Замените придаточное определительное предложение синонимичным определением.




Пр.з.

Работу выполнила Кияева О.В.

Тема: «Развитие связной речи. Методика подготовки и написания изложений».

Погружение в проблему. Связная речь – это, с одной стороны, определенный результат коммуникации, с другой – процесс (речевая деятельность) – Т.А. Ладыженская. Связная речь предполагает наличие определенной внутренней (смысловой) и внешней (языковой), структурной связи ее частей – А. В. Текучев.

Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением, языковым оформлением высказываний (при выполнении специальных упражнений, при подготовке изложений и сочинений).

Необходимо формирование следующих умений:

· анализировать тему, уточнять ее границы;

· определять основную мысль;

· составлять план;

· систематизировать подобранный материал;

· правильно отбирать языковые средства.

Изложение – вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного).

Требования к тексту: он должен быть доступным, соответствовать уровню развития учащихся, обладать познавательным и воспитательным потенциалом, удовлетворять требованиям литературного языка.

Задание 1.: Пользуясь учебником (ами) по методике русского языка, представить основные виды изложений (ссылка: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева…):

· по цели: обучающие и подготовительные;

· по месту оформления работы: классные и домашние;

· по форме словесного выражения письменные и устные и д.р.

(Морозова И.Д. Виды изложений и методика их преподавания/ И.Д. Морозова.- Москва «Просвещение», 1990.-180с.)

Погружение в проблему. Этапы работы над обучающим изложением (5-9 классы):

1.Вступительное слово об авторе и произведении (при необходимости).

2.Чтение текста учителем или прослушивание записи текста.

3.Определение темы и основной мысли текста.

4.Анализ содержания (ответы на вопросы), словарная работа, анализ языковых особенностей.

5.Повторное чтение или прослушивание.

Задание 2. Назвать упражнения, которые можно использовать для подготовки учащихся к изложению (не менее 3-х, возможно использование учебника по русскому (ссылка):

Сократите предложения в ряду однородных членов предложения.

Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

После сокращения:

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

Замените придаточное определительное предложение синонимичным определением.

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
После сокращения:

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

3. Удалите из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

После сокращения:

Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

 

4. Расширьте составленный план записью наиболее выразительных языковых средств, а также трудных слов (эти слова заносятся в словарики).

(Ладыженская Т. А. Русский язык.)

 

 

Задание 3. Докажите или опровергните следующую точку зрения: Можно ли считать свободный и творческий диктанты как переходные формы к изложению и сочинению?

Свободный диктант – это диктант, предполагающий право свободно выбирать слова и сочетание слов при сохранении общего смысла предложений. Сначала текст читается целиком, проводится беседа по содержанию. Затем текст читается по логически законченным частям. Ученики записывают содержание каждой части так, как они запомнили. Если текст небольшой, то ученики записывают его сразу после повторного чтения. Этот вид диктанта способствует как совершенствованию навыков грамотного письма, так и развитию письменной речи. (Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ, М- «Просвещение» 2017г.)

Творческий диктант – это диктант, требующий переконструирования текста:

-диктант со вставкой слов (дополнить словосочетание подходящим по смыслу словом);

-диктант с изменением слов (заменить выделенные слова антонимами, заменить выделенную форму глагола глаголом другой временной формы и др.)

- диктант со вставкой предложений (например, дополнить предыдущий текст описанием внешнего вида лисицы, если в тексте говорится об этом животном) и др. (Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ, М- «Просвещение» 2017г.)

Ответ на вопрос: Да, я считаю, что свободный и творческий диктант – это переходные формы к изложению и сочинению. Так как свободный диктант предполагает право свободно выбирать слова и сочетание слов при сохранении общего смысла предложений, а творческий диктант предполагает дополнение подходящими по смыслу словами, заменой слов и т.д. Методике русского языка известны различные виды работ по развитию речи, которые успешно используются в школьной практике (изложения, сочинение и т.д.) Наряду с сочинением и изложением в методике русского язык разрабатываются отдельные виды диктантов, играющих важную роль в развитии речи учащихся. Особое место среди них занимает творческий и свободный диктант, который служит одновременно задачам развития речи и обучения правописанию, и переходной формой к изложению и сочинению.

Работу выполнила Кияева О.В.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: