Проблема | Р. учителям | Р. родителям | Р. ученику |
Заниженная самооценка | 1. Корректность и осторожность – первое правило общения с таким учеником. 2. Старайтесь чаще беседовать с ребенком не только об учебе, но и на отвлеченные темы: интересные книги, искусство, спорт и т.д. Делайте это для того, чтобы в школьной среде ребенок не чувствовал себя чужим. 3. Интересуйтесь у ученика делами класса. Так вы сможете выявить его позицию и возникшие проблемы. 4. Если ребенок в растерянности – мягко направляйте его, ненавязчиво подсказывайте как можно поступить. | 1.Спросите у ребёнка совет. Отнеситесь к ребёнку как к равному, последуйте его совету, даже если он далеко не лучший – это придаст уверенности ребёнку и ощущения значимости. 2.Попросите помощи у ребёнка. 3.Чувствуйте моменты, когда взрослому можно побыть слабым – в воспитательных целях. 4.Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Лучше сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра. 5.Наказывайте и ругайте ребёнка конкретно за какой-то поступок, а не в целом. 6.Знайте, что негативная оценка плохо влияет на интерес и творческие успехи. 7.Ведите доверительные беседы с ребёнком, анализируя его поступки. 8.Любите своего ребёнка таким, какой он есть. | 1. Повесить стихотворение «Я такая лапочка! Я такая цаца!» в своей комнате. Каждое утро читать его с выражением или выучить. Я такая Лапочка! Я такая Цаца! На меня, Красавицу не налюбоваться! Я такая Умница, я такая Краля! Вы такой Красавицы сроду не видали! Я себя, любимую, холю и лелею! Ах, какие плечики! Ах, какая шея! Талия осиная, бархатная кожа! С каждым днём красивее, с каждым днём моложе! Зубки, как жемчужинки — с каждым днём прочнее! Ножки – загляденье — с каждым днём стройнее! Волосы шикарные — Вам и не мечталось! На троих готовили — Мне одной досталось! Никого не слушаю, коль стыдят и хают, Потому что лучшая! Потому что знаю! 2. Вести «Дневник успеха». Каждый вечер записывать свои достижения за день. Сравнивать записи за дни и недели. |
Сверхчувствительное отношение к неудачам | 1. Старайтесь предлагать посильные ученику задачи, чтобы избегать неудач. 2. Публично хвалите ребенка за правильно выполненные задания и не акцентируйте внимания на его промахи. Если есть проблема в усвоении материала, скажите ученику об этом лично. 3. Если у школьника что-то не получается, подбодрите его, скажите, что неправильно решенная задача – не повод для расстройства, а повод – для размышлений и более внимательного отношения к задаче. | 1.Спокойно, без агрессии реагируйте на неудачу ребенка. Не начинайте сразу отчитывать его. Выясните все аспекты ситуации. Слушайте, задавайте максимальное количество вопросов, выражающих ваше желание понять: что больше всего обидно для тебя в этой ситуации? и т.д. 2.Старайтесь снижать в процессе беседы значимость мнений преподавателей и одноклассников. Согласитесь, что они имеют место быть, но не стоит уделять им такое повышенное внимание. 3.Хвалите ребенка даже за маленькие поступки, чтобы он чувствовал вашу поддержку и свою способность к действию. Ни в коем случае не используйте наигранную похвалу, это отпугнет ребенка. | 1. Приучить себя делить одну большую цель на маленькие достижимые задачи. Так легче будет ее достигнуть и избежать провала. 2. Научитесь в любой негативной ситуации находить положительные стороны. Например: «Я сегодня не получил 5 по математике из-за своей невнимательности в подсчетах, зато учитель оценил мое понимание темы в целом и у меня не осталось вопросов по учебному материалу.» |
Низкий групповой статус, замкнутость | 1. Как можно чаще организовывайте совместную работу ученика с одноклассниками. Начните с малых групп (2-3 человека). Постепенно увеличивайте количество учеников в группе, меняйте их. Так ребенок сможет длительное время находиться в кругу ребят, что ему необходимо для того, чтобы получше узнать одноклассников, побыть в разных ситуациях общения и раскрыться. 2. Время от времени назначайте ученика лидером группы. Это придаст ему уверенности. | 1. Старайтесь чаще беседовать с ребенком в доброжелательной обстановке. В разговоре задавайте такие вопросы, как: как ты думаешь? Как бы ты поступил в этой ситуации? 2. Ребенок должен хорошо чувствовать значимость своего мнения в семье. На пользу пойдет проведение «Семейного совета» хотябы раз в неделю. На нем вы сможете поделиться своими достижениями и неудачами недели, что поможет ребенку открыться. | 1. Стараться разрешать конфликты в доверительной беседе. 2. Уверенно и спокойно демонстрировать свою точку зрения. Не бояться высказываться. 3. Сделать главной целью способность понять оппонента, а не победу в споре. |
Приложение 1
«Корректурная проба Бурдона»
Протокол
Показатели точности и продуктивности внимания | ||||||||
Показатель | Время в мин. | |||||||
A | 0.94 | 0.9 | 0,8 | 0,96 | 0,88 | |||
E |
Для удобства сравнения диаграмм единицы измерения шкалы Е изменены.
Тест «Методика изучения типа памяти»
Протокол
Тип памяти | Количество слов в ряду | Количество правильно воспроизведенных слов | Коэффициент типа памяти С = А/10 * 100% |
Слуховой | 60% | ||
Зрительный | 90% | ||
Моторно-слуховой | 60% | ||
Комбинированный | 30% |
Тест «Методика выявления особенностей мыслительных операций»
Протокол
Пара слов-понятий | Сходство | Тип | Различие | Тип |
1. стол-стул | Мебель | концептуальный | Форма | ситуативный |
2. корова-лошадь | Животное | концептуальный | Роль в жизни человека | функциональный |
3.трамвай-автобус | Транспорт | концептуальный | Наличие рельс | ситуативный |
4. озеро-река | Вода | концептуальный | Течение | функциональный |
5. река-птица | Отсутствует | Внешние данные | ситуативный | |
6. дождь-снег | Осадки | концептуальный | Время года | ситуативный |
7. поезд-самолет | Транспорт | концептуальный | Пространство передвижения | ситуативный |
8. ось-оса | Отсутствует | Внешние данные | ситуативный | |
9. обман-ошибка | Отсутствует | Отсутствует | ||
10. яблоня-вишня | Дерево | концептуальный | Плод | ситуативный |
11.ботинок-карандаш | Частота использования | функциональный | Внешние данные | ситуативный |
12. мальчик- человек | Человек | концептуальный | Пол | ситуативный |
13. молоко-вода | Жидкость | концептуальный | Цвет | ситуативный |
14. ветер-соль | Отсутствует | Отсутствует | ||
15. сани-телега | Применение | функциональный | Применение | функциональный |
16. воробей-курица | Птица | концептуальный | Вес | ситуативный |
17. дуб-береза | Дерево | концептуальный | Продолжительность жизни | функциональный |
18. картина-портрет | Вид искусства | концептуальный | Внешние данные | ситуативный |
Методика изучения скорости протекания мыслительных процессов
Протокол
Перо | Дерево | П-л-а | Э-о-ок | С-я-о-ть |
Гора | Замок | Овраг | К-н-а | Кустарник |
Поле | Камень | Картон | Сверло | Увидеть |
Коса | Серый | Зерно | Крыса | Апельсин |
Тело | Повод | Восток | Трава | С-а-ц-я |
Поля | Холод | Сугроб | Кружка | Чернила |
Вера | Песок | Ветка | Сказка | К-п-с-а |
Сила | К-э-л | Пиджак | Труба | Р-а-о-ть |
Душа | Зелень | Парта | Скала | С-е-о-а |
Река | Телега | Баллон | Пьеса | К-н-о-а |
Методика диагностики типа школьной мотивации
Протокол
шкала 1а | шкала 1б | шкала 2 | шкала 3 | шкала 4а | шкала 4б | шкала 4в | шкала 5а | шкала 5б | шкала 6 | шкала 7 | шкала 8 | шкала 9 |
1) нет | 2) да | 3) да | 4) нет | 5) нет | 6) нет | 7) да | 8) нет | 9) нет | 10) да | 11) нет | 12) да | 13) нет |
14) нет | 15) да | 16) нет | 17) да | 18) нет | 19) да | 20) нет | 21) да | 22) нет | 23) да | 24) да | 25) нет | 26) да |
27) да | 28) да | 29) нет | 30) нет | 31) да | 32) да | 33) да | 34) да | 35) да | 36) нет | 37) нет | 38) нет | 39) да |
Подсчет баллов по дополнительным шкалам как среднее арифметическое нескольких шкал:
Шкала 4 – среднее между значением шкалы 4а, 4б и 4в (5, 6, 7 столбца)
Шкала 5 – среднее между значением шкалы 5а и 5б (8, 9 столбца)
Шкала 10 – среднее по шкалам 4а и 7 (5, 11 столбца)
Шкала 11 - среднее по шкалам 4в и 5б (7, 9 столбца)
Шкала 12– среднее по шкалам 4б и 5а (6, 8 столбца)
Протокол
Среднее арифметическое | |
Шкала 4 | 1,7 |
Шкала 5 | 1,5 |
Шкала 10 | |
Шкала 11 | 1,5 |
Шкала 12 |
Приложение 2
Фото протоколов