Семинар № 17. ТЕМА 6. Рим в период принципата. (4 часа)




Методические рекомендации

При изучении источников необходимо выяснить социальную и политическую сущность принципата как нового государственного строя, пришедшего на смену сенатской республике. Следует определить, каким образом при сохранении республиканских форм правления Август фактически сосредоточил в своих руках всю полноту власти, какие причины вынуждали его рядиться в одежды республиканцев. В этой связи нужно внимательно проанализировать факты, сообщаемые Светонием. Важно проследить отношения принципата с различными слоями общества: сенатом, всадничеством, плебсом, провинциальными рабовладельцами, нужно выяснить, какова была социальная опора Августа. Характер источников требует критического к ним отношения, в связи с чем полезно сопоставить "Деяния божественного Августа" с рассказом Светония.

При подготовке ответа на третий вопрос нужно не просто охарактеризовать политику того или иного императора, а выяснить, какие мероприятия способствовали усилению или, наоборот, ослаблению новой системы власти. Особое внимание следует уделить событиям, разворачивавшимся после убийств Калигулы и Нерона, поскольку они позволяют оценить степень сформированности принципата.

На основе отрывков из Тацита и надписей следует проследить эволюцию принципата: преемственность и развитие провинциальной политики императоров, становление бюрократического аппарата империи, необходимо также выяснить вопрос о политической опоре императоров в сенате и об оппозиции императорской власти.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. II триумвират и оформление власти Октавиана.

2. Государственное устройство Рима в период принципата Августа.

3. Укрепление системы принципата при преемниках Августа в I в. н.э. (династии Юлиев-Клавдиев и Флавиев). Создание бюрократического аппарата.

4. Отношения императоров с сенатом и всадническим сословием.

5. Провинциальная политика императоров I в. н. э.

 

ИСТОЧНИКИ

Хрестоматия по истории Древнего Рима /под ред. В. И. Кузищина. М., 1987. Тема 12.

Практикум по истории древнего мира /под ред. И.С. Свенцицкой. М., 1981. Вып. 2. Светоний, Г. Т.Жизнь двенадцати цезарей /Г. Т. Светоний. М., 1990.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

История Древнего Рима /под ред. В.И. Кузищина. М, 2001.

История древнего мира. Кн. 3. Упадок древних обществ /под ред. И.Н. Дьяконова, ВД. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1989.

Егоров, А.Б. Рим на грани эпох. /А.Б. Егоров Л., 1985.

Ковалев, СИ. История Рима /СИ. Ковалев. Л., 1986.

Машкин. Н.А. История Древнего Рима /Н.А. Машкин. М., 1950.

 

Дополнительная

Машкин, Н.А. Принципат Августа /Н.А. Машкин. М.-Л., 1949. С. 311-316, 427-457.

Утченко, СЛ. Древний Рим. Люди, события, идеи /С'.Л. Утченко. М„ 1968.

Федорова, Е.В. Императорский Рим в лицах /Е.В. Федорова М., 1979.

Семинар № 18. ТЕМА 7. Римская культура (4 часа)

Методические рекомендации

Данный семинар имеет цель познакомить студентов с возникновением, развитием культуры Древнего Рима. Особое внимание уделяется выявлению особенностей древнеримской культуры и сравнения ее с древнегреческой.

В ходе подготовки к семинару студент должен не только познакомиться с текстом учебников и дополнительной литературы, а на этой основе подготовить сообщения по вопросам семинара, но и уделить внимание знакомству с иллюстративным материалом.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

1. Особенности римской культуры.

2. Римская мифология и религия.

3. Римская архитектура.

4. Римская скульптура и живопись.

5. Повседневная жизнь Древнего Рима.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

История Древнего Рима /под ред. В.И. Кузищина. М, 2001.

История древнего мира. Кн. 3. Упадок древних обществ /под ред. И.Н. Дьяконова, ВД. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1989.

Егоров, А.Б. Рим на грани эпох. /А.Б. Егоров Л., 1985.

Ковалев, СИ. История Рима /СИ. Ковалев. Л., 1986.

Машкин. Н.А. История Древнего Рима /Н.А. Машкин. М., 1950.

 

Дополнительная

1. Суздальский Ю.П. На семи холмах / Ю.П. Суздальский, Б.П. Селецкий, М.Ю. Герман. М., 1965.

2. Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972.

3. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.

4. Гайденко П.П. Эволюция понятия «наука»: становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

5. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1983.

6. Культура Древнего Рима. Т. 1-2. М., 1985.

7. Колпинский Ю.Д. Великое наследие Эллады. М., 1987.

8. Дмитриева Н.А. Античное искусство. М., 1988.

9. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

10. Древние цивилизации / под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

11. Словарь античности. М., 1989.

12. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

13. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.

14. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. Архитектура. Скульптура. Прикладное искусство. М., 1996.

Семинар № 19. ТЕМА 8. Возникновение христианства. (4 часа)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: