ГАПОУ РК «Сортавальский колледж»
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
По дисциплине
«ФИЗИКА»
ТЕМА: ЛР № 10 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
Студент должен уметь:
- собирать цепь из источника тока, лампы, амперметра и ключа, соединив всё последовательно;
- измерять вольтметром напряжение на лампе;
- вычислять мощность тока в лампе;
- определять работу тока в лампе по времени её горения и мощности;
Норма времени: - 2 часа.
Оснащение рабочего места (оборудование для лабораторной работы):
1. источник тока;
2. низковольтная лампа на подставке;
3. амперметр;
4. вольтметр;
5. реостат на 6-10 Ом;
6. ключ;
7. соединительные провода.
Литература: учебник «Физика» автор: С.В. Громов, стр. 364.
Цель работы:
Научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы.
Вопросы к допуску:
1. Что называют мощностью?
2. Как рассчитать мощность?
3. Как выражается мощность электрического тока через напряжение и силу тока?
4. Что принимают за единицу мощности?
5. Как выражается единица мощности через единицы напряжения и силы тока?
6. Какие единицы мощности используют в практике?
7. Какую величину обычно указывают в паспортах приёмников тока?
8. Как можно выразить работу тока через мощность и время?
9. Какие используют единицы работы тока кроме джоулей?
Техника безопасности:
1. Соблюдать тишину при выполнении работы;
2. Правильно пользоваться предложенным оборудованием.
Теоретические сведения:
При замыкании электрической цепи на её участке с сопротивлением R, током I, напряжением на концах U производится работа А: A=UIt=I2Rt= .
|
Величина, равная отношению работы тока ко времени, за которое она совершается, называется мощностью P: P=A/t. Следовательно, P=IU=I2R=U2/R.
Причина несовпадения результатов определения мощности лампы накаливания, полученных опытным путём с мощностью, указанной на цоколе баллона лампы накаливания заключается в том, что на лампе указана номинальная мощность – столько, сколько лампа может дать. Если мы потребовали у неё меньше – она меньше и даст.
Погрешность измерений также могут вносить используемые часы. Если используется секундомер или просто заведомо точные часы, погрешность, вносимая ими, будет привычной – половина цены деления. Часы, сбитые с точного хода, могут дать огромную ошибку.
Порядок выполнения работы:
1. Собрать цепь из источника тока, лампы, амперметра и ключа, соединив всё последовательно.
2. Измерить вольтметром напряжение на лампе.
3. Начертить в тетради схему собранной цепи и записать показания приборов.
4. Вычислить мощность тока в лампе.
5. Заметить время включения и выключения лампы. По времени её горения и мощности определить работу тока в лампе.
6. Проверить, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе. Если значения не совпадают, объясните причину этого.
7. Произвести перевод полученной мощности в кВт·ч.
8. Рассчитать сопротивление нити накала лампы.
9. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу.
Таблица измерений:
Напряжение на зажимах лампы U, В | Сила тока в лампе I, А | Мощность, потребляемая лампой P, Вт | Работа тока в лампе A, Дж | Сопротивление нити накала лампы R, Ом |
11,5 | 0,3 |
|
Контрольные вопросы:
1. Каков физический смысл напряжения на участке электрической цепи?
2. Какие способы определения мощности тока вам известны?
3. Из какого металла изготовляют проволоки для спиралей ламп?
4. Зачем баллоны современных ламп накаливания наполняют инертным газом?
5. На какие напряжения рассчитаны лампы накаливания, выпускаемые нашей промышленностью?
6. Лампы, 200 – ваттная и 60 – ваттная, рассчитаны на одно напряжение. Сопротивление какой лампы больше? Во сколько раз?
7. Какое количество электроприборов одинаковой мощности (100 Вт) может быть включено в электрическую цепь напряжением 220 В при номинальной силе тока в предохранителе (для этой цепи) 5 А?
Преподаватель: Ермолаева О.И.