В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ




Библиотека-филиал № 17 им. М. А. Шолохова

 

КАЗАЧЬЯ ЗДРАВА

Медицина казаков

 

Составитель: Урусова М. Н.

 

 

Волгоград, 2020


 

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ

Казаки были воинами, поэтому на первом месте стояла забота о здоровье подрастающего поколения, его физическая и тактическая подготовка. Чем лучше был подготовлен молодой казак, тем больше у него было шансов уцелеть в битве.

Принято говорить о том, какое внимание уделялось воспитанию казачат со стороны стариков и всего станичного общества, про то, что воспитание казака или казачки начиналось с самого рождения, про обряды инициации, которые проходило подрастающее поколение. Но при этом часто забывают, что забота о детях начиналась задолго до их рождения. Например, крёстная и крёстный следили за здоровьем казачки-матери, и, если чувствовали, что она устала из-за чрезмерных работ по дому, забирали её от мужа и его родни, чтобы дать отдохнуть. Комплекс подобных обычаев позволял на протяжении многих веков производить на свет здоровых младенцев.

Вся жизнь казака была связана с конями. Об этом говорит уже один из первых обрядов, через который проходил казачонок – в годовалом возрасте его сажали на коня. К трём годам дети уверенно держались в седле и управляли конём. Пятилетние ребятишки гнали коней на водопой.

Восьми - десятилетние казачата могли не только проехать охлюпкой (без седла), но частенько забавлялись, на полном скаку становясь коню на спину. Молодой казак мог взлететь в седло с земли не касаясь стремени, владел джигитовкой.

Вершиной искусства владения конём была джигитовка, которая по признанию специалистов позволяет улучшить посадку, развивает ловкость, уверенность всадника. Умение уклониться от сабли, стрелы, а иногда и пули, пущенной противником, было жизненной необходимостью в бою.

Современный человек и не задумывается о том, сколько надо для этого приложить сил и умения, сколькому надо научиться, какой комплекс мышц накачать. Если говорить вкратце, то занятия конным спортом развивали вестибюлярный аппарат, брюшной пресс, икроножные мышцы, бицепсы, трицепсы, мышцы спины, то есть служили для создания гармонично развитого физически тела.

Большое значение в физической подготовке казака отводилось играм. Именно они, а не привычные для нашего времени тренировки, приводили к прекрасным результатам. Игры в большинстве своём были подвижные. Например, по воспоминаниям уроженцев станицы Кременской, у детей были следующие игры: с коня на конь, чехарда, краски, хвач, сверни голову, игра в зайца, шара, цыгана, ярки, шкуры. Была ещё игра «крапивное семя», при которой молодежь бегала с улицы на улицу по всей станице.

Каждая из игр вырабатывала то или иное умение, которое могло пригодиться казаку в битве. Например, дошедшая до начала ХХ века игра в бабки (кости) вырабатывала глазомер – не зря казаки славились своей меткостью.

Всё описанное касается обычных бытовых этнических игр. Отдельно в комплексе игрового обучения стоят шермиции, которые чем-то напоминают древнегреческую олимпиаду. Происхождение названия этого праздника неясно. Есть версия, что в основу слова «шермиции» положен глагол «шурмовать», то есть рубить или колоть шашкой и пикой. Возможно, поначалу так оно и было. Но уже в XVIII – XIX веках программа игр-шермиций значительно расширилась. В неё вошли не только упражнения с шашкой и пикой, но и скачки, джигитовка, стрельба из лука, кулачные бои, борьба «на гайтанах» (поясах), своеобразная полоса препятствия. Для каждой возрастной группы были свои виды испытаний.

Шермиции проводились в праздничные дни и часто носили полу-шутовской характер. Например, одним из обязательных пунктов зимних шермиций было взятие снежного городка. Именно этот момент масленичных шермиций запечатлел И. В. Суриков на своей картине.

На главной площади станицы строили снежные крепости (одну для детей, другую для взрослых), стены которой поливали водой – чтобы затруднить задачу штурмующим. На самую высокую точку снежной крепости устанавливали флаг, а рядом садился молодой казак, изображающий турецкого султана – в шапке, обмотанной полотенцами, и восточном халате. И начиналась забава! Игроки так увлекались боем, что порой дело доходило до кровопускания. Как свидетельствуют историки, в результате потешных сражений, молодое поколение казаков получало необходимые навыки для ведения реальных битв, училось действовать в команде, чувствовать плечо друга.

Кулачные бои проводились «на начало сева», «на растряс лугов», на праздники. Обычно сходились на кулачки жители разных концов станицы или хутор на хутор. Начинали драку подростки, бросая шапки, дразня обидными словами. Затем в бой вступали юноши постарше, за ними – взрослые казаки. Дрались лоб в лоб, упавших не били. За соблюдением правил боя тщательно следили старики. Провинившихся наказывали.

Одним их зрелищных моментов шермиций были танцы с фланкировкой шашкой. Казачий танец с шашкой относится к особому виду пляса – боевому. Отличие этого вида «хореографического искусства» в том, что каждое движение шашки или «танцора» - это имитация того или иного движения боя. Как говорилось выше, обучение казаков велось в игровой и развлекательной форме, но приносило щедрые плоды, сберегая жизнь в бою.

Помимо шермиций, которые носили праздничный характер, проводились многочисленные полевые игры и смотры «малолетков».

В первом случае игра напоминала «Казаков-разбойников». В ней участвовала подростковая часть станиц. Выходили ранним утром, делились на команды и начинали боевые действия друг против друга. Во время таких игр казачатам приходилось скакать на коне, ползать по-пластунски, переплывать реки, драться и т. д. За ходом игры порой следила вся станица. Победителей награждали старики.

Во втором случае речь идёт, скорее, о «Школе молодого бойца». На обозначенный атаманом пункт собирались казаки в возрасте 19 лет – то есть, будущие призывники. Несмотря на громкое название «смотр», это были будничные полевые сборы, на которых в течение месяца опытные казаки-наставники передавали молодым казакам воинские премудрости. И опять-таки, немалое место в этих учениях занимали приёмы боя на коне. А как же иначе, если казачьи части традиционно относились к кавалерии? Одних «малолетков» учили стрелять на скаку, других отмахиваться шашкой от врага, стоя на спине мчащегося коня, третьих – поднимать с земли платок или пятак. Молодые казаки рассыпались лавой и учились бороться с противником на конях. Без сомнения, преодолеть все трудности полевого «смотра» помогала предыдущая физическая подготовка.

Наследие казаков Дона при подготовке молодёжи к службе в армии, используется и в наши дни. К счастью сохранились традиции казачьего рукопашного боя, приёмы фланкировки шашкой. Шермиции на территории Ростовской области признаны национальным видом спорта казаков, и ежегодно проводятся на Дону, Кубани и Тереке.

КАЗАЧЬЯ МЕДИЦИНА

Казаки следили за своим здоровьем, поэтому достигли многого в области медицины.

Постоянное нахождение в седле должно было бы приводить к заболеваниям опорно-двигательной системы, или вызывать тяжелейшую усталость. Чтобы быть всегда в тонусе, они освоили методы массажа и знали точки на человеческом теле, на которые можно было воздействовать, чтобы снять напряжение. Если, например, затекала поясница, казак разминал мышцы голени с внутренней стороны ноги, и усталость проходила. Умели они вправлять вывихи и лечить переломы костей, извлекать из тела без операции пули.

Полевую хирургию они освоили задолго до её официального появления. Врачи в казачьих частях начали появляться только в конце XIX века, а методы удаления пуль, раздробленных костей или ампутации существовали ещё с запорожских времён. Операции традиционно проводили на закате, потому что в это время организм расслаблялся согласно своей природе и почти нет мух. Пациента поили водкой, чтобы снизить чувствительность (это был единственный случай, когда её пили), а конечность, которую предстояло ампутировать (внутриполостные операции не проводились) перетягивали жгутом и для потери чувствительности обкладывали льдом или лили на неё холодную воду. Для операции применяли крючки, которыми расширяли рану. Обеззараживание производили, прижигая края раны раскалённым на огне ножом. Применяли также для этого медный купорос. Перед операцией врачеватель мыл руки водкой, а его помощник кипятил инструменты в соляном растворе. Подавались они специальными щипцами и обязательно проносились через огонь (прокаливались). Во время операции непрерывно читалась молитва. Если было необходимо, что применялись лубки.

Основатель официальной военно-полевой хирургии Николай Иванович Пирогов был свидетелем одной из операций, проводившихся казаками, и описал её. Он отмечал слаженность всех казаков, принимавших в ней участие – и лекаря, и его помощника, и тех, кто держал пациента, и тех, кто в этот момент читал молитву. По его свидетельствам после операции пациенту не давали спать всю ночь. Если видели, что задремал, то били в бубен и плясали.

Большое значение в медицине казаков играли травы. Фитотерапией на начальной основе владел каждый казак и казачка. Самым распространённым средством лечения считалась полынь. Эту траву ассоциировали с родной степью. Чем же была полезна эта трава? Главный эффект, который она оказывала, был терапевтический – казаки верили, что она помогает изгонять тёмные силы, поэтому применяли её даже в таких случаях, в каких современная фитотерапия этого не делает. Но в полыни есть и настоящая лечебная сила – она повышает тонус организма.

Из других растений казаками использовались также для лечения мать-и-мачеха, конский щавель, калина, берёза и дуб. Мать-и-мачеха до сих пор используется в виде настоя для лечения бронхитов и кашля. Она даёт отхаркивающий и мягчительный эффект. Конский щавель применяют для лечения желудочно-кишечных расстройств. Берёза использовалась, как мочегонное средство. Калина помогала останавливать кровь или выгонять хворь через пот – лечила от нескольких заболеваний сразу. Таким же «универсальным» средством была и кора дуба, которую использовали при воспалениях ротовой полости, гортани, а также для лечения ожогов и некоторых кожных заболеваний.

Каждая травка, каждое деревце или кустик имеет целебную силу. Но какая из них какую именно силу имеет, лучше всего знали потомственные целители-травники. И в этом не было ничего странного или противоестественного, ведь, лечение людей – дело очень ответственное, поэтому начинать обучение этому искусству требовалось с детства.


ЗНАХАРИ ДОНА

Рассказ о «казачьей здраве» (то есть образе жизни казаков, который позволял им долго оставаться здоровыми) будет неполным, если не сказать о знахарях. Как уже говорилось, представителей официальной медицины среди казачьего населения было немного, поэтому основная нагрузка по лечению больных приходилась либо на травников, либо на ведунов, знахарей, «бабушек», которые лечили не только травами, но и заговорами и прочими «магическими приёмами».

Сведения о них к нам дошли в первую очередь благодаря учёным-филологам. Находясь в фольклорных экспедициях, они постоянно наталкивались на рассказы о знахарях, шептунах и других «шарлатанах» с точки зрения официальной медицины. Выяснилось, что во многих казачьих семьях до сих пор помнят некоторые молитвы-обереги, похожие на заклинания. Это – отголоски языческих верований, которые дошли до наших дней. Но, что примечательно, все знахари и знахарки использовали в своей практике наряду с заговорами настоящие молитвы, таким образом, показывая, что они «работают» с Богом.

Описание некоторых приёмов работы знахарей Дона можно найти в серии книг Дарьи Усвятовой «Казачий Спас». По утверждениям автора, она училась Казачьему Спасу у донской знахарки Домны Каликовой.

Мы не можем сказать, насколько полезно для пациентов было то, что делали знахари Дона. Поэтому остановимся только на культурологической части этого вопроса, для того, чтобы полнее узнать культуру казачьего народа.

Чаще всего к «бабкам»-знахаркам обращались молодые матери, поэтому большая часть ритуалов связана с лечением детей.

Какие существовали «лечебные» ритуалы у казаков? Широко известны «привязки» таких ритуалов к месту – например, к определённой части куреня. На особом месте стоял порог. Порог в суевериях у всех народов мира связан с гранью миров, поэтому отношение к нему был особенное. Это видно даже в нашем современном мире – есть примета, что через порог не разговаривают и ничего не передают. Так как же порог использовался в «лечебной» практике казаков? Через него передавали больного ребёнка, которого потом принимали через окно, и снова повторяли передачу. Обычно на улице стояла знахарка, которая требовала «продать» младенца. Трижды ей «продавали» его и трижды она через окно возвращала его в дом. Таким образом, знахари пытались запутать болезнь, прицепившуюся к ребёнку. Обычно таким образом лечили грыжу, рахит, анемию, дистрофию и другие недомогания.

Ещё один ритуал был связан с обменом больного ребёнка на здорового. На Верхнем Дону «сущец» (так обозначали целый комплекс болезней, связанных с недомоганием) лечили так: «бабушка» пекла бублик, вынимала у окна «глазок» (сучок) и напротив него устанавливала бублик. Мать трижды должна была с молитвой «Отче наш» передать знахарке больного ребёнка, а та возвращала, якобы, уже здорового.

В записях донских рецептов лечения лихорадки филологи нашли также обряд «кормления болезни», но заговоров в описании этого рецепта, не было.

Как относится к таким формам лечения современная наука? Неоднозначно. Давайте вспомним физику – раздел о резонансе. Наука признаёт, что звук может разрушать. Она уже сейчас признаёт и то, что звук может лечить – существует большое количество «терапий», основанных на звуковом воздействии на человеческий организм – книготерапия, музыкотерапия, стихотерапия и т. д. Так, может быть, и старинные заговоры обладали таким же свойством, если их правильно произносили?

 

Подводя итоги, скажем, что здоровье казакам обеспечивали физическая закалка (то есть профилактика заболевания), комплекс медицинских мер (в том числе и фитотерапия) и психотерапия (роль которой в давние времена принимали на себя молитвы и заговоры знахарей).


 

Литература

1. Бичехвост, Н. Ф. Тайны старых архивов / Н. Ф. Бичехвост. – Волгоград: Издатель, 2012. – 415 с.: ил.

2. Власкина, Т.Символическое значение жилища и его элементов в лечебных магических практиках казаков Верхнего Дона / Т. Власкина // Вешенский вестник: сб. статей и документов. Вып. 4. – Ростов-на-Дону: РостИздат, 2004. – С. 193-204.

3. Донские казаки в прошлом и настоящем / под общ. ред. Ю. Г. Волкова. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та; ГинГо, 1998. – 504 с.

4. Тимонин, А. Казачья джигитовка / Александр Тимонин // Казарла. – 2012. - № 3. – С. 20-21.

5. Усвятова, Д.Казачий спас. Сила и свет знахарей Дона / Д. Усвятова. - Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2007. - 320 с. - (Свет. Сила. Добро).

6. Усвятова, Д.Спаси и защити!: молитвы, заговоры, слова благие и черные / Д. Усвятова. – СПб.: Прайм-Евроознак, 2007. – 159 с. – (Казачий Спас).

7. Шалыгин, В. Мой край родной, казачий. Усть-Медведицкий округ области Войска Донского / Владимир Шалыгин. – 2-е изд. – Волгоград: Станица-2, 2004. – 368 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: