существует ли аналогичный предел в развитии социальных систем?




Или, другими словами, существует ли предел куль­турного развития человечества?

Характерно, что на этот вопрос Пригожин тоже дает, хотя и с меньшей уверенностью, отрицательный ответ: «Способна ли эволюция в целом привести к...глобальному принципу [устойчивости] или же, напротив, каждая гуманитарная система представляет собой уникальную реализацию некоторого сложного стохастического процесса, для которого никоим образом невозможно установить правила заранее?»

Пригожин считает, что более справедливо второе.

Пригожин И.. Николис Г. Познание сложного. – М., 1990. – С. 276.

 

Чтобы ответить на этот вопрос, надо более пристально приглядеться к закону суперотбора.

Дело в том, что этот закон, как было показано ранее, предполагает две противоположные тенденции в развитии общества: 1) стремление социальных систем к устойчивости (равновесию); и 2) постоянное стремление к изменчивости (нарушению равновесия).

Если первая тенденция обусловлена связью социального отбора (как и всякого отбора) с принципом устойчивости, то вторая – порождением в результате преодоления старых социальных противоречий новых противоречий, дающих новый импульс к развитию.

С первого взгляда такое сочетание в одной системе взаимо­исключающих тенденций кажется невозможным. Однако существует один способ развития, при котором оно становится возможным. Это происходит тогда (и только тогда), когда в процессе развития имеет место "затухание", или "смягчение" (умень­шение остроты) противоречий.

Понятие "затухания" противоречия имеет следующий смысл: 1) новые противоречия возникают на основе более глубокого единства элемен­тов системы, т.е. более высокой интеграции их в целое; 2) уменьшается степень противоположности между противодействующими причинами (сокращается антагонизм между ними); 3) уменьшается масштаб тех жертв, которые необходимы для разре­шения противоречий.

Указанное "затухание" противоречий становится понятным и естественным, когда принимают во внимание ту истину, что закон суперотбора действует в обществе не непосредственно, а (в отличие от природы) через закон дифференциации и интеграции идеалов, ведущего к формированию и реализации общечеловеческого ("абсолютного") идеала.

Любопытно, что представление о дифференциации и интеграции объективной реальности было сформулировано в общей форме еще в философских системах Г. Гегеля и Г. Спенсера; а представление о закономерной дифференциации и интеграции обще­значимых знаний – в трудах многих историков науки.

В то же время вплоть до послед­него времени теоретики проявляли странную непоследовательность, не решаясь сде­лать в этих обобщениях последний шаг – признать наличие в истории закономерной дифференциации и интеграции общезначимых желаний.

 

 

Поэтому действие закона дифференциации и интеграции идеалов можно интерпретировать как идеализацию самих частно-человеческих ("относительных") идеалов. Очевидно, что продуктом такой метаидеализации должен быть общечеловеческий ("абсолютный") идеал.

 

Не­трудно понять, что как раз тенденция к формированию и реализации такого идеала и должна порождать тенденцию к "затуханию" и постепенному исчезновению социаль­ных противоречий. Ведь существование противодействующих социальных факторов связано с существованием противоположных идеалов (борьбой идеалов и антиидеа­лов).

Абсолютный идеал не может не приводить к повсеместному вытеснению конку­ренции кооперацией.

Разумеется, речь идет только о тенденции, т.е. некой стохас­тической (вероятностной, статистической) закономерности, которая не исключает местных (локальных) отклонений от указанного процесса (флуктуаций).

 

Реализация абсолютного идеала должна привести к образованию некой предельной диссипативной системы, которую естественно назвать суператтрактором.

 

Для по­следнего характерны следующие черты:

 

1. Полный синтез порядка и хаоса, т.е. такой порядок, который устойчив отно­сительно абсолютного хаоса.

Это означает, с одной стороны, полное единство действий элементов системы – глобальная кооперация вместо того сочетания локальной кооперации с локальной конкуренцией, с которой мы встречались ранее. Тем самым, казалось бы, в системе устанавливается абсолютный порядок, а хаос исчезает вообще. Но, с другой стороны, глобальная кооперация сама приобретает хаотический характер в том смысле, что она непредсказуемым образом меняет свое направление для компенсации хаотических воздействий внешней среды.

 

2. Суператтрактор не может быть отнесен к разряду ни простых, ни странных аттракторов, ибо он преодолевает саму противоположность между этими типами аттракторов. Поэтому его уместно назвать сверхстранным аттрактором.

 

3. Поскольку суператтрактор является материальным воплощением абсолютного идеала, а этот идеал представляет собой абсолютное единство в абсолютном много­образии желаний, то и суператтрактор оказывается воплощением такого единства.

Вот почему путь к нему лежит через последовательное развертывание всего много­образия желаний.

 

4. В отличие от биохимической и биологической эволюции, у которых предел сложности достигается за конечное время, суператтрактор за конечный период времени в принципе недостижим.

К суператтрактору, если воспользоваться математическим языком, можно асимптотически приближаться сколь угодно долго, не достигая его полностью (за конечный отрезок времени) никогда.

 

В этом отношении такая система напоминает так называемую предельную точку в математике.

Бесконечность движения к суператтрактору в конечном счете обусловлена его связью с преобразова­нием объекта субъектом (трансформизм), составляющим саму специфику социальной деятельности.

 

Биохимическая и биологическая эволюция потому конечна, что она основана на приспособлении к объекту (конформизм). При приспособлении (адаптации) меняется только субъект, а объект остается неизменным. В противном случае само приспособление потеряло бы смысл.

Напротив, при преобразовании объекта начинается взаимодействие между изменениями объекта и изменениями субъекта, а этот процесс потенциально бесконечен.

 

Таким образом, теория социальной самоорганизации приводит к заключению о необходимости существования в потенциально бесконечном процессе развития конеч­ного предельного состояния с уникальными свойствами.

Причем причиной стремления системы к суператтрактору является естественный процесс суперотбора.

 

Из сказанного ясно, что синергетический подход к социальным явлениям отнюдь не сводится к перефразировке известных истин.

В результате такого подхода форми­руется новая система социальных понятий и обнаруживаются новые социальные закономерности, открыть которые без учета этих понятий было бы невозможно.

Благодаря же учету указанных закономерностей такие старые социальные проблемы, как проблема исторического детерминизма, критерия социального прогресса, причин возникновения и природы социальных кризисов, существования предела культурного развития человечества, причин возникновения и роли социальных утопий и другие получают существенно новое решение.

 

Поэтому социальная синергетика предстает перед нами как новая научная дисциплина, которую с таким же успехом можно было бы назвать синергетической культурологией, а, возможно, и синергетической социо­логией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: