение) ПР: У гусякрылья были растопырены и клювраскрыт. 2. в начале предложения есть общее вводное слово ПР: Вероятно, онбыл в затруднении и в его душе совершаласьборьба. 3.Есть общее придаточное предложение (которое может стоять как в начале, так и в конце предложения) ПР: Дождь уже перестал и начинало светать, (когда мы вернулись). 4.Союз и соединяет ДВА вопросительных, восклицательных, назывных предложений ПР: Когда мы отправимся и где назначена встреча? Ночь и огромная луна. | 1. Если перечисление фактов (мысленно можно подставить союз и) ЗАПЯТАЯ ПР: В лесу весело поют птицы, над цветами летают бабочки. 2. Если перечисление фактов, но одна из частей предложения осложнена ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ПР: В лесу весело и беззаботно пели птицы; над цветами порхали бабочки. 3. Если между частями причинные отношения (мысленно можно подставить союз потому что) ДВОЕТОЧИЕ ПР: Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. 4. Если между частями отношения пояснения (мысленно можно подставить союз а именно) ДВОЕТОЧИЕ ПР: Мы увидели неожиданную картину: на поляне стоял лось. 5. Если между частями отношения дополнения (мысленно можно подставить союз что именно) ДВОЕТОЧИЕ ПР: Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант. 6. Если между частями отношения противопоставления (мысленно можно подставить союз а, но) ТИРЕ ПР: Он гость – я хозяин. 7. Если между частями временные и условные отношения (мысленно можно подставить союз когда, если) ТИРЕ ПР: Ехал сюда –рожь начинала колоситься 8. Если между частями отношения вывода, следствия (мысленно можно подставить союз так что, что из этого следует) ТИРЕ ПР: Ласточки летают низко над землей – жди дождя. 9. Если быстрая смена событий (за это время еще что-то произошло) ТИРЕ ПР: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. |
Внимание: в одном предложении могут встречаться различные комбинации союзной и бессоюзной связи.
ЧАСТЬ С
СОЧИНЕНИЕ-рассуждение = 70 СЛОВ
С3: ТОЛКОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА(на морально-этическую тему)*Стиль публицистический или художественный |
А) Вступление (толкование слова): Слово… обозначает… Б)Смысл высказывания, т.е. комментарии: Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов, т.к…. |
Обратимся к тексту. |
*для примера из текста В тексте (автора, писателя….) можно найти пример, подтверждающий мою мысль. *для примера из жизни Проявление…мы части встречаем в повседневной жизни. Например, мои родители (друзья, родственники)… О проявлении…рассказано в книге…писателем… Так герой…. Пример…рассматривается писателем…в книге… Герой рассказа… |
1) таким образом, …. – это одно из тех слов, которое учит… 2)Итак, можно увидеть, что …. 3)Нам удалось доказать, что… 4) Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… 5) В заключение (как видим),…хочется отметить, что рассмотренные нами примеры еще раз подчеркивают смысл слова…, показывают… |