ПРЕДИСЛОВИЕ.
Традиционно развитие европейской медицины шло по пути поиска методов диагностики и лечения заболеваний. Лишь в конце XIX в. были сделаны предпосылки для развития такого научного направления как профилактическая медицина.
Работы Л. Пастера в корне изменили не только взгляды на природу инфекционных заболеваний, но и позволили разработать методы их вакцинопрофилактики. В результате первая половина ХХ в. ознаменовалась серьезной победой над многими инфекционными заболеваниями, известных человечеству на протяжении тысячелетий. Были открыты антибиотики, противовирусные, противогрибковые и противопаразитарные препараты.
Как следствие успеха в предотвращении и лечении инфекционных заболеваний, увеличилось время жизни. Человечество перешагнуло через семидесятилетний порог средней продолжительности жизни и уверенно приближается к восьмидесятилетнему. А ведь еще в конце XIX- начале XX вв. пятьдесят лет считалось глубокой старостью, и свой полувековой юбилей мог отпраздновать едва ли каждый четвертый, а каждый второй не переживал пневмонии.
Однако прогресс медицинской науки наряду с развитием благ цивилизации принес человечеству новые заболевания, которые, если и были известны ранее, то не представляли столь серьезной проблемы, как теперь. Речь, прежде всего, идет о неинфекционных заболеваниях, а среди них – сердечно-сосудистых, эндокринных и онкологических. До 75% преждевременных смертей в мире связаны с неинфекционными заболеваниями.
С одной стороны, нельзя исключить, что раньше, за счет меньшей продолжительности жизни, многие просто не доживали до сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. С другой стороны, изменение условий труда и развитие средств транспорта резко уменьшили физическую активность населения. Развитие сельского хозяйства и пищевой индустрии привело к ликвидации голода и одновременно – к увеличению доступности продуктов питания, снижению их стоимости, появлению сублимированных, обработанных продуктов. Избыточное питание перестало быть редкостью. Индустриализация и урбанистическое изменение климата повлекли за собой изменение экологической обстановки. Таким образом, неинфекционные заболевания являются оборотной стороной, следствием развития человеческого общества. Поэтому иногда их называют «болезнями цивилизации».
В то же время риск их развития неодинаков, и зависит не только и столько от генетических факторов, от прогресса в области медицины, сколько от поведения конкретного индивидуума. Именно поэтому в последние годы стала складываться парадигма здорового образа жизни как неотъемлемой части профилактической медицины.
Разумеется, как все новое, здоровый образ жизни уходит корнями в глубокое прошлое. В древних литературных памятниках, например, в Ветхом Завете, в ведах, можно найти элементы здорового образа жизни. Гиппократ говорил о важности режима больного для его выздоровления. Подобные мысли можно найти в трудах Авиценны, Парацельса. Однако философия здорового образа жизни стала складываться лишь во второй половине ХХ в. Стало понятым, что многие неинфекционные заболевания дешевле и проще предотвратить, чем в последствии лечить. Кроме того, сложились представления о первостепенной роли здоровьесберегающего поведения каждого индивидуума в профилактике неинфекционных заболеваний. С этой точки зрения здоровый образ жизни представляет собой определенную культурную традиция общества, которая широко привита во многих западных странах и начинает прививаться в нашей стране.
Академик РАМН Вице-президент РАМН В.И. Стародубов
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА:
«Раскрой секретный код, твоего ЗДОРОВЬЯ»
СПЕЦИФИКА ПРОЕКТНОЙ ОБЛАСТИ:
охрана здоровья, пропаганда здорового образа жизни;
ОСНОВНА ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Основными целями проекта «Раскрой секретный код, твоего ЗДОРОВЬЯ» являются повышение уровня значимости и необходимости регулярных профилактических медицинских осмотров среди учащихся различных учебных заведений, через их обучение в игровой интерактивной форме особенностям функционирования своего организма его сильных и слабых сторонах, а также эффективных методах, способствующих укреплению здоровья и профилактики различных заболеваний, а во вторую, но не менее важную очередь повышение престижа и значимости профессии врача.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
· Разработка технологической карты мероприятий проекта.
· Согласование с соответствующими профильными министерствами и ведомствами технологической карты мероприятий проекта.
· Совместная разработка и производство необходимых информационно-методических и аналитических материалов.
· Разработка и внедрение современных образовательных и диагностических IT-решений для мобильных устройств;
· Организация и проведение мероприятий проекта в различных образовательных учреждениях с их последующим анализом и совершенствованием.
· Организация процесса постоянного совершенствования и модернизации учебного и игрового контента.
· Организация и проведение межрегиональных круглых столов и обучающих семинаров для представителей образовательных учреждений и центров профилактической медицины.
· Размещение и продвижение готового контента и технологии организации мероприятий в сети Интернет и образовательных учреждениях всех регион России.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:
Данный проект является социально-значимым и направлен в первую очередь на повышение уровня значимости и необходимости регулярных профилактических медицинских осмотров среди учащихся различных учебных заведениях, через обучение их в игровой интерактивной форме особенностям функционирования своего организма его сильных и слабых сторонах, а также эффективных методах, способствующих укреплению здоровья и профилактики различных заболеваний, а во вторую, но не менее важную очередь повышение престижа и значимости профессии врача.
ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:
Проект «Раскрой секретный код, твоего ЗДОРОВЬЯ» разработанный нашей командой – это проект направленный в первую очередь на повышение уровня значимости и необходимости регулярных профилактических медицинских осмотров среди учащихся различных учебных заведениях, через обучение их в игровой интерактивной форме особенностям функционирования своего организма его сильных и слабых сторонах, а также эффективных методах, способствующих укреплению здоровья и профилактики различных заболеваний, а во вторую, но не менее важную очередь повышение престижа и значимости профессии врача.
Сам проект построен в интересной и увлекательной игровой образовательной форме, с участием не только учащихся и сотрудников образовательных учреждений, но и врачей, работников различных профильных медицинских учреждений, активистов, и волонтеров студентов средне-профессиональных и высших медицинский учреждений, что несомненно не оставит равнодушными и не увлеченными не одного учётшегося в независимости от статуса их учебного заведения.
Сам проект будет организован в виде «маршрута здоровья» следую по которому участники проекта будут овладевать различными навыками и компетенциями начиная от интересных научно подтвержденных знаний об особенностях нормального функционирования своего организма и его отдельных органах, заканчивая самостоятельным определением симптомов жизнеугрожающих состояний социально-значимых хронических неинфекционных заболеваний, таких как ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма и на конец сахарный диабет, предупреждение которых на ранних стадиях позволит избежать развитие их осложнений и раннюю инвалидизацию.
На каждой «остановке» следования по «маршруту здоровья» предусмотрена возможность изменения не только самих заданий, но и их сложности в зависимости от возрастной группы участников и степени их погруженности в процесс.
На последнем этапе все участники получат соответствующий сертификат «диплом» специалиста, что позволит им не только по системе «домашнего задания» самостоятельно и в соответствии с утвержденными медицинскими стандартами. провести в домашних условия с участием членов их семьи экспресс тест, направленный на раннее выявление симптомов хронических неинфекционных заболеваний с последующим направлением их в соответствующие лечебные учреждения своего города, но и ближе познакомится с профессией врача и смежными специальностями, что в свою очередь позволит нам провести дополнительную профессионально ориентационную деятельность и повысить привлекательность такой профессии как ВРАЧ.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА:
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.
Причиной является - высокая степень умственной нагрузки, усложнение учебных программ, дефицит свободного времени, предпочтение пассивного отдыха активному, снижение пребывания на свежем воздухе ведет к дисгармоничному развитию учащихся (дефицит массы или ее избыток, снижение функциональных показателей сердечно - сосудистой системы, дыхательной и мышечной систем), снижению работоспособности.
Из 1 млн. относительно здоровых детей, приходящих в 1 класс, уже через 9 месяцев у каждого 4 (250000) выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться практически здоровыми. За период обучения среди учащихся в 5 раз увеличивается число нарушения органов зрения и нарушения осанки, в 4 раза - патология органов пищеварения, нервно-психических расстройств. Половина детей школьного возраста имеют отклонения в развитии опорно двигательного аппарата, у 25-30% - в сердечно-сосудистой и дыхательной системах.
Наиболее часто встречающиеся болезни школьников:
· Сколиоз;
· Близорукость;
· Хронический гастрит и язвенная болезнь;
· Нейроциркуляторная дистония;
· ЛОР - заболевания (аденоиды);
· Атопический дерматит;
· Цистит;
- Заболевания сердечно-сосудистой системы;
- Сахарный диабет.
Поэтому основными целями проекта «Раскрой секретный код, твоего ЗДОРОВЬЯ» являются повышение уровня значимости и необходимости регулярных профилактических медицинских осмотров среди учащихся различных учебных заведений, через их обучение в игровой интерактивной форме особенностям функционирования своего организма его сильных и слабых сторонах, а также эффективных методах, способствующих укреплению здоровья и профилактики различных заболеваний, а во вторую, но не менее важную очередь повышение престижа и значимости профессии врача.
Выбор игровой формы обучения не случаен, а закономерен т.к. игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению любого предмета и в том числе здорового образа жизни. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес учащегося в образовательный процесс.
По определению, игра - это и есть та самая чувственная составляющая, которая активизирует мозг на решение сложных задач.
Приложение 1
Проект сценария школьного квеста «Раскрой секретный код своего здоровья» по случаю Всемирного дня здоровья