ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ АРХИЕПИСКОПА ФАДДЕЯ (УСПЕНСКОГО)




 

«Учитель учителей» - пожалуй, самое лучшее и точное утверждение о будущем русском архиерее, которые первые годы перед получением кафедры во Владимире-Волынском в 1908 году будет заниматься преподаванием в духовных семинариях страны, и будет выделять наиболее важные моменты из своего педагогического опыта. В своих «Записка по дидактике» Фаддей (Успенский) обратил внимание не только на саму методику преподавания религиозных дисциплин, но и на цели воспитания в религиозном духе.

О смысле преподавания священнослужитель говорит следующие вещи: «Если уж обучение русскому языку, письму, счислению, истории и географии может и должно давать пищу не одному только уму, но и сердцу, так как все эти предметы заключают в себе много занимательного и интересного, если объяснительное чтение и рассказы из истории, при целесообразном выборе статей, могут иметь громадное воспитательное значение, то тем более нравственновоспитательное значение должны иметь уроки Закона Божия. Обучение Закону Божию прямо не достигало бы цели, если бы, занимая ум, оставалось без влияния на другие силы души детей, на самую их жизнь. Поэтому-то уроки Закона Божия должны прямо переходить в живую беседу…».[7, с. 47] Сразу же священнослужитель обращает внимание на существенные различия в преподавания Закона Божьего. Во-первых, Закон Божий - предмет, который является важным с точки зрения воспитания определенного отношения учеников к окружающей действительности. Изучая Закон Божий, учащиеся принимают на себя духовно-нравственное воспитательное значение предмета. В этом смысле, как мы уже отметили, говорить о преподавании такого предмета в обычной светской школе не совсем правомерно, потому что преподавание этого предмета целиком и полностью ложиться на лиц духовного звания (законоучителя).

О смысле преподавания дисциплины для самих законоучителей Фаддей (Успенский) говорит следующее, отмечая при этом проблему, что достаточно часто сами законоучителя не могут принимать участие в преподавании из-за своих обязанностей. Вот его слова: «…учителям во многих случаях приходится заменять законоучителя, - потому ли, что его нередко отвлекают обязанности по приходу, или еще по какой другой причине, - учитель уже потому не может считать обучение Закону Божию обязанностью, совершенно стороннею для себя, что Закон Божий есть главный предмет в школе и средоточие всего школьного обучения». [11, с. 89]Обратим внимание, что по логике священнослужителя, Закон Божий является центральным предметом школьного обучения. Это вполне справедливое утверждение именно для церковно-приходских школ, где главная задача воспитания в общем и целом сводится к знанию Священного Писания, но также и к другим особенностям.

Сам Фаддей (Успенский) о христианском воспитании писал так: «Христианское воспитание соединяет в себе все то, к чему стремятся педагоги, и только оно вполне достигает тех целей, какие педагоги ставят для воспитания. Так, если говорят, что воспитание должно вести к счастью воспитанника, то только христианство и может дать истинное счастье человеку. Не отвергая (как языческие философы стоики) земных радостей, оно запрещает только неумеренную привязанность к ним и указывает человеку на истинную радость, которая состоит в молитвенном общении с Богом, в служении ближним в духе любви». [7, с 61]По мере своих рассуждений Фаддей (Успенский) обращается к целому ряду, как ему кажется, важных идей в преподавании. Он отмечает и абсолютную нелогичность отмены преподавания Закона Божьего во Франции в 1881 году, но при этом обращает внимание, что в Европе многие реформы образования были во многом подвержены логике просветителей, которые также высказывали свои педагогические идеи. Среди известных авторов были Ж.-Ж. Руссо, Я. Коменский, развивавший теорию о природосообразности воспитания, и др

О месте учителя в преподавании Фаддей (Успенский) продолжает: «Затем, учитель обязан не только учить, но и воспитывать детей. Но ведь для воспитания детей в духе христианского благочестия живые беседы с детьми по Закону Божию составляют одно из наиболее действенных средств. Учитель всегда легче подействует на детей, если будет говорить им, как учил Спаситель, как жили праведные люди, о которых рассказывается в Священной Истории, и т.д.». [7, с 52] Очевидно, что роль учителя не должна ограничиваться только словами. Она должна сопровождаться и делами. Будущий архиерей отмечает, что для того, чтобы начинать преподавание Закона Божьего нужно узнать, что ученики в принципе знают о нем.

«учителю предстоит многое в понятиях детей исправить (например, разные суеверия) и дополнить, чтобы таким образом подготовить к дальнейшему обучению Закону Божию. Затем во вступительных беседах нужно уяснить детям самые основные понятия о Боге, без которых нельзя было бы ни объяснять молитвы, ни изучать Священную Историю». К таким относятся: изучение отдельных особенностей богослужений; знание молитв, которое должно сопровождаться рассказом об отдельных аспектах в богослужениях и местах молитв в них и т.д. «Успешно может воспользоваться учитель для воспитания молитвенного настроения в детях и присутствием их за богослужением», - заключает Фаддей (Успенский). [7, с.43]

Как мы отмечали, в состав Закона Божьего входят и другие области. Одну из них - Священную Историю нужно преподавать «живо и наглядно».

«Живость и наглядность рассказа состоит в том, - пишет священнослужитель, - что рассказываемое событие представляется как бы происходящим пред глазами детей, - это бывает тогда, когда в нем удерживаются все характерные подробности обстановки (картинность), подлинные речи действующих лиц (драматизм) и т.д. Краткие и сухие, сжатые рассказы в 5-10 строк запоминаются детьми с большим трудом, чем пространные, но живые рассказы из Библии от 50 до 100 строк». К этому же следует добавить, что «рассказ должен быть как можно более прост и естествен, а также должен отличаться последовательностью, так чтобы каждое последующее событие естественно вытекало из предыдущего». [11, с. 45]

С точки зрения современного взгляда на преподавание одним из главных средств является наглядность. Однако, если сейчас мы имеем право использовать в качестве дополнительных средств большое количество информационных и электронных ресурсов, то для начала ХХ века, разумеется, были гораздо более простые технологии. К таковым относятся показ картин, которые должны были четко следовать библейским сюжетам, а не выдумки различных художников. «Хорошо употреблять из картин особенно изображение различных местностей, упоминаемых в Библии, священных одежд, чертежи скинии и храма с их принадлежностями, карту Палестины, с помощью которой дети могут наглядно следить за путешествием израильтян в землю обетованную или Господа Иисуса Христа и Его апостолов по городам и селениям. Только прежде пользования картою Палестины необходимо дать детям понятие о масштабе (как уменьшенной единице измерения местностей земного шара)». [5, с. 22] Обращение к картографическому материалу также важная часть преподавания и Фаддей (Успенский) предлагал давать возможность для понимания, где происходили события из Священной Истории на примере карты Палестины. Конечно, здесь следует, наверное, оговориться о том, что в силу возраста и карта должна быть адаптирована для учеников, поэтому вероятно нужно было использовать карту Палестины с дополнительными комментариями к ней со стороны учителя не только о масштабах, но и других деталях, к примеру: расположение страны, расположение других стран или же на примере священных мест.

Вопрос об изучении Краткого катехизиса в школе должно было происходить более спокойно, но главной ошибкой преподавания данной дисциплины архимандрит Фаддей считал заучивание: «Особенно же при изучении катехизиса учитель должен постараться, чтобы катехизис не представлялся предметом сухим и безынтересным, состоящим из одних только определений и разделений. Даже самые возвышенные истины христианской веры, например, догматы о Пресвятой Троице, могут быть так сообщены детям, что они будут слушать их охотно. Догматы веры христианской суть живые истины, близкие и дорогие сердцу человека» [6, с. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, можно сказать, что идеи Фаддея (Успенского) достаточно актуальны для вопросов преподавания не только религиозных дисциплин и до сегодняшнего дня. Вопросы о применении наглядности, живость обучения, отказ от зазубривания текста - наиболее тяжелые вопросы в преподавании особенно гуманитарных дисциплин. Как справедливо отмечает Гринько, архимандрит Фаддей подчеркивал необходимость светского знания на духовной основе. «Записки» Фаддея (Успенского), принципы преподавания достойны того, чтобы они были включены так же и в систему светского обучения. Это происходит на сегодняшний день повсеместно.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агафонова Г. З. Воспитание духовности в святоотеческом наследии Святителей Феофана, Вышенского Затворника, и Фаддея (Успенского) // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. – 2006. – № 5.

2. Гринько К. М. Педагогическая детельность архиепископа Фаддея (Успенского) в конце XIX – начале ХХ вв. [Электронный ресурс]. – URL: https://rus-istoria.ru/ component/ k2/item/.

3. Дамаскин (Орловский), иером. Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского (1872–1937). – Тверь, 1997.

4. Егорова М. А. Учитель учителей. Педагогические идеи священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. – 2007. – Вып. 2. 5. Ковалева И. И., Хайлова О. И. Проповеди священномученика университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. – 2012. – № 6 (49). – С. 47–64. [Электронный ресурс]. – URL: [https:// www.pravoslavie.ru/58073.html].

6. Ковырзина Т. В. Священномученик Фаддей (Успенский) о роли православного воспитания // Вестник ПСТГУ. – 2010. – Вып. 3 (18).

7. Фаддей (Успенский), сщмч. Творения. Книга II. Записки по дидактике. – Тверь, 2003.


8. Маслов. Н.В. Библиотека нравственного воспитания Н.В. Маслова. Основы русской педагогики.- М.:ООО Самшит- издат.; 2017.


9. Шестун Е. Учебное пособие. Православная педагогика.- М.:ООО Самшит- издат.; 2017.


10. Янушкявичюс Р. Основы нравственности. Учебное пособие..- М.:ООО Самшит- издат.; 2017.

 

11. Фаддей (Успенский), сщмч. Творения. Книга I. Записки по дидактике. – Тверь, 2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: