Наименование практики
Наставник – партнер профессионального становления обучающихся.
Аннотация
Практика описывает систему подготовки обучающихся в формате дуального обучения с применением инструмента наставничества.
Практика может быть интересна образовательным организациям среднего профессионального образования и работодателям, готовым к внедрению описываемой технологии.
Место реализации практики
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области «Ярославский автомеханический колледж». Юридический адрес: 150043 Ярославль ул. Автозаводская. Контактное лицо: Кузнецов Олег Вячеславович, заместитель директора, 8(4852)737118, pl2@inbox.ru
Актуальность
Дуальное обучение – это особый и очень перспективный формат образовательного процесса, предполагающий проведение практической части обучения студентов на базе реального производства.
В рамках системного проекта Агентства стратегических инициатив «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», Ярославский автомеханический колледж совместно с партнером – ООО «Арвато Рус» уже в течении пяти лет реализует программы производственной практики студентов в форме дуального обучения с применением инструмента наставничества.
ООО «Арвато Рус» - это русско-немецкая компания, работающая по международным стандартам качества и требованиям к квалификации своих работников. Партнёрские взаимоотношения компании с Ярославским автомеханическим колледжем позволяют интегрировать многолетний немецкий опыт наставничества в практику колледжа и осуществлять подготовку студентов в соответствии с международными стандартами.
В 2014 года Ярославский автомеханический колледж и ООО «Арвато Рус» вошли в международный проект VETnet («VETnet – всемирная сеть немецких торгово-промышленных палат за объединенное профориентированное образование и подготовку»). Данный проект аккумулирует уникальный опыт Германии в сфере дуального образования.
Партнерский союз ООО «Арвато Рус» и Ярославского автомеханического колледжа входят в «Комиссию по профессиональному образованию», созданную при Российско-германской Внешнеторговой палате.
Цели и задачи
Цель: формирование профессиональных компетенций студентов, соответствующих современным требованиям рынка труда и международным стандартам, в процессе дуального обучения с использованием инструмента наставничества.
Задачи:
1. Формирование опыта практической деятельности устудентов на реальном производстве.
2. Знакомство и приобщение студентов к корпоративной культуре предприятия.
3. Развитие мотивации у студентов на дальнейшее профессиональное развитие.
4. Формирование у студентов практических компетенций, соответствующих задачам требованиям предприятия;
5. Создание постоянно пополняющегося внешнего кадрового ресурса квалифицированных рабочих и специалистов, соответствующих требованиям предприятия;
6. Развитие системы наставничества в контексте целевых установок практики.
Средства и способы реализации практики
Модель дуального обучения предполагает партнерское взаимодействие колледжа и предприятия по реализации производственной практики на базе предприятия (Приложение 1).
Концептуальной основойпрактики является соответствие задач производственной практики реальным задачам производственного процесса предприятия.
Условия реализации практики обуславливают основный подход к выполнению поставленных задач - организация самостоятельной деятельности практиканта на рабочем месте под руководством наставника от производства.
Функции наставника заключаются в:
- инструктировании практикантов о правилах внутреннего трудового распорядка, правилах охраны труда и промышленной безопасности, об особенностях корпоративной культуры;
- консультирование и сопровождение практиканта в процессе решения локальных трудовых задач;
- обучение способам и алгоритмам, технологиям реализации трудовых задач;
- промежуточная и итоговая оценка деятельности практиканта.
Следует отметить, что оценочные средства для промежуточного квалификационного экзамена разрабатывают сами наставники предприятия.
При организации практического обучения начиная со второго курса, в том числе, в учебных структурах предприятия функции мастера производственного обучения полностью переходят к наставнику.
Основными требованиями, предъявляемыми к наставнику, являются:
- уровень квалификации, соответствующий задачам практики;
- собственная результативность и необходимый практический опыт;
- компетентность в вопросах корпоративной культуры, организационной структуры предприятия;
- компетентность в вопросах педагогики и психологии;
- личная мотивация на осуществление наставничества.
Кандидаты в наставники, соответствующие установленным требованиям, в обязательном порядке дополнительно проходят подготовку по корпоративной программе обучения.
Система наставничества предполагает двухуровневое управление:
1 уровень: наставник–руководитель, который организует, контролирует обучение студентов колледжа на производственных участках компании и назначает наставников для работы в конкретном подразделении.
2 уровень: наставники на производственных участках, непосредственно сопровождающие деятельность практикантов (за каждым наставником закрепляется не более двух практикантов).
С целью поощрения сотрудников на предприятии разработана система стимулирования наставников, включающую в себя в том числе следующие мероприятия – награждение грамотами, дипломами и почетными знаками «Лучший наставник», ежегодное награждение лучших студентов и наставников проекта Vetnet в посольстве Германии.
По окончании производственной практики проводится обязательный итоговый квалификационный экзамен. В комиссию входят руководители подразделений предприятия и члены администрации колледжа. Сами наставники участие в экзамене не принимают. Члены экзаменационной комиссии проходят обязательное обучение.
По результатам экзамена студентам присваивается квалификация, о чем выдается документ (сертификат) предприятия, а также сертификат Российско-Германской внешнеторговой палаты, подтверждающие их квалификацию по немецким стандартам.
Подробное описание системы наставничества на производстве регламентирует Положение о наставничестве (Приложение 2).
Производственная практика в формате дуального обучения реализуется на основе приказа работодателя «Об организации наставничества в рамках проекта дуального обучения».